Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - анализ статуса монарха в современной Великобритании. Задачами являются:
Исследование правового положения монарха, изменений в нем в XX - XXI веке;
Исследование порядка занятия британского трона и его освобождения;
Анализирование и исследование полномочий монарха как главы государства, их закрепления в законодательстве;
Анализ формального закрепления и реальной возможности применения королевских прерогатив в настоящее время;
Введение 3
Глава 1. Порядок вступления на должность и прекращения должности 4
Раздел 1. Престолонаследие 6
Раздел 2. Порядок прекращения должности 8
Глава 2. Компетенция монарха 10
Раздел 1. Прерогатива во внутренних делах государства 12
Раздел 2. Прерогатива во внешнеполитической сфере 20
Заключение 23
Политические прерогативы можно разделить на две категории: прерогативы, связанные с международными отношениями (к ним относится права объявления войны и заключения мира, признания иностранных государств, назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, размещения войск за пределами государства) и связанные с внутренними делами государства (включает права созыва и роспуска Парламента, назначения министров; промульгации проектов законов, принятых Парламентом; назначения судей, право амнистии и помилования заключенных, награждения почетными орденами своих подданных) [12, c.75]
Очевидный
процесс замещения в целом
реальных конституционных полномочий
монарха номинальными, переключение
его компетенции с
Раздел 1. Прерогатива во внутренних делах государства
Назначение и роспуск Парламента
Монарх является составной частью Парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания палат без специального приглашения Королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской прерогативы, состоит в том, что именно Королева открывает каждую осень очередную сессию Парламента, выступая на совместном заседании палат с подготовленной Правительством тронной речью. В ней излагается очередная программа Правительства. Текст тронной речи монарха пишет правительство страны, сам суверен может вносить лишь незначительные поправки.
Монарх также может присваивать титулы пожизненного пэрства по представлению Премьер-министра. По соглашению, Премьер позволяет главам прочих партий выбрать в Палату Лордов несколько пожизненных пэров для поддержки политического баланса. Более того, некоторые беспартийные пожизненные пэры (число определяются Премьером) выдвигаются независимой Комиссией по назначениям в палату лордов. Два акта — Закон об апелляционном законодательстве 1876 и Акт о пожизненных пэрах 1958 — разрешают назначение пожизненных пэров. Они создаются согласно обоим законам и имеют ранг барона.
Роспуск Парламента, возможно, самая важная прерогатива, используемая лично сувереном и одновременно она достаточно дискуссионная. Обсуждаются три возможных случая: право роспуска Парламента по собственной инициативе монарха, по просьбе Премьер-министра и путем отказа от одобрения (не санкционирования) закона вопреки просьбе Премьера.
Право роспуска Парламента по собственной инициативе номинально может быть реализовано в любой момент, без монарха участия в открытии сессии и произнесения речи с программой Правительства Парламент не считается законным. Однако конституционный обычай не допускает самостоятельности подобных действий монарха, а практическая реализация опять-таки сдерживается правилом контрасигнатуры и избирательными законами.
Последний раз право роспуска Парламента по собственной инициативе использовал король Вильгельм IV в 1835 г. Тогда Парламент не оказал поддержку назначенному им премьер-министру консерватору Роберту Пилю, но, оставшись без лидера, тем не менее, сохранил «жизнеспособность». Однако монарх, недооценивая силу общественного мнения, применил свое право, что вызвало широкий резонанс [11, с.162]. Уолтер Бэджгот в 1867 г. в своей работе «Английская конституция» высказал предположение, что право Короны на роспуск Парламента, кроме как использованное по просьбе Премьер-министра, «выпадает из реальности нашей Конституции». [5]. Выдвигались тезисы о том, что «данная прерогатива в наше время не просто аполитична, но еще и неконституционна».
Позиция Альберта Диси на этот счет иная: «Монарх при определенных обстоятельствах может освобождать от должности Премьер-министра, которого поддерживает парламентское большинство и распустить Парламент, который его поддерживает. Данная прерогатива может применяться для преодоления воли Парламента, но не в целях сведения к нулю воли народа, а на основании справедливых причин сомневаться в том, что воля Парламента отличается от реальной воли народа» [13]. Однако Диси также считает, что роспуск Парламента в 1835 году был ошибкой, т.к. Король неверно истолковал волю народа.
В настоящее
время реальное применение данной прерогативы
ставится под сомнение. Считается, что
пока Парламент функционирует
Отказ от роспуска
В 1926 генерал-губернатор Канады лорд Бинг отказался распустить Парламент и назначить новые выборы по просьбе Премьер-министра Уильяма Лайона Макензи Кинга. Это стало единственным случаем в истории Канады, когда генерал-губернатор использовал данное право. В ответ на это Кинг подал в отставку. Бинг попросил Артура Мейена сформировать новое правительство. Когда правительство Мейена было разгромлено в Палате общин немного спустя, Бинг уступил и назначил выборы: в этом же году либералы Кинга вернулись к власти. [11, с.164].
Генерал-губернаторы
назначаются Короной по совету Премьер-министра
страны-участницы Содружества
Позиция
генерал-губернатора как
Чтобы иметь
возможность отказаться от роспуска,
монарх должен иметь поддержку своих
министров. В ситуации, когда Премьер-Министр
высказывает пожелания о
Дискуссионным является вопрос о статусе данной прерогативы в настоящее время: находится ли она во временном бездействии или же это больше не прерогатива. По мнению английского профессора права сэра Айвора Дженнингса «Данная прерогатива Королевы в теории поддерживается, однако трудно осуществима на практике». [14, с.428]
Роспуск Парламента посредством отказа в санкционировании акта Парламента
Если монарх откажется санкционировать акт Парламента вопреки просьбе Премьер-министра, принудительный роспуск Парламента неизбежен. В теории суверен обладает данным правом, обычно он всегда дает согласие на введение акта в силу. Право отказать в санкционировании акта применялось последний раз в Королевой Анной в 1704 году. В 1913 при правлении короля Георга V возникла сложная политическая ситуация, связанная с предложением о введении гомруля (самоуправления) в Ирландии [12, с.71-72] Согласно этому биллю власть в Ирландии передавалась двухпалатному парламенту в составе сената, назначаемого английским правительством, и палаты общин, избираемой на основе действующих избирательных законов. В 1912—1914 правительство Генри Асквита внесло третий билль о гомруле. С прошлой попытки обсуждения законопроекта были ограничены права палаты лордов. Чтения вновь вызвали возмущения в Ольстере: 28 сентября 1912 («День Ольстера») около полумиллиона ольстерцев подписали документ, в котором объявлялось о решительном противостоянии гомрулю, в 1913 был создан Ольстерский добровольческий корпус и временное правительство «протестантской провинции Ольстер» во главе с Эдвардом Карсоном, готовое захватить власть в случае принятия гомруля. Георг V находился в сложной ситуации: отказать в ответ на просьбу дать свое королевское согласие на введение этого акта в силу или согласиться с биллем (и это приведет к роспуску Парламента) и позволить ввести в гомруль (и тем самым дать еще один повод к поднятию восстания). Опасаясь восстания, Георг V, дал свое согласие. Третье чтение законопроекта о гомруле происходило летом 1914 года, а в сентябре 1914 проект стал законом, введение которого в силу было отложено до окончания Первой мировой войны. 6 графств Ольстера в сферу действия закона не вошли [7, гл. 9].
Дискуссионным
является вопрос о возможности применения
данной прерогативы в настоящее
время. Айвор Дженнингс отмечает:
«Задача королевы в том, чтобы
следить за стабильностью функционирования
Конституции. Конституция стабильна
до тех пор, пока избирателям предлагается
выбрать из соревнующихся партий
с интервалом разумной величины. Она
(Королева) будет оправдана, если не
выразит свое согласие с политикой,
извращающей демократические
Профессор Бэзил Маркесинис в своей книге «Теория и практика роспуска Парламента» излагает принципы использования данной прерогативы в связи со сложившимися конституционными обычаями:
Назначение Правительства
В соответствии с конституцией монарх назначает правительство. Формальное назначение происходит на церемонии, называемой «поцелуй рук» (Kissing Hands). Согласно Конституции Соединенного Королевства, все действия правительства совершаются «во имя Короны».
Королева назначает Премьер-министра, однако, как правило, она при этом не свободна, ибо вынуждена назначить лидера партии, имеющей большинство мест в Палате общин. В противном случае, не имея доверия Палаты, Правительство вообще не смогло бы работать [10]. Иногда, однако, оказывается, что победившая на выборах партия затрудняется с определением своего лидера, и в этих случаях монарх принимает решение по своему усмотрению.
Когда настоящий
Премьер-министр уходит в отставку,
правительство сохраняет
В условиях «подвешенного парламента» (hung parliament), когда ни одна партия или коалиция не имеет большинства, монарх имеет большую свободу в выборе кандидата на пост премьер-министра, который, по его мнению, может пользоваться поддержкой большинства в парламенте. В 1974 г. результаты выборов в Палату общин не дали ощутимого преимущества ни одной из партий, и Королева сама приняла решение о сформировании Правительства лейбористами [11, с. 174].
Монарх
имеет сходные отношения с
автономными правительствами
Санкционирование актов Парламента (Royal Assent)
Прерогатива
включает право санкционирования законов,
принятых обеими палатами Парламента,
а также связанное с ним
прерогативное право