Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 12:30, лекция
Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
) См Лазарев В.В. Применение советского права Казань, 1972. С. 24.
Вопрос о существовании
положительных санкций
А.В.Мицкевич: «Закреплённые в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкции»[4] .
Ф.М.Райанов: «Санкция – часть нормы, где речь идёт о неблагоприятных последствиях, которые наступают в отношении нарушителя требований этой нормы».[5]
А.Б.Венгеров: «Санкцией обозначают обеспечивающий механизм правовой нормы – указания на те неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителя правила поведения».[6]
………………………………………………………………………………
Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Признаки правового
поощрения заключаются в
1. Оно связано с заслуженным поведением.
2. Поощрение сопряжено
с сугубо добровольным
3. Меры поощрения
юридически одобряют
4. Поощрение взаимовыгодно
для общества и субъекта, осуществляющего
его, сочетает различные
5. самый действенный.
Вернёмся к классификации.
Малько пишет, что «в своей деятельности
люди учитывают, что желаемые или
не желаемые ими юридические последствия
обусловлены определёнными
Если лицо рассчитывает на определённые последствия своего поведения, то оно согласует свои поступки с требованием правовой нормы: именно так юридический факт-стимул вызывает поведенческую реакцию.
Как говорилось выше, стимулирующими элементами на уровне диспозиции выступают: субъективное право, законный интерес и льгота. Первое и второе традиционно рассматривают вместе.
«Законный интерес – это отражённое в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определённой степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также, в некоторых случаях, обращаться за защитой к компетентным органам – в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным»[9] , а «Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определённых возможностей индивида: возможности пользоваться определённым социальным благом; возможности совершать определённые действия и требовать соответствующих действий от других лиц; возможности обращения к государству с требованием защиты или восстановления нарушенного права»[10]
Нетрудно проследить ключевое отличие: оно состоит в том, что субъективное право всегда обеспечивается юридической необходимостью, то есть, наличию права у одного участника правоотношений соответствует наличие обязанности у другого участника, в то время, как субъективное право - юридическая возможность, для реализации, которой достаточно желания обладателя этой возможности – того, кто имеет право, а законный интерес – простое дозволение, не требующее соответствующего поведения от других лиц.
Говоря об обеспечении
субъективных прав посредством обязанностей,
следует упомянуть, что «увеличение
субъективных прав граждан всегда приводит
к увеличению обязанностей, при этом,
чем активнее конкретный субъект
пользуется своими правами, тем больше
обязанностей он порождает у противостоящих
ему участников отношений»[11] . Такое
интересное наблюдение делают А.В.Малько
и В.В.Субочев в статье «Законный интерес
и юридическая обязанность: актуальные
вопросы соотношения». На наш взгляд, увеличение
прав – позитивный процесс, а сопутствующее
ему увеличение обязанностей – разумная
цена за него.
Ещё одной разновидностью
правовых стимулов, проявляющихся на
уровне диспозиции, является льгота. И.С.Морозова
пишет, что «Правовые льготы – это юридическое
средство, с помощью которого создаётся
режим наибольшего благоприятствования
для удовлетворения потребностей субъектов,
имеющее для последних компенсационное,
стимулирующееся, либо гарантирующее
значение»[12] .
Компенсационный
характер правовых льгот состоит
в создании хотя бы примерно равных
возможностей для развития лиц, находящихся
в неравных условиях в силу биологических
и социальных причин. Так, вовлечение
в трудовую деятельность слепых и
людей с плохим зрением было бы
невозможно без установления для
них законом особых условий труда.
Следовательно, принцип социальной
справедливости требует установления
в данном случае определенного изъятия
из принципа равноправия граждан, а
сами льготы слепым и людям с плохим
зрением приобретают
Вместе с тем, льготы
нельзя полностью отождествлять
с компенсациями, ибо в ряде случаев
наряду с компенсационной они
выполняют и стимулирующую
Мы считаем, что
льготы максимально раскрывают своё
значение при использовании
Нам удалось познакомиться
со статьёй Киселёвой и Малько,
посвящённой истории института
правового поощрения в России[
Поощрения в условиях
резкой поляризации современного российского
общества носят
все больше политизированный характер.
Власть подчас
проявляет изощренную
избирательность в
И все же характерной
для современного института поощрения
остается тенденция расширения сферы
его действия, появление и развитие
новых видов поощрения, стремление
в полной мере использовать стимулирующий
потенциал данного юридического
средства. В настоящее время важно
поднять социальную значимость поощрительных
норм путем усиления их юридической
гарантированности, что уже подтверждается
некоторыми нормативными актами, принятыми
за последние годы.
Таким образом, исследование
генезиса института правового поощрения
показывает, что данный институт эволюционировал
от простых форм к более сложным. Первоначально
поощрения имели в основном примитивный
характер и распространялись лишь на небольшой
круг общественных отношений. Затем поощрения
стали усложняться вместе с самой жизнедеятельностью
общества, с характером социальных связей,
с происходящими в государстве изменениями.
За более чем тысячелетний этап развития
меры поощрения в российском законодательстве
из неупорядоченных и отдельных элементов
«доросли» до уровня разветвленной системы,
межотраслевого юридического института.
Еще один вывод заключается
в том, что при принципиальном
изменении власти, как правило, принципиально
менялась и система поощрения, которая
зачастую данную власть обслуживала. История
подтверждает это многократными
примерами
Система правовых поощрений
в конкретно-исторический период развития
России — своеобразная реакция на
актуальные потребности и проблемы,
существовавшие в тот или иной
момент в данном российском обществе,
ибо институт поощрений является
комплексным юридическим
Следует подчеркнуть,
что возникновение и эволюция
правовых форм поощрения, их качественное
изменение и количественный рост
всегда были зависимы, производны от состояния
базисных отношений. Объем правового
поощрения, как и масштаб принуждения,
обусловлен в своей основе сущностью
государства и права. Соответственно
социально-экономическому и политическому
развитию общества появлялись и совершенствовались
новые формы и виды поощрений.
При этом, чем более высоким был уровень
цивилизованности общества, тем более
широкие сферы социальной жизни были охвачены
поощрительными средствами.
На протяжении длительного
исторического периода
Между тем необходимо
активнее и целенаправленнее использовать
данные меры, дополнять их новыми существенными
компонентами, которые смогут оптимизировать
регулирование современных
Помимо классификации
по объёму, отрасли и в зависимости
от элемента структуры правовой нормы,
существует классификация правовых
стимулов в зависимости от времени
их действия. Выделяют временные и
постоянные стимулы. К постоянным относится
субъективное право, а к временным - разовое
поощрение. Кроме того, существует классификация
в зависимости от содержания. При использовании
этого подхода выделяют морально - правовые
и материально – правовые стимулы.
Таким образом, правовые
стимулы – это очень широкая
и не до конца изученная тема,
а её практическое и теоретическое
значение очень велико.
2. Правовые ограничения
2.1. Понятие правового
ограничения.
Толковый словарь
русского языка определяет «ограничение»
как «стеснение, ограничивающее права,
возможности»[16]
К.К.Гасанов и А.В.Стремоухов
в статье, которая называется «Абсолютные
права человека и ограничение прав» выделяют
четыре существенных признака, которые
характеризуют правовые ограничения: