Правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе и государстве. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударствснном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..……3-6
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ЛИЧНОСТИ…………………………………………………..7-14
1.1. Понятие правового статуса личности ….…………………………….7-8
Понятие личности …...............………..…….……………………...8-10
Взаимосвязь правового статуса личности и гражданина ……....11-12
Структура правового статуса личности ……………………….........13
Принципы правового статуса личности …………………………….14
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ КАК СИСТЕМА ПРАВ
И ОБЯЗАННОСТЕЙ …………………………………..………………...15-25
2.1 Роль государства в системе прав и обязанностей ……………….15-20
2.2. Классификация прав и их характеристика ………………………...20-22
2.3. Юридические обязанности….………………………………..…….23-25
3. ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ ……..……………….26-29
3.1. Виды правового статуса личности …………………………………….26
3.2. Характеристика основных видов правового статуса личности ....27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………………...30-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………33

Работа содержит 1 файл

КР Правовой статус личности сокращенная.docx

— 94.99 Кб (Скачать)

к) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Набор правовых статусов велик, но в  теоретическом плане наиболее существенное значение имеют базовый (конституционный), специальный (отраслевой) и индивидуальный. В то же время нельзя не  сказать и о международном статусе.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Базовый (конституционный) статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности  и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком  является стабильность, которая обусловлена  особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда  страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное  развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование  должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся  в корне и большинстве своем2.

Стабильность  конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно  он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок  принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений  закреплен в законе. Конституция  РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и  свободах человека и гражданина.

Конституционный правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества3.

Специальный, отраслевой или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны, государственных служащих, врачей и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др. Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные нами виды статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, насслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан. Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить конституционному статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

КАК СИСТЕМА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

 

              В разные исторические эпохи проблемы взаимоотношения государ- ства и личности решались неоднозначно. Так, становление конституциона- лизма было связано, прежде всего, с провозглашением прав человека естест- венными и неотчуждаемыми. Власть конституционно признает за человеком его свободы и права как неотъемлемые, определяющие природу личности и меру ее свободы. Собственно говоря, главный смысл учреждения конституций и состоял в том, чтобы гарантировать человеку защиту от произвола государственной власти. Высшая юридическая сила Конституции призвана оградить провозглашенные права и свободы от возможного ущемления путем издания обычных законов.

            Правовой статус личности может быть охарактеризован как система прав и обязанностей, законодательно закрепленных государством в конституции и иных нормативно-правовых актах. Права и обязанности – основной исходный элемент права. По мнению Г.В. Мальцева, ничего более важного в структуре права, по существу, нет. Система прав и обязанностей – сердцевина, центр правовой сферы и здесь лежит ключ к решению

основных юридических проблем1.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а  также их обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический  институт, объективно выступающий мерилом  достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой слож-

нейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись

__________

1Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение личности. – М., 1979. – С. 50.

также властью, законами, правящими  классами, т.е. субъективными факторами. Главная трудность заключалась  и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать  свой потенциал (способности, талант, интеллект), одновременно признавались бы и почитались общегосударственные цели – то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает своё выражение  в правах, свободах и обязанностях человека.

           Основные права, свободы и обязанности составляют ядро правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей права. Установление основ правового статуса личности занимает важное место в системе отношений государства и индивида. Оно отражает наиболее существенные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, и его реализация во многом определяется не только правовым закреплением отношения к гражданству, его основных принципов, прав и свобод личности, но и гарантиями их реализации. В литературе назначение гарантий традиционно усматривают в охране или защите прав и свобод. Однако меры охраны сводятся к обеспечению условий и средств для фактического пользования правами. Меры же защиты определяются как средства восстановления прав граждан.

             Права человека – это такие  права, которые принадлежат каждой  личности как члену гражданского  общества, в отличие от привилегий, распределяемых в соответствии  с сословной принадлежностью.  Права человека обладают всеобщим  характером и принадлежат всякой  личности, не находящейся в состоянии  прямой зависимости от других  людей. Между правами человека и правами гражданина нет резкой непреодолимой грани. Права человека – общесоциальная категория. Они складываются объективно в результате развития и совершенствования общественного производства и политической системы общества в виде социальных возможностей пользоваться различными экономическими, политическими и духовными благами и существуют еще до государственного их признания. А права гражданина – это такие права, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека представляет собой форму их трансформации в права гражданина, которые есть лишь превращенные права человека. Основные права и свободы гражданина – это юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную систему. Таким образом, соотношение основ правового статуса личности и гражданина можно определить как соотношение общего и частного, где общее – это правовой статус личности независимо от принадлежности ее к конкретному государству, а частное – это правовой статус гражданина, определяемый гарантиями государства, к которому он относится, и обязанностями перед ним. Гражданство – это определенное юридическое состояние лица, и его можно рассматривать как предпосылку и условия возникновения у лица дополнительных прав и обязанностей, обусловленных состоянием в гражданстве и наличием политико-правовой связи лица с конкретным государством и, в силу этого, приобретающего наряду с правовым статусом человека правовой статус гражданина. Принцип сочетания прав и обязанностей получил отражение в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозглашающей, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", что осуществление прав и свобод гражданином требует "должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29). В Международном пакте о гражданских и политических правах также зафиксировано, что "отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит". При этом речь, конечно, идёт не только об обязанностях граждан, но и об обязанностях органов власти, должностных лиц, других субъектов.1

________

1 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.

             Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на

- социально-экономические,

- политические,

- гражданские,

- культурные,

- личные.

Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила  указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость  придерживаться в данной области  общепринятых международных стандартов, закреплённых в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.

Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности. Оба эти документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принципов, прав и свобод, а также обязанностей. Исходные их положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера.

Признание, соблюдение и защита прав человека – обязанность государства.

Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго  имени, свободу

мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства;

может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно. Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество). Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности). Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в российском законодательстве, их не было ни в бывших советских Конституциях, ни в Конституции РСФСР.

Информация о работе Правовой статус личности