Правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе и государстве. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударствснном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..……3-6
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ЛИЧНОСТИ…………………………………………………..7-14
1.1. Понятие правового статуса личности ….…………………………….7-8
Понятие личности …...............………..…….……………………...8-10
Взаимосвязь правового статуса личности и гражданина ……....11-12
Структура правового статуса личности ……………………….........13
Принципы правового статуса личности …………………………….14
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ КАК СИСТЕМА ПРАВ
И ОБЯЗАННОСТЕЙ …………………………………..………………...15-25
2.1 Роль государства в системе прав и обязанностей ……………….15-20
2.2. Классификация прав и их характеристика ………………………...20-22
2.3. Юридические обязанности….………………………………..…….23-25
3. ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ ……..……………….26-29
3.1. Виды правового статуса личности …………………………………….26
3.2. Характеристика основных видов правового статуса личности ....27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………………...30-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………33

Работа содержит 1 файл

КР Правовой статус личности сокращенная.docx

— 94.99 Кб (Скачать)

    Таким образом, действующая Конституция России закрепляет гуманистический характер конституционного строя – в системе «человек – государство» не человек существует для государства, а государство для человека. Роль государства в установлении прав и свобод человека и гражданина сегодня максимально ограничена, тогда как роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод значительно повышена: статья 2 Конституции РФ определяет признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства, а в соответствии со статьей 18 Конституции именно эти права и свободы определяют деятельность всех ветвей государственной власти и местного самоуправления в России.

Известно, что любая правовая норма носит  предоставительно-обязывающий характер и уже поэтому предусматривает как возможное, так и должное поведение.  Способом  обеспечения прав, условием их реальности и эффективности служит обязанность. Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются и обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность.  Если субъективное право – это сфера власти и свободы индивида, то юридическая обязанность – область необходимости и подчинения. Носитель обязанности должен понимать и сознавать свою "несвободу" и связанность ради общего блага. Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на "силовое" начало, т.е. на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Функциональное назначение юридических обязанностей – корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное – формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе. Проблема единства (сочетания) прав и обязанностей многоплановая. Однако ясно, что права и обязанности, будучи самостоятельными категориями, "обречены" на тесное "сотрудничество" в деле регулирования общественных отношений.

Конституция РФ 1993 года, в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных  государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся (хотя перечень их стал значительно меньше), и содержатся они, главным образом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», что следует рассматривать как неразрывное единство двух основных составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.

Характеризуя  обязанности как составляющую конституционно-правового  статуса личности, следует иметь  в виду, что:

• обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер – они устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный характер;

• Конституция  РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6); таким образом, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности (обязанность, в отличие от права, которое является мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица); освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;

• как  и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут  быть возложены не на любого человека, проживающего в России (как, например, обязанность платить налоги и  сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан  Российской Федерации (обязанность  защищать Отечество).

Конституция РФ содержит следующие обязанности человека и гражданина, конкретизированные и детализированные в отраслевом законодательстве: соблюдать Конституцию РФ и законы; уважать права и свободы других лиц; обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях; обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество.1

             Таким образом, в Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15, 44, 57 – 59).

Сегодня в  российских условиях обязанности как  дисциплинирующий фактор не менее необходимы, чем права. Распространено мнение, что  слишком большой перечень обязанностей – признак тоталитарного государства. Отчасти это так. В то же время  без обязанностей не может обойтись ни одно "нормальное" общество, и  объём их зависит от многих причин: национальных традиций, развитости демократии, уровня политической и правовой культуры и т.д. В конкретных обстоятельствах  современной России в целях усиления организующих начал обязанности  граждан можно было бы  расширить  и привести их в более гармоничное  сочетание с правами. Между этими  двумя полюсами не должно быть резких расхождений и несогласованностей. Необходимо помнить, что и права, и обязанности выступают важнейшими элементами правосознания.

________

1Борисов Г. А. Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. – Белгород :

Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Многообразные связи права и  личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие  правового статуса, в котором  отражаются все основные стороны  юридического бытия индивида: его  интересы, потребности, взаимоотношения  с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория, которая  представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством

Несмотря на наличие противоречий во взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина и интересов  государства, которое выступает  в качестве основного гаранта  прав и свобод, по-прежнему именно оно  и его структуры: Президент РФ, Федеральное Собрание, судебная система, Уполномоченный по правам человека, Прокуратура РФ, Правительство РФ, министерства юстиции, внутренних дел и иные структуры исполнительной власти - зачастую рассматриваются как основные формы их гарантирования.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической  системы, принципов демократии, государственных  основ данного общества. Потому его  нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Правовой статус – часть, элемент общества.

Провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в законодательстве является важнейшей предпосылкой, прелюдией к созданию подлинно открытого, свободного общества, поскольку господство права, плюрализм и права человека являются нерасторжимыми слагаемыми демократии.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила тезис о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Кроме того, ст. 18 констатирует, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Кроме Конституции права и свободы  человека получают конкретизацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конкретно права человека, его интересы и свободы гарантируются следующими федеральными законами: «О прожиточном минимуме», «О повышении минимального размера оплаты труда», «О защите прав потребителей», «Об общественных объединениях», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О занятости населения в Российской Федерации», "Об охране окружающей среды", «О национально-культурной автономии», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О присоединении России к Уставу Совета Европы» и т.д.

Россия, расставаясь со своим тоталитарным прошлым, предприняла значительные шаги для реального обеспечения многообразных прав и свобод человека, хотя здесь еще имеется огромная масса неразрешенных проблем.

Права человека - основополагающий элемент  правового статуса личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве. Кроме того, в структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые другие элементы. Возможность реализовать некоторые права дает лишь обладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: а) граждан; б) иностранцев; в) лиц без гражданства; г) лиц, которым предоставлено убежище.

Наряду с категорией «правовой  статус» имеет место и правовое положение личности, выступающее как сумма общего правового статуса и любого другого, например отраслевого или специального.

Правовой статус личности - исторически подвижная категория, постоянно видоизменяющаяся вместе с эволюцией общества и государства. Ранее права человека понимались прежде всего как автономия личности, как ее свобода от государственного вмешательства. Сейчас акценты сместились в сторону положительных услуг государства в адрес конкретной личности. В русле подобных концептуальных положений вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение идея «минимизации» государства в области экономики и социальной политики, имеющая не так уж и мало сторонников. Причем происходит это на фоне постоянного недоедания, бездомности, апартеида, геноцида и расовой дискриминации сотен миллионов людей. В этой связи важно не забывать о том, что возможности общества как саморегулирующейся системы довольно велики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными. Ослаблены гарантии социальных прав. Менее доступными для значительной части населения становятся высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение. Появились такие непривычные для нас понятия, как бедность, голод, недоедание, нищета, безработица, нездоровье, выживание.

Положение усугубляется быстрым расслоением  общества на «очень богатых» и «очень бедных». Разница между 10% тех и  других стала более чем 40-кратной. Ясно, что вторая группа не может  осуществить многие свои права. Резко  упал жизненный уровень подавляющей  массы населения, за чертой бедности оказалось свыше одной трети  российских граждан. В стране 4 млн беспризорников, более 5 млн наркоманов, 2,5 млн официально зарегистрированных алкоголиков, около 1 млн. психически больных.

Рыночная экономика порождает  неравенство экономическое и  социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.

Условием создания демократической  государственности, а следовательно, и механизма реализации прав и свобод личности является политическая консолидация общества. Государство обязано предпринимать все меры для того, чтобы исключать вероятность межнациональных конфликтов, острых социальных противостояний между различными социальными прослойками гражданского общества.

Всякое демократическое государство  или любое другое, претендующее на это высокое звание, обязано создавать и необходимые правовые предпосылки для реализации прав и свобод человека. Речь в данном случае идет о законности. Режим законности представляет собой такие политические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов и добросовестное исполнение юридических обязанностей является принципом деятельности всех субъектов права, в том числе государственных органов, должностных лиц, негосударственных организаций и отдельных граждан.

В демократическом государстве  все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа.

Эффективной реализации прав и свобод личности должна служить и четкая работа органов, образующих правоохранительную систему. Ведущее положение занимает в ней суд. По месту и роли суда в обществе можно судить о степени демократичности государства.

В заключение хотелось бы добавить, что полное и  реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса  личности. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.

Таким образом, правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. И от того, в каком государстве живет человек и, будет, в конечном итоге, зависеть его правовой статус.

Хотелось  бы напомнить, что в короткой истории  новой России не было, пожалуй, ни одного сколько-нибудь продолжительного периода, не отягощенного острейшей полемикой  о месте и роли государства. Которое, по русской давней традиции, принято либо винить во всех бедах и проблемах, либо воспринимать как нечто сакральное, недоступное для понимания и потому в принципе не подлежащее критике. Как и всякая крайность, оба эти подхода вызывают немалые сомнения с позиций обычной логики. Еще хуже, однако, то, что в данном конкретном случае они выглядят как упражнение в коллективной безответственности. Ведь государство - это не просто совокупность органов власти. Государство - это все мы, народ России, формирующий свое государство. Каким станет государство, зависит в конечном счете от самого человека, от его мудрости, честности, активности и принципиальности.1 Следовательно, и  правовое положение человека зависит только от него самого.

Информация о работе Правовой статус личности