Правовой статус судебной власти

Автор: Анна Форман, 22 Октября 2010 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей

Содержание

1. Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей
1.1. Конституционно-правовое законодательство о суде
1.2. Особенности судебной власти Российской Федерации
1.3. Судейское самоуправление
2. Организация судебной власти
2.1. Единство судебной системы и разновидности судов Российской Федерации
2.2. Организационное обеспечение судебной деятельности
3. Конституционно-правовой статус судей
3.1. Требования, предъявляемые к судье
3.2. Порядок формирования судейского корпуса
3.3. Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их гарантии
4. Конституционные принципы правосудия
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Правовой статус судебной власти.rtf

— 265.59 Кб (Скачать)

     Содержание 

    1. Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей

    1.1. Конституционно-правовое законодательство о суде

    1.2. Особенности судебной власти Российской Федерации

    1.3. Судейское самоуправление

    2. Организация судебной власти

    2.1. Единство судебной системы и разновидности судов Российской Федерации

    2.2. Организационное обеспечение судебной деятельности

    3. Конституционно-правовой статус судей

    3.1. Требования, предъявляемые к судье

    3.2. Порядок формирования судейского корпуса

    3.3. Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их гарантии

     4. Конституционные принципы правосудия

     Список используемой литературы

 

      1. Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей 

     1.1. Конституционно-правовое законодательство о суде

     Судебной власти посвящена гл. 7 Конституции РФ. На основе положений Конституции РФ приняты несколько федеральных конституционных законов: «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ в ред. от 05.04.2005 г., «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 г. №1-ФКЗ в ред. от 30.04.2010 г., «О военных судах РФ» от  23.06.1999 г. в ред. от 30.04.2010 г., «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г. в ред. от 07.06.2004 г.; приняты федеральные законы «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 г. №188-ФЗ в ред. от 11.02.2010 г., «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г. №3132-ФЗ в ред. от 29.03.2010 г., «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г. №45-ФЗ в ред. от 22.08.2004 г., «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 г. №30-ФЗ в ред. от 25.12.2008 г. и некоторые другие. В последние годы во многие из этих актов внесены изменения, повышены статус судей и их ответственность.

     Главы о судебной власти имеются в конституциях и уставах некоторых субъектов РФ. В них принимаются также законы, относящиеся к судебной деятельности, но такое регулирование (за исключением положений о конституционных, уставных судах и отчасти - о мировых судьях) иногда выходит за сферу предметов ведения субъекта РФ.

     Задача судебной власти, судов - обеспечение правосудия, которое в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства и только судами, созданными в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными законами. Создание чрезвычайных и иных судов, не предусмотренных федеральными законами, не допускается1.

     В России действуют федеральные суды и суды субъектов РФ. Федеральные суды - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, субъектов РФ). К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. Все они составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

     В Российской Федерации существуют также третейские суды, другие суды, которые действуют на общественных началах. Они не входят в единую систему судов, осуществляющих государственную власть. Их решения не обеспечиваются непосредственно государственным принуждением. Они могут быть в определенных случаях признаны подлежащими исполнению, если их утвердит государственный суд. Решения церковных судов государственными судами не рассматриваются.

     Конституционное право устанавливает лишь основы организации и деятельности судебной власти. Детально судебная деятельность (кроме конституционных и уставных судов) регулируется отраслевыми кодексами: уголовным, гражданским, трудовым и др2.  

     1.2. Особенности судебной власти Российской Федерации

     Судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы ею не наделены.

     В отличие от законодательной власти, суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью. Суд применяет законы, осуществляет государственную власть в форме правосудия3.

     Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реализуется в процессе рассмотрения судом различных дел и споров, жалоб на действия должностных лиц и других дел. Словом, суд призван разрешать конфликты в обществе, используя государственную власть.

     Разрешая эти конфликты, суд действует не как учреждение со своим штатным составом, а в форме судебного заседания, судебного присутствия, когда официально объявлен и начат судебный процесс. Конкретное дело рассматривает и решает судебный состав. Профессиональные судьи и арбитражные заседатели рассматривают дела в арбитражных судах. Именно профессиональные судьи, рассматривающие конкретное дело, осуществляют судебную власть от имени государства.

     Для осуществления судебной власти особое значение имеет соблюдение процессуальной формы. Решение суда, даже правильное по существу, по жалобе одной из сторон, по протесту прокурора может быть отменено вышестоящим судом и направлено на новое рассмотрение, если нарушена форма процесса.

     По значительным делам судебная власть осуществляется коллегиально, что должно быть гарантией объективности, обоснованности принятого решения. Единолично решают дела мировые судьи, но и тогда они действуют в судебном процессе. Вне процесса судья может осуществлять некоторые другие полномочия, издавая судебный приказ. Такие акты могут иметь временный характер и в связи с обращением стороны могут быть оспорены в судебном заседании.

     Суд решает дела в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, внутренним убеждением судей, которое сложилось в ходе рассмотрения дела в судебном процессе. Суды и судьи не находятся в иерархическом подчинении, ни вышестоящий суд, ни какой-либо другой государственный орган не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное конкретное дело. Контроль за деятельностью судов имеет лишь форму пересмотра дела по апелляции или кассации вышестоящим судом, а в отношении судей контроль осуществляется органами судейского самоуправления.

     Правосудие - главная функция судебной власти. Судьи осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения, только они разрешают применение таких мер. Судьи удостоверяют факты, имеющие юридическое значение, устанавливают ограничения правосубъектности граждан, осуществляют судебный надзор в отношении решений нижестоящих судов и т.д. Они выносят определения по вопросам осуществления конституционных прав.

     По закону власть суда очень велика. Только суд может лишить человека свободы, приговорив к длительному тюремному заключению, ликвидировать политическую партию (Верховный Суд РФ), лишить недостойных родителей родительских прав и т.д. Однако на практике судебная власть в России недостаточно эффективна. Судебные реформы, проводимые в последние годы, призваны сыграть роль в укреплении судебной власти, но, как показывает практический опыт многих стран, уважение к суду, как и соответствующее правосознание граждан, воспитывается многими десятилетиями.  

     1.3. Судейское самоуправление

     Обособление судебной власти предполагает создание особых органов судейского сообщества - судейского самоуправления. Это созываемый в четыре года Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Федерации (созываются не реже одного раза в два года), избираемые ими советы судей РФ и ее субъектов, общие собрания судей судов, а также Высшая квалификационная  коллегия  судов РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Съезд и конференции представлены делегатами от судов различного уровня. Советы формируются съездами и конференциями судей с учетом представительства различных видов судей. Также образуются и квалификационные коллегии судей, но в них примерно 1/3 составляют представители общественности.

     Органы судейского сообщества призваны содействовать совершению судебной системы и судопроизводства, защищать права и законные интересы судей, участвовать  в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требования судейской этики.

     Квалификационные коллегии рассматривают заявления кандидатов на судебные должности и по результатам экзаменов дают (не дают) рекомендации на должность судьи, приостанавливают или прекращают полномочия судей, осуществляют аттестацию судей, налагают дисциплинарные взыскания, решают кадровые вопросы и др. Только они вправе снять с судьи неприкосновенность4.

 

      2. Организация судебной власти 

      2.1. Единство судебной системы и разновидности судов Российской Федерации

     Единство судебной системы РФ находит свое выражение в том, что:

     1) она устанавливается только федеральными конституционными законами;

     2) существует единый статус судей на всей территории РФ;

     3) все суды применяют федеральное право, общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, законодательство субъектов РФ при условии верховенства федерального права;

     4) все суды действуют по единым правилам судопроизводства;

     5) исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории РФ;

     6) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета (конституционные (уставные) суды субъектов РФ - из их бюджетов).

     При единстве судебной системы в России действуют несколько видов различных судов: конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и др5.

     Суды конституционной юстиции - это Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ. Конституционные суды действуют в республиках, имеющих конституции, уставные - в других субъектах РФ. Судьи Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ назначаются парламентами. Конституционная юстиция не составляет единой системы. Конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия конституции, уставу субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соответствии с законами субъектов РФ о конституционных и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения. Однако в своих решениях конституционные и уставные суды субъектов РФ могут касаться толкования федеральной Конституции. Решения конституционных, уставных судов могут касаться предметов совместного ведения федерации и ее субъектов.

     Суды общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга,  федеральные районные суды, мировые судьи, военные суды. Председатели и судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации, председатели судов общей юрисдикции, кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии. Мировые судьи избираются гражданами судебных участков или назначаются законодательными собраниями субъектов РФ.

     Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции; удостоверяют некоторые важные юридические факты, вправе признавать недействующими нормативные акты органов и должностных лиц исполнительной власти соответствующей ступени.

     Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ -- высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ведение не входят конституционная и арбитражная юстиция. Верховный Суд РФ иногда выступает в качестве суда первой инстанции. В установленных законом процессуальных формах он осуществляет надзор за деятельностью других судов. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает вопросы о соответствии законам актов центральных органов исполнительной власти. Признанные недействующими акты или положения утрачивают юридическую силу со дня вступления в силу решения Верховного Суда РФ.

Информация о работе Правовой статус судебной власти