Правовой статус монарха Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - анализ статуса монарха в современной Великобритании. Задачами являются:
Исследование правового положения монарха, изменений в нем в XX - XXI веке;
Исследование порядка занятия британского трона и его освобождения;
Анализирование и исследование полномочий монарха как главы государства, их закрепления в законодательстве;
Анализ формального закрепления и реальной возможности применения королевских прерогатив в настоящее время;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Порядок вступления на должность и прекращения должности 4
Раздел 1. Престолонаследие 6
Раздел 2. Порядок прекращения должности 8
Глава 2. Компетенция монарха 10
Раздел 1. Прерогатива во внутренних делах государства 12
Раздел 2. Прерогатива во внешнеполитической сфере 20
Заключение 23

Работа содержит 1 файл

Бафой курсач.docx

— 164.08 Кб (Скачать)

Монарх - лицо неприкосновенное. Он не может  быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский  иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры.

Установление  принципа безответственности монарха  во взаимосвязи с правилом контрасигнатуры  было еще одной исторически ранней формой конституционного подчинения правительственной деятельности, номинально или даже фактически возглавлявшейся монархом, контролю со стороны Парламента или иного представительного органа. В конституционных актах, например, Великобритании (первой, вместе со Швецией, ставшей на этот путь), правило обязательной подписи министра на документе правительственного значения (с возложением тем самым политической и юридической ответственности за этот документ на него, а не на монарха, пусть даже подписавшего документ) фиксируется с 1701 г.

Монарху принадлежит право утверждения  омбудсмена (с 1967 г.).

Контроль  за чиновниками также формально  исходит от Короны; они, так же, как  и министры, служат монарху. Но практически  чиновники подотчетны своим министерствам  и правительству в общем.

 

Прерогатива милосердия

В настоящее  время прерогатива милосердия включает 2 аспекта: право помилования и  право nolle prosequi (отказа от судебного преследования).

  1. Право помилования

Помилование используется для устранения неблагоприятных последствий судимости, но не ликвидирует саму судимость. Право помилования не распространяется на гражданские дела. Использовать свое право в Англии и Уэльсе монарх может «по совету» госсекретаря Департамента внутренних дел. Сокращение размеров срока наказания – ограниченная форма помилования. Оно отличается от освобождения от срока тем, что последнее не изменят форму наказания. [11, с.176].

  1. Nolle prosequi

При расследовании по обвинительному акту генерал-атторней (высший чиновник органов юстиции, являющийся членом кабинета министров; представляет в  судах корону по наиболее важным делам, консультирует правительство по юридическим вопросам, выполняет  важные функции, связанные с уголовным  преследованием; под его надзором действует назначаемый министром  внутренних дел директор публичных  преследований) от имени Короны может  воспользоваться правом отказа от судебного  преследования, которое прекращает ведение разбирательства по делу. Nolle prosequi не означает оправдание, обвиненный может быть привлечен судом к ответственности по тому же обвинению.

 

Регулирование военно-воздушных  сил

Монарх  — главнокомандующий Вооруженными силами, хотя воинское звание самой  Королевы — полковник [10]. Она назначает высших должностных лиц в вооруженных силах, присваивает звания офицерам армии, авиации и флота, награждает знаками отличия.

Биллем  о правах 1689 запрещается содержание Короной армии в мирное время  без согласия на то Парламента. Контроль, организация и размещение войск  не может быть обжаловано в суде.  [11, с.181].

 

Награждение орденами государства

Монарх  имеет право лично вручать  орден Подвязки, орден Чертополоха, Королевский Викторианский орден, орден, орден Британской империи, орден  Добродетелей [11, с.180]. Но награждение  орденами на практике производится Королевой  по совету Премьер-министра.

Например, выдвинуть кандидата на обладание  Орденом Британской империи может  любой житель королевства. Списки новых  обладателей награды, учрежденной  королем Георгом V в 1917 году, публикуются  дважды в год - накануне Нового года и незадолго до официального дня  рождения королевы в июне. Отбором  претендентов занимается канцелярия кабинета министров Великобритании, а награды  в течение года вручает сама королева Елизавета II. Британский Суверен является Сувереном Ордена и назначает всех других членов Ордена. Следующим по старшинству является Великий Магистр (в настоящее время — принц Филипп, герцог Эдинбургский).

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Прерогатива во внешнеполитической сфере

В это  понятие входят признание иностранных  государств, дипломатические и консульские  отношения, объявление войны и заключение мира, присоединения и уступки  территории.

Действия от имени государства

Монарх  во внешнеполитических отношениях выступает  как формальный глава государства. В прерогативу суверена входит право  признания или непризнания иностранных  государств, но оно не используется монархом по собственной инициативе.  State Immunity Act 1978 и Diplomatic Privileges Act 1964 гг. регулируют соответственно права и обязанности глав иностранных государств и дипломатических представителей иностранных государств [9; 15]. Суверен также аккредитует британских высоких комиссаров и послов, и принимает иностранных дипломатов.

Монарх  Великобритании - неполитический лидер  Содружества и играет разнообразную  роль в разных странах, в зависимости  от того, являются ли эти страны Содружества  королевствами или республиками. Монарх играет важную объединяющую и  символическую роль, которая часто  удерживала Содружество единым во времена  кризисов и конфликтов.

 

Объявление войны и  заключение мира

Королевская прерогатива объявления войны и  заключения мира никогда не ставилась  под сомнение. Объявлять войну  и заключать мир может только монарх.  Причем, не только от имени  Британии, но и от имени других государств, признающих над собой власть британской короны, это, например, Канада и Австралия.

 

Право присоединения и  уступки  территорий

Право присоединения  и уступки  территорий последний  раз было использовано в 1955, когда  монарх пожелал присоединить к владениям  Великобритании  остров Роколл  по  Акту об острове Роколл 1972, когда  Ирландская Республика и Республика Исландия предъявили на него свои претензии [16]. Суверен также может изменять пределы британских территориальных  вод (хотя это довольно дискуссионный  вопрос, конституционно ли предоставлять  монарху право изменения территории государства без согласия Парламента и тем самым лишать британских подданных гражданства и всех связанных с ним прав и обязанностей).

 

Выдача паспортов

Британские  паспорта выдаются от имени монарха. Конкретно вопросами выдачи и  замены паспортов в Великобритании занимается Паспортная Служба. Паспорта, как и в других монархиях, не имеет  только Королева, поскольку документ не может быть выдан лицу от имени  его самого (Королева не может выдать паспорт себе от имени самой себя). Это касается и всех других удостоверений  личности, например, водительских прав [11, с.183].

 

Право заключения международных  договоров

Право заключать  международные договоры от имени  государства принадлежит монарху  как его формальному главе. Блекстоун, однако, утверждает, что это не прерогативное  право, так как оно применяется  не исключительно Короной. Монарх подписывает  тот или иной акт только с согласия Премьер-министра. 

Итак, как  глава государства, монарх выполняет  не прямые обязанности, а формальные функции, символизирующие историческую преемственность и национальное единство. Полномочия монарха существуют в виде королевских прерогатив.

Королевскую прерогативу можно разделить  на личную и политическую. Личная прерогатива  охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр  и державу, титул, в котором перечисляются  владения монарха; право на королевский двор и цивильный лист. Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов (установлена во время правления Георга VI), однако Елизавета II добровольно от этого сказалась. Политические прерогативы можно разделить на две категории: прерогативы, связанные с международными отношениями (к ним относится права объявления войны и заключения мира, признания иностранных государств, назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, размещения войск за пределами государства) и связанные с внутренними делами государства (включает права созыва и роспуска Парламента, назначения министров; промульгации проектов законов, принятых Парламентом; назначения судей, право амнистии и помилования заключенных,  награждения почетными орденами своих подданных). 

В настоящее  время идет процесс замещения  в целом реальных конституционных  полномочий монарха номинальными, переключение его компетенции с политического  правления страной на "права  ободрять, предостерегать, поощрять" вызвал к жизни новое доктринальное  представление об особой функции  монарха, не связанной с собственно отправлением государственной власти.  По новой доктрине, монарх - прежде всего  «символ единства и гарант национальной независимости», а также «арбитр  и гарант стабильной деятельности публичных  властей». В то же время некоторые из королевских прерогатив, именуемых «спящими» полномочиями, могут быть использованы в определенных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В Великобритании монарх – глава государства, формально  источник суверенной власти, глава  англиканской церкви, а также –  глава Содружества, особой формы  связи с бывшими британскими  колониями. 17 государств из входящих в  Содружество, признают Елизавету своим  главой государства. Государственное  управление осуществляется от имени  монарха.

В силу специфики  источников права Великобритании статус монархии определяется большей частью правовыми обычаями, судебными прецедентами и отдельными парламентскими статутами. Полномочия монарха существуют в  форме королевских прерогатив, то есть исключительных прав, не исходящих  от Парламента.

Система престолонаследия – кастильская, также  установлены для будущих монархов особые критерии в силу занятия ими  высшей церковной должности. В настоящее  время готовится реформа данных критериев, установленных Актом  об устроении, в сторону их смягчения.

Если  прямой наследник монарха несовершеннолетний либо монарх физически или душевно  недееспособен, его функции должны выполняться регентом.

Супруг  Королевы становится принцем-консортом, ему присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется  Королевой-консорт (иначе, Королева-мать), однако полномочий монарха супруги  монархов не имеют.

Монарх  может быть освобожден от своих обязательств в случае смерти или добровольного  отречения от трона (абдикации).

Как глава  государства, монарх выполняет не прямые обязанности, а формальные функции, символизирующие историческую преемственность  и национальное единство. Полномочия монарха существуют в виде королевских  прерогатив.

Королевскую прерогативу можно разделить  на личную и политическую. Личная прерогатива  охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр  и державу, титул, в котором перечисляются  владения монарха; право на королевский двор и цивильный лист. Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов (установлена во время правления Георга VI), однако Елизавета II добровольно от этого сказалась. Политические прерогативы можно разделить на две категории: прерогативы, связанные с международными отношениями (к ним относится права объявления войны и заключения мира, признания иностранных государств, назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, размещения войск за пределами государства) и связанные с внутренними делами государства (включает права созыва и роспуска Парламента, назначения министров; промульгации проектов законов, принятых Парламентом; назначения судей, право амнистии и помилования заключенных,  награждения почетными орденами своих подданных). 

В настоящее  время идет процесс замещения  в целом реальных конституционных  полномочий монарха номинальными, переключение его компетенции с политического  правления страной на "права  ободрять, предостерегать, поощрять" вызвал к жизни новое доктринальное  представление об особой функции  монарха, не связанной с собственно отправлением государственной власти.  По новой доктрине, монарх - прежде всего  «символ единства и гарант национальной независимости», а также «арбитр  и гарант стабильной деятельности публичных  властей». В то же время некоторые из королевских прерогатив, именуемых «спящими» полномочиями, могут быть использованы в определенных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Акт о регентстве  (Regency Act) 1937 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Edw8and1Geo6/1/16/contents. - Дата доступа: 10.02.2011.
  2. Акт о регентстве (Regency Act) 1953 //  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Eliz2/2-3/1/contents. - Дата доступа: 10.02.2011.
  3. Акт об устроении (о престолонаследии) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVIII/1700-1720/Akty_Parlament/akt_ustroenii_12_06_1701.phtml?id=4900  . – Дата доступа: 13.12.2010.
  4. Билль о правах //  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVII/1680-1700/Akty_parlament/bill_o_pravach_1689.phtml?id=4895 . – Дата доступа: 27.03.2011.
  5. Бэждгот У. Английская конституция  //  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.gutenberg.org/files/4351/4351-h/4351-h.htm . - Дата доступа: 11.03.2011.
  6. В Британии готовятся к изменению закона о престолонаследии  конституция  //  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2011/04/110416_rn_britain_royal_succession.shtml . - Дата доступа: 11.03.2011.
  7. Гольман Л.И. История Ирландии  //  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://krotov.info/libr_min/09_i/rl/andia_04.htm . Дата доступа: 11.03.2011.
  8. Закон о государственной измене (Treason Felony Act) 1848 //  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Vict/11-12/12/contents/enacted . - Дата доступа: 27.03.2011.
  9. Закон о дипломатических привилегиях  (Diplomatic Privileges Act)  1964 //  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1964/81/contents . - Дата доступа: 27.03.2011.
  10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран // Информационно-образовательный юридический портал «Закон сегодня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://lawtoday.ru/razdel/biblo/kpzs/DOC_199.php . Дата доступа: 20.03.2011.
  11. Barnett H. Constitutional and Administrative Law / H. Barnett. – London: Cavendish Publishing, 1995. – 836 p.
  12. Bogdanor V. The British Constitution in the Twentieth Century / V. Bogdanor. – Oxford: University Press, 2004. – 795 p.
  13. Dicey A.V. Law of Constitution // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.org/cmt/avd/law_con.htm . - Дата доступа: 28.03.2011.
  14. Jennings I. Cabinet Government / I. Jennings. – Cambridge: University Press, 1959. - 586 p.
  15. State Immunity Act 1978 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1978/33/contents . Дата доступа: 20.03.2011.
  16. The Rockall Island Act 1972 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1972/2/contents . Дата доступа: 20.03.2011.

Информация о работе Правовой статус монарха Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии