Правововые стимулы и ограничения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 12:30, лекция

Описание работы

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Работа содержит 1 файл

Правовые стимулы и ограничения..docx

— 36.76 Кб (Скачать)

Правовой  стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

 1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

 2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на  упорядоченное изменение общественных  отношений, выполняют функцию  развития социальных связей. В  этих признаках заключается их  необходимость и социальная ценность.

Правовые стимулы  классифицируются по многим основаниям. В зависимости от элемента структуры  нормы права можно выделить юридический  факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция).

=В своей деятельности люди учитывают, что желаемые или нежелаемые ими правовые последствия обусловлены определенными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях они стремятся к возникновению юридических фактов, а в других же, наоборот, препятствуют их появ-лению. Например, согласно статье 242 КЗоТ РФ, для получения пенсии необходим соответствую-щий трудовой стаж.

Следовательно, лицо, рассчитывающее получить пенсию, вынуждено  согласовывать свое поведение с  закрепленными в норме юридическими фактами, прежде всего учитывать необходимость накопления соответствующего трудового стажа. Таким образом, юридический факт стиму-лирует определенное поведение, выступая в роли факта-стимула.

=На уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает субъективное право, которое выражает возможность действия и связано с удовлетворением собственных интересов.

Наряду с субъективным правом стимулирующим средством в диспозиции может быть и законный интерес (охраняемый законом интерес), который является разновидностью дозволений и направлен на удовлетворение собственных интересов.

Вместе с тем  законный интерес и субъективное право – различные правовые дозволения. Субъективное право – дозволение, которое возводится в правовую возможность, обеспеченную юридической необходимостью. Законный интерес тоже можно считать возможностью, но пре-имущественно фактической. Это лишь разрешенность действий. Следовательно, законный интерес есть простая правовая дозволенность, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Данное положение может служить главным критерием для разграничения субъективных прав и законных интересов.

Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобож-дении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения. Например, фиксируя в нормативных актах налоговые льготы для предпринимателей, законодатель стимлирует в конечном счете общественно полезную деятельность определенных категорий граждан, повышает позитивную активность, создает благоприятные условия для удовлетворения их интересов.

Поощрение выступает в роли стимула на уровне санкции, ведь санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными.

……

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые стимулы подразделяются на коституционные, гражданские, экологические и т.п.;

в зависимости от объема – на основные (субъ-ективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); в зависимости от вре-мени действия – на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависи-мости от содержания – на материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодар-ность).

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ  ПРАВОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Правовое ограничение  – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для  удовлетворения интересов контр  -субъекта и общественных интересов в охране и защите.

 Общие признаки  реализации правовых ограничений:

1) они связаны  с неблагоприятными условиями  (угроза или лишение определенных  ценностей) для осуществления  собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание  и одновременно на удовлетворение  интересов противостоящей стороны  и общественных интересов в  охране и защите;

2) сообщают об  уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью  обязанностей, запретов, наказаний  и т.п.;

3) обозначают собой  отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение  негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию ихохраны.

Правовые ограничения, как и правовые стимулы, различны. Классификации их во многом схожи, ибо  они в процессе правового воздействия  взаимодополняют друг друга. Так, в зависимо-сти от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция).

Фактами-ограничениями  являются сдерживающие обстоятельства,установленные в гипотезе нормы права. В частности, в соответствии со статьей 17 Семей-ного кодекса РФ факт беременности жены лишает мужа права на развод без ее согласия, препятствует прекращению правоотношения; согласно статье 14 этого же Кодекса факт состояния в од-них правоотношениях (родства) преграждает возникновение других

(брачных) и т.п.

-Правовыми ограничениями в диспозиции выступают юридические обязанности, ибо они сдерживают обязанное лицо от удовлетворения собственных интересов и заставляют его действо-вать в интересах упра-вомоченного. В противном случае интересы управомоченного не будут удовлетворены. Обязанности позволяют действовать только жестко указанным в законе способом и тем самым ограничивают действия обязанного лица, сдерживают его от всех иных поступков, противоречащих обслуживаемому субъективному праву. Обязанность – это необходимость, за ко-торой (в случае ее нарушения) стоят меры наказания. «Что такое обязанность? – писал Г.Ф. Шер-шеневич. – Это прежде всего сознание связанности своей воли... Человек действует не так, как побуждают его собственные интересы, он считает необходимым ограничить себя в возможном фактически осуществлении интересов из-за интересов других». «Обязанность, – заметил Гегель, – есть ограничение...»2. Первоприрода обязанностей такова, что они призваны быть оборотной сто-роной субъективного права как стимулирующего средства.

В диспозиции фиксируются  и запреты, которые выступают своего рода пассивными обязанностями. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на гражданина обязанность воздерживаться от запрещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны. По своей сущности запреты – такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать нежелательные, противоправные деяния.

Среди правовых ограничений, близких к запрету, выделяют приостановления, которые вы-ступают своего рода временными и конкретными запретами на использование должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями своих функциональных обязанностей. Так, в соответствии с частью 2 статьи 270 КоАП РСФСР («Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы или принесением протеста») «принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста».

Приостановление не является юридической ответственностью, ибо оно не содержит итого-вой оценки, а лишь предполагает дальнейшее разрешение возникшего вопроса. Вместе с тем при-остановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа. Оно временно прекращает существующее пра-воотношение, сдерживая наступление возможных общественно вредных последствий.

Следующим элементом  в структуре правовой нормы выступает санкция, в которой уста-навливаются различные виды наказаний. Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого человек в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Сущности правовых стимулов и ограничений проявляются  наиболее полно в поощрениях и  наказаниях. Далеко не случайно слово  «стимул» в словарях толкуется подчас как поощрение, а понятие «поощрение»  употребляется в паре с «наказанием».

Общие признаки поощрений  и наказаний:

1) они являются  правовыми средствами воздействия  на интересы

лиц;

2) для них установлены  определенные процедуры применения – формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

3) обеспечиваются  мерами государственной защиты, гарантируются законом;

4) выступают одновременно  в качестве наиболее сильных  обеспечивающих факторов реа-лизации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т.п.);

5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой  связи будут зависеть от того, что применяется – поощрение  или наказание;

6) для их наступления  необходимо кроме объективной  стороны еще и определенное  субъ-ективное состояние лица – выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.

Различия между  поощрением и наказанием:

1) если поощрение  как заслуженная мера призвана  подкрепить положительное поведение,  характеризующее позитивные цели  и мотивы субъекта, а также  превосходящее обычные требова-ния, то наказание – тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений;

2) если меры поощрения  связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания– с элементами взаимовредности;

3) если поощрение  – мера одобрения, то наказание  – мера осуждения, вызывающие  соот-ветственно у лица положительные или отрицательные эмоции;

4) у них по-разному  проявляется связь с благом, ценностями  – если при применении поощ-рения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей;

5) если в наказании  заложены силы, подтягивающие, так  сказать, поведение личности до  нормы, то в поощрении –  силы, поднимающие такое поведение  выше нормы;

6) при соотношении  поощрений и наказаний ведущую  роль отводят поощрениям, которые,  создавая больше альтернатив  поведения, представляют собой  более гибкое воздействие, чем  нака-зание.

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые ограничения  можно подразделить на конституционные, административные, уголовные и т.п.; в зависимости от объема – на полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение  дееспособности несовершенно-летних в  возрасте от 14 до 18 лет); в зависимости  от времени действия – на постоянные (установ-ленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); в зависимости от содержания – на материально-правовые (лишение премии) и мо-рально-правовые (выговор).

Второй признак  характеризует проблему их взаимообеспечения. Так, установление в части 2 статьи 8 Конституции РФ 1993 г. права частной собственности выступает мощным юридическим стимулом. Однако для того чтобы он начал действовать и был к тому же справедливым, государство должно для собственников фиксировать юридические ограничения, устраняя тем самым нежелательные для общества крайности в использовании собственности.

Власть собственника по отношению к принадлежащей  ему вещи не безгранична, ибо он обязан принимать меры, предотвращающие  ущерб здоровью людей и окружающей среде; вынуж-ден в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательством, допускать ограни-ченное пользование его имуществом другими лицами и т.п. В целях нормальной реализации права собственности государство через такие формы, как запреты, обязанности, наказания и др., должно ставить правовые ограничения и в отношении всех посягающих на эту собственность.

Следует иметь в  виду и другие связующие нити их взаимообеспечения. Так, юридическая обязанность есть правовое ограничение для собственных интересов обязанного лица, направлен-ное одновременно на действие его в интересах управомоченного. Для наиболее эффективного выполнения отдельных обязанностей, в которых заинтересовано общество и государство, устанавливаются меры поощрения, необходимые для того, чтобы стимулировать подобное осуществление (т.е. процесс ограничения собственных интересов во имя интересов управомоченного и интересов общества в целом) путем обещания за данные постоянные социально полезные действия соответствующих благ, ценностей*. Этим самым поощрение в случае заслуженного поведения обязанного лица компенсирует затраты, некоторую самоущемленность одних интересов за счет удовлетворения других.

Информация о работе Правововые стимулы и ограничения