Правовой статус монарха Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - анализ статуса монарха в современной Великобритании. Задачами являются:
Исследование правового положения монарха, изменений в нем в XX - XXI веке;
Исследование порядка занятия британского трона и его освобождения;
Анализирование и исследование полномочий монарха как главы государства, их закрепления в законодательстве;
Анализ формального закрепления и реальной возможности применения королевских прерогатив в настоящее время;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Порядок вступления на должность и прекращения должности 4
Раздел 1. Престолонаследие 6
Раздел 2. Порядок прекращения должности 8
Глава 2. Компетенция монарха 10
Раздел 1. Прерогатива во внутренних делах государства 12
Раздел 2. Прерогатива во внешнеполитической сфере 20
Заключение 23

Работа содержит 1 файл

Бафой курсач.docx

— 164.08 Кб (Скачать)

Политические  прерогативы можно разделить  на две категории: прерогативы, связанные  с международными отношениями (к  ним относится права объявления войны и заключения мира, признания  иностранных государств, назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, размещения войск за пределами государства) и связанные с внутренними делами государства (включает права созыва и роспуска Парламента, назначения министров; промульгации проектов законов, принятых Парламентом; назначения судей, право амнистии и помилования заключенных,  награждения почетными орденами своих подданных) [12, c.75]

Очевидный процесс замещения в целом  реальных конституционных полномочий монарха номинальными, переключение его компетенции с политического  правления страной на "права  ободрять, предостерегать, поощрять" (как охарактеризовал полномочия английского монарха еще У. Бэджгот) вызвал к жизни новое доктринальное  представление об особой функции  монарха, не связанной с собственно отправлением государственной власти [5].  Это представление нашло  отражение в некоторых из современных  конституций. По новой доктрине, монарх - прежде всего «символ единства и гарант национальной независимости», а также «арбитр и гарант стабильной деятельности публичных властей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Прерогатива во внутренних делах  государства

Назначение и роспуск  Парламента

Монарх  является составной частью Парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания  палат без специального приглашения  Королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской  прерогативы, состоит в том, что  именно Королева открывает каждую осень  очередную сессию Парламента, выступая на совместном заседании палат с  подготовленной Правительством тронной  речью. В ней излагается очередная  программа Правительства. Текст  тронной речи монарха пишет правительство  страны, сам суверен может вносить  лишь незначительные поправки.

Монарх  также может присваивать титулы пожизненного пэрства по представлению Премьер-министра. По соглашению, Премьер позволяет главам прочих партий выбрать в Палату Лордов несколько пожизненных пэров для поддержки политического баланса. Более того, некоторые беспартийные пожизненные пэры (число определяются Премьером) выдвигаются независимой Комиссией по назначениям в палату лордов. Два акта — Закон об апелляционном законодательстве 1876 и Акт о пожизненных пэрах 1958 — разрешают назначение пожизненных пэров. Они создаются согласно обоим законам и имеют ранг барона.

Роспуск Парламента, возможно,  самая важная прерогатива,  используемая лично  сувереном и одновременно она  достаточно дискуссионная. Обсуждаются  три возможных случая: право роспуска Парламента по собственной инициативе монарха, по просьбе Премьер-министра и путем отказа от одобрения (не санкционирования) закона вопреки просьбе Премьера.

Право роспуска Парламента по собственной инициативе номинально может быть реализовано в любой момент, без монарха участия в открытии сессии и произнесения речи с программой Правительства Парламент не считается законным. Однако конституционный обычай не допускает самостоятельности подобных действий монарха, а практическая реализация опять-таки сдерживается правилом контрасигнатуры и избирательными законами.

Последний раз право роспуска Парламента по собственной инициативе использовал  король Вильгельм IV в 1835 г. Тогда Парламент не оказал поддержку назначенному им премьер-министру консерватору Роберту Пилю, но, оставшись без лидера, тем не менее, сохранил «жизнеспособность». Однако монарх, недооценивая силу общественного мнения, применил свое право, что вызвало широкий резонанс [11, с.162]. Уолтер Бэджгот в 1867 г. в своей работе «Английская конституция» высказал предположение, что право Короны на роспуск Парламента, кроме как использованное по просьбе Премьер-министра, «выпадает из реальности нашей Конституции». [5]. Выдвигались тезисы о том, что «данная прерогатива в наше время не просто аполитична, но еще и неконституционна».

Позиция Альберта Диси на этот счет иная: «Монарх  при определенных обстоятельствах  может освобождать от должности  Премьер-министра, которого поддерживает парламентское большинство и  распустить Парламент, который его  поддерживает. Данная прерогатива может  применяться для преодоления  воли Парламента, но не в целях сведения к нулю воли народа, а на основании  справедливых причин сомневаться в  том, что воля Парламента отличается от реальной воли народа» [13]. Однако Диси также считает, что роспуск Парламента в 1835 году был ошибкой, т.к. Король неверно истолковал волю народа.

В настоящее  время реальное применение данной прерогативы  ставится под сомнение. Считается, что  пока Парламент функционирует стабильно, нет никаких объективных причин к необходимости использования  данного права монархом.

Отказ от роспуска

В 1926 генерал-губернатор Канады лорд Бинг отказался распустить Парламент и назначить новые  выборы по просьбе Премьер-министра Уильяма Лайона Макензи Кинга. Это  стало единственным случаем в  истории Канады, когда генерал-губернатор использовал данное право. В ответ  на это Кинг подал в отставку. Бинг попросил Артура Мейена сформировать новое правительство. Когда правительство  Мейена было разгромлено в Палате общин немного спустя, Бинг уступил  и назначил выборы: в этом же году либералы Кинга вернулись к власти. [11, с.164].

Генерал-губернаторы  назначаются Короной по совету Премьер-министра страны-участницы Содружества на определенный срок и в дальнейшем действуют согласно с советами Премьер-министра. По традиции выбранное лицо остаётся на посту как минимум пять лет, но в действительности этот пост занимается по «благоволению Её Величества», и  канадский премьер-министр может  попросить королеву продлить мандат. Так, мандат Адриенны Кларксон был продлён  королевой на один год по совету премьер-министра Пола Мартина.

Позиция генерал-губернатора как представителя  монарха во время данного события  в Канаде в 1926 году может служить  примером, когда мнение Короны и  генерал-губернатора совпадают, хотя это и не всегда так.

Чтобы иметь  возможность отказаться от роспуска, монарх должен иметь поддержку своих  министров. В ситуации, когда Премьер-Министр  высказывает пожелания о роспуске Парламента, но остальные министры нет, монарх имеет право выбора. Если Премьер, потерявший поддержку Кабинета Министров и не способный далее  исполнять свои обязанности, просит распустить Парламент с очевидной  целью, у Королевы будет достаточно оснований для отказа от роспуска и смещения Премьер-министра.

Дискуссионным является вопрос о статусе данной прерогативы в настоящее время: находится ли она во временном  бездействии или же это больше не прерогатива. По мнению английского  профессора права сэра Айвора Дженнингса «Данная прерогатива Королевы в  теории поддерживается, однако трудно осуществима на практике». [14, с.428]

 

Роспуск Парламента посредством отказа в санкционировании акта Парламента

Если  монарх откажется санкционировать  акт Парламента вопреки просьбе  Премьер-министра, принудительный роспуск  Парламента неизбежен. В теории суверен  обладает данным правом, обычно он всегда дает согласие на введение акта в силу. Право отказать в санкционировании акта применялось последний раз  в Королевой Анной в 1704 году. В 1913 при правлении короля Георга V возникла сложная политическая ситуация, связанная с предложением о введении гомруля (самоуправления) в Ирландии [12, с.71-72] Согласно этому биллю власть в Ирландии передавалась двухпалатному парламенту в составе сената, назначаемого английским правительством, и палаты общин, избираемой на основе действующих избирательных законов. В 1912—1914 правительство Генри Асквита внесло третий билль о гомруле. С прошлой попытки обсуждения законопроекта были ограничены права палаты лордов. Чтения вновь вызвали возмущения в Ольстере: 28 сентября 1912 («День Ольстера») около полумиллиона ольстерцев подписали документ, в котором объявлялось о решительном противостоянии гомрулю, в 1913 был создан Ольстерский добровольческий корпус и временное правительство «протестантской провинции Ольстер» во главе с Эдвардом Карсоном, готовое захватить власть в случае принятия гомруля. Георг V находился в сложной ситуации: отказать в ответ на просьбу дать свое королевское согласие на введение этого акта в силу  или согласиться с биллем (и это приведет к роспуску Парламента) и позволить ввести в гомруль (и тем самым дать еще один повод к поднятию восстания). Опасаясь восстания, Георг V, дал свое согласие. Третье чтение законопроекта о гомруле происходило летом 1914 года, а в сентябре 1914 проект стал законом, введение которого в силу было отложено до окончания Первой мировой войны. 6 графств Ольстера в сферу действия закона не вошли [7, гл. 9].

Дискуссионным является вопрос о возможности применения данной прерогативы в настоящее  время. Айвор Дженнингс отмечает: «Задача королевы в том, чтобы  следить за стабильностью функционирования Конституции. Конституция стабильна  до тех пор, пока избирателям предлагается выбрать из соревнующихся партий с интервалом разумной величины. Она (Королева) будет оправдана, если не выразит свое согласие с политикой, извращающей демократические начала Конституции посредством пролонгации  осуществления Парламентом своих  полномочий за пределами обычного срока, географического разделения избирательных  округов в стране в интересах  какой-либо партии (gerrymandering) или коренного изменения избирательной системы с этой же целью. В других случаях отказ Королевы не будет оправдан» [14, с. 411-412].

Профессор Бэзил Маркесинис в своей книге  «Теория и практика роспуска Парламента»  излагает принципы использования данной прерогативы в связи со сложившимися конституционными обычаями:

  • Корона в большинстве случаев должна действовать по совету действующего премьер-министра
  • Корона не может отказать в роспуске Премьер-министру, поддерживаемому партийным большинством.
  • Сроки и причины роспуска являются предметом усмотрения Премьер-министра
  • Корона может, при определенных обстоятельствах, отказать в роспуске правительству при условии, что альтернативное правительство в состоянии продолжить работу с существующим составом Палаты Общин. Если правительство осуждается, желательно, чтобы Корона удовлетворила просьбу о роспуске
  • Хотя обращение к электорату всегда правильно при нескольких последовательных  роспусках, особенно если они основаны на одной и той же причине, оно олицетворяет не торжество электората, а победу над ним.
  • Правительство, чье ходатайство о роспуске Парламента было удовлетворено, не может попросить о втором роспуске, пока новый Парламент не проявит свою неработоспособность
  • Вопрос о том, просьба какой партии о предыдущем роспуске была удовлетворена и вопрос о сроках роспуска (на первой или последней сессии Парламента), являются вопросами, которые могут быть приняты во внимание, но сами по себе они не являются не решающими [11,  с.173]

 

Назначение Правительства

В соответствии с конституцией монарх назначает  правительство. Формальное назначение происходит на церемонии, называемой «поцелуй рук» (Kissing Hands). Согласно Конституции Соединенного Королевства, все действия правительства совершаются «во имя Короны».

Королева  назначает Премьер-министра, однако, как правило, она при этом не свободна, ибо вынуждена назначить лидера партии, имеющей большинство мест в Палате общин. В противном случае, не имея доверия Палаты, Правительство  вообще не смогло бы работать [10]. Иногда, однако, оказывается, что победившая на выборах партия затрудняется с  определением своего лидера, и в  этих случаях монарх принимает решение  по своему усмотрению.

Когда настоящий  Премьер-министр уходит в отставку, правительство сохраняет народный мандат, следовательно, выбор нового Премьера будет зависеть от того, кого правящая в Парламенте партия  хочет  видеть Премьером. Но это не всегда так. В 1957 году Премьер-министр Энтони Иден подал в отставку, не оставив  явного преемника. Елизавете II нужно было предпринять решение по этому поводу. Она проконсультировалась с опытными государственными деятелями из Консервативной партии и по их совету назначила Премьер-министром Г. Макмиллана. Снова ей пришлось воспользоваться своей прерогативой  в 1963 году, назначая премьером Александра  Дугласа-Хьюма. Оба этих человека стали лидерами партии консерваторов в свое время именно благодаря назначению их Премьер-министрами [11, с. 175].

В условиях «подвешенного парламента» (hung parliament), когда ни одна партия или коалиция не имеет большинства, монарх имеет  большую свободу в выборе кандидата на пост премьер-министра, который, по его мнению, может пользоваться поддержкой большинства в парламенте. В 1974 г. результаты выборов в Палату общин не дали ощутимого преимущества ни одной из партий, и Королева сама приняла решение о сформировании Правительства лейбористами [11, с. 174].

Монарх  имеет сходные отношения с  автономными правительствами Шотландии  и Уэльса. Суверен назначает Первого министра Шотландии, но по выдвижению Шотландского парламента. Первый министр Уэльса, с другой стороны, напрямую избирается Национальной ассамблеей для Уэльса. В делах Шотландии, Суверен действует по совету Шотландского Исполнительного Органа (scottish executive). В делах Уэльса, Суверен действует по совету премьера Великобритании и Кабинета, ибо автономия Уэльса ограничена. (Северная Ирландия сейчас не имеет автономного правительства; ее ассамблея и исполнительный орган распущены.)

 

Санкционирование актов  Парламента (Royal Assent)

Прерогатива включает право санкционирования законов, принятых обеими палатами Парламента, а также связанное с ним  прерогативное право абсолютного  вето в отношении законов Парламента, которое с 1707 г. не используется. Все акты, исходящие от монарха, подлежат контрассигнации Премьер-министром. В соответствии с конституционным обычаем монарх не может издать ни одного акта без согласия Премьер-министра.

Информация о работе Правовой статус монарха Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии