Автор: Анна Форман, 22 Октября 2010 в 13:54, курсовая работа
Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей
1. Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей
1.1. Конституционно-правовое законодательство о суде
1.2. Особенности судебной власти Российской Федерации
1.3. Судейское самоуправление
2. Организация судебной власти
2.1. Единство судебной системы и разновидности судов Российской Федерации
2.2. Организационное обеспечение судебной деятельности
3. Конституционно-правовой статус судей
3.1. Требования, предъявляемые к судье
3.2. Порядок формирования судейского корпуса
3.3. Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их гарантии
4. Конституционные принципы правосудия
Список используемой литературы
Верховный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий. Пленум - весь состав суда, созываемый не реже одного раза в четыре месяца. В его заседаниях в обязательном порядке участвуют Генеральный прокурор и министр юстиции. Пленум обобщает судебную практику, рассматривает представления Генерального прокурора и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов РФ, военных судов о практике применения законодательства, утверждает составы названных выше трех судебных коллегий.
В состав президиума Верховного Суда РФ входят Председатель, его заместители и несколько судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Президиум рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь судам, координирует их деятельность с Министерством юстиции РФ, анализирует судебную практику, судебную статистику, рассматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.
Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают дела, относящиеся к их ведению, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщают судебную практику.
Военные суды - разновидность судов общей юрисдикции. Они создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Существуют окружные, флотские и гарнизонные военные суды. В окружном военном суде рассматриваются дела по первой инстанции по гражданским и административным делам единолично судьей или в составе коллегии из трех судей, уголовные дела - в составе коллегии, одного судьи, трех судей, или судами присяжных. Окружной суд рассматривает также дела по второй инстанции. В гарнизонном суде рассматриваются дела только по первой инстанции6.
Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. Они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемые могут выбирать, будут рассматривать их дело профессиональные судьи или суд присяжных.
Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции, субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Главные условия - российское гражданство, возраст 25-70 лет, отсутствие судимости. Список присяжных заседателей составляется судом, они привлекаются к рассмотрению дела путем слепой выборки из списка. Присяжные заседатели решают лишь вопросы о виновности или невиновности лица, а все правовые вопросы решает судья. Присяжные должны стремиться прийти к единому решению. Если это не достигнуто после трехчасового совещания, решение ими принимается большинством голосов. Приговоры, вынесенные судом присяжных, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.
В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи.
Мировые судьи - суды общей юрисдикции субъектов РФ, не входящие в единую судебную систему России. Поэтому существует и Федеральный Закон «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 г. №188-ФЗ в ред. от 11.02.2010 г., и принятые в соответствии с ним законы субъектов РФ о мировых судьях. Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет. В большинстве законов субъектов РФ о мировых судьях закреплен принцип назначения мировых судей. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями определяется федеральными законами, по административным делам - законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение - соответствующим субъектом РФ.
Мировые судьи рассматривают (единолично) по первой инстанции ограниченную категорию дел. Они вправе: 1) рассматривать уголовные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; 2) издавать судебные приказы; 3) расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений; 4) рассматривать имущественные споры, если цена иска не превыше 50 000 р.; 5) рассматривать административные правонарушения; 6) разрешать трудовые споры.
Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ, при этом численность их населения должна составлять 15-30 тыс. человек.
Суды общей юрисдикции не разрешают дела о соответствии Конституции РФ федеральных нормативных актов и нормативных актов субъектов РФ. Если же при рассмотрении конкретного дела суд приходит к выводу о неконституционности закона, иного правового акта, он не вправе применять его и должен обратиться с запросом по этому случаю в конституционный (уставный) суд. Вне рассмотрения конкретного дела суды общей юрисдикции могут проверять соответствие нормативных актов нижестоящих органов исполнительной власти нормативным актам вышестоящих органов и закону и принимать постановления, объявляя несоответствующие акты недействующими.
Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела. В арбитражных судах дела могут рассматриваться при участии арбитражных заседателей. Арбитражными заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие профессиональное, экономическое, финансовое, юридическое образование и стаж работы по этой специальности или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. На территории одного субъекта может быть несколько арбитражных судов, и один арбитражный суд может быть создан для нескольких субъектов. Окружные арбитражные суды создаются для нескольких субъектов РФ. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела по первой инстанции, а иногда и в качестве апелляционной инстанции. Суды особых апелляционных округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи арбитражных судов округов в субъектах РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судья не может быть назначен на должность без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также возможно только по решению такой коллегии.
Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Полномочия этих органов похожи на полномочия соответствующих органов в Верховном Суде РФ.
Для рассмотрения споров, вытекающих из некоторых гражданско-правовых отношений, законом предусматривается создание третейских судов. Постоянные третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами и действуют при них. Временные суды создаются для разрешения конкретного спора соглашениями сторон. Если решение третейского суда не выполняется добровольно, сторона может обратиться в государственный суд, который выдает исполнительный лист или отказываете в его выдаче.
Создание
чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных
вне общей системы и осуществляющих судебный
процесс вне правил, установленных законом,
запрещено. Такие суды не могут создаваться
и в условиях экстремальных ситуаций7.
2.2. Организационное обеспечение судебной деятельности
Для организационного обеспечения деятельности судов при Верховном Суде РФ создан Судебный департамент - федеральный государственный орган, осуществляющий обеспечение работы всех судов общей юрисдикции, военных и специальных судов, органов судейского сообщества, в том числе финансирование мировых судей. Возглавляет Судебный департамент генеральный директор, назначаемый и увольняемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. При генеральном директоре в качестве совещательного органа действует коллегия в составе его заместителей и других работников департамента.
Обеспечение порядка при осуществлении судебной деятельности и задача исполнения судебных решений по гражданским делам возложены на судебных приставов. Федеральная служба судебных приставов входит в систему Министерства юстиции РФ. Различаются два вида судебных приставов: 1) судебный пристав по обеспечению порядка деятельности судов; 2) судебный пристав-исполнитель. Исполнением судебных приговоров по уголовным делам занимаются специальные органы исполнительной власти8.
Судебная деятельность неразрывно связана с участием обвинителя (представителя государства) и защитника. Обвинителем, представителем государства выступает прокурор. Профессиональную защиту осуществляет адвокат. В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 г. №63-ФЗ в ред. от 03.12.2007 г. адвокатура - это сообщество адвокатов, общественный институт, не входящий в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Адвокатская деятельность не рассматривается как предпринимательская, адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности. В каждом субъекте РФ присутствуют адвокатские палаты, все адвокаты должны быть ее членами.
К судебной деятельности имеет отношение нотариат, в ряде случаев суды принимают к рассмотрению только документы, удостоверенные нотариусами. Создана федеральная нотариальная палата, другие палаты.
3. Конституционно-правовой статус судей
3.1. Требования, предъявляемые к судье
Судьей может быть только гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Для судей вышестоящих судов установлен повышенный возраст (30 лет), а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший 35 лет и имеющий стаж по юридической специальности не менее 10 лет. Для судей Конституционного Суда РФ предусмотрены еще более высокие требования: 40-летний возраст и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.
Законом «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г. №3132-ФЗ в ред. от 29.03.2010 г. установлены повышенные требования к судьям. Судьей может быть гражданин РФ, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, не вправе участвовать в политических мероприятиях. Он не может быть депутатом представительного органа, не вправе совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Кандидат на должность судьи проходит медицинское освидетельствование и не может занимать эту должность, если не удовлетворяет определенным медицинским критериям9.
3.2. Порядок формирования судейского корпуса
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 128) судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Остальные федеральные судьи назначаются Президентом РФ после прохождения процедуры, установленной законом. Для назначения судей, в том числе, судей военных судов, требуется представление Председателя соответственно Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда, решение соответствующей квалификационной коллегии. Субъекты РФ назначать судей не вправе. Исключение составляют судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировые судьи.
Представлению на должность судьи предшествует согласование кандидатуры федерального судьи с законодательным (представительным) органом того субъекта РФ, на территории которого судье (суду) предстоит работать.
До
представления и согласования происходит
отбор на должность судьи, который осуществляется
на конкурсной основе. Любой гражданин,
удовлетворяющий установленным в законе
возрастным и иным требованиям, может
быть допущен к сдаче квалификационного
экзамена, который принимается комиссией,
состоящей при квалификационной коллегии
судей. Лицо, уже являющееся судьей и желающее
занять другую вакантную должность, экзамен
не сдает. По результатам экзамена квалификационная
коллегия судей дает заключение, которое
ложится в основу представления (непредставления)
на должность судьи. Председатели судов
и их заместители назначаются сроком на
шесть лет, но не более чем на два срока
подряд. Судьи районных судов, а также
судьи военных судов, назначаемые на должность
впервые, назначаются на три года. Это
своего рода испытательный срок. По его
истечении они могут быть назначены в
зависимости от результатов работы без
ограничения срока полномочий. Предельный
возраст для пребывания в должности судьи
- 65 лет (для судей Конституционного Суда
РФ - 70 лет)10.
3.3. Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их гарантии
Конституция РФ (ч. 1 ст. 120) устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В этой формулировке соединены два начала: независимость, с одной стороны, и подконтрольность закону - с другой.
Независимость означает, что исключается постороннее воздействие на судей при осуществлении судебного процесса. В частности, при вынесении судом решения в совещательной комнате могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу. Закон устанавливает уголовную ответственность за вмешательство в осуществление правосудия. Судья не обязан отчитываться перед кем-либо в своей деятельности, не должен давать каких-либо разъяснений по существу рассмотренных им дел или находящихся в производстве, не обязан представлять их кому-либо для ознакомления (если только такой порядок не предусмотрен федеральным законом). Судья вправе подать в отставку по своему желанию. Его независимость гарантируется также особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу.