Правовой нигилизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании и рассмотрении правового нигилизма.

В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи: рассмотреть понятие правового нигилизма, эволюцию, его формы и пути преодоления, а также рассмотреть правовой нигилизм в молодежной среде.

Содержание

Введение 3
Глава I. Правовой нигилизм 4
1.1 Понятие правового нигилизма 4
1.2 Эволюция нигилизма 9
1.3 Формы выражения правового нигилизма 11
1.4 Пути преодоления правового нигилизма 14
Глава II. Правовой нигилизм в молодежной среде 16
2.1 Правовая культура и правовой нигилизм среди молодежи 16
Заключение 23
Библиография 24

Работа содержит 1 файл

Правовой нигилизм.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

   Война законов и властей —  абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма. Пагубность ее была убедительно продемонстрирована всей российской практикой последних лет Общая картина усугубляется еще и тем, что кроме войны юридической в стране идет множество других войн (бюджетов, суверенитетов, компетенции и т.д.).

  4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в «разреженном правовом пространстве», т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а «по понятиям».

  Очень точно подобную метаморфозу выразил  И.А. Ильин. «По своему объективному назначению, — писал он, — право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну». Ш.Л. Монтескье также указывал, что самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности и справедливости. Р. Иеринг продолжает эту мысль: «Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом». [5 стр.262].

  5. Конфронтации представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда — трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Шла

борьба  за роль «обкомов», «горкомов», «райкомов», при которой законы никем не соблюдались. Плюс личные амбиции и соперничество лидеров, их претензии быть «первыми лицами», «хозяином» в данной «вотчине». При этом верх брали, прежде всего, престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой.

       Это своего рода «номенклатурный»  или «элитарный» нигилизм, связанный с параличом власти, а любой паралич власти означает паралич права, закона. Здесь соединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует сложившиеся нормы управления обществом. Принцип разделения властей, заложенный формально в Конституции, на деле не сложился, система сдержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом «свободной» от соблюдения законов, особенно на местах.

  6. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

  Слабая  правовая защищенность личности подрывает  веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

   Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.

     Таковы  основные сферы распространения  и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма.

     Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые  общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:

     во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

  во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

  в-третьих, многообразие форм проявления — от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от «верхушечных» до бытовых;

в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и

популистская  направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

     в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образую-

щими  вместе единый деструктивный процесс;

     в-шестых, связь с негативизмом — более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

  Правовой  нигилизм приобрел качественно новые свойства, которым он не обладал ранее. Изменились его природа, причины, каналы влияния. Он заполнил все поры общества, принял оголтелый, повальный, неистовый характер. Сложилась крайне неблагоприятная и опасная социальная среда, постоянно воспроизводящая и стимулирующая антиправовые устремления субъектов. К сожалению, правовой нигилизм не спадает, а прогрессирует. Возникло грозное явление, которое может отбросить демократические преобразования в России на многие десятилетия назад. [5 стр.264]. 
 

     1.4 Пути преодоления правового нигилизма 

  Основные  пути преодоления правового нигилизма — это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.

 В  конечном счете все формы и  средства борьбы с нигилизмом  связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса — социального, экономического, политического, духовного, нравственного. В то же время многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла. Р. Иеринг писал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права. должен, в свой черед, также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона — словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества».

     Исходя  из своих исследований, касающихся современного состояния российского общества, сделаем вывод о том, что правовой нигилизм порождает негативную установку, ведет к правовому отчуждению, в итоге проявляется в конкретных противоправных действиях, трансформируя духовное состояние личности и общества, вторгаясь в традиции, в менталитет народа.

 

Глава II. Правовой нигилизм в молодежной среде

     2.1 Правовая культура  и правовой нигилизм среди  молодежи 

  Поводом для написания данной главы послужила статья, опубликованная в журнале «Русский мир» которая попалась мне на глаза при подготовке данной работы. «…Еще западным людям совсем непонятно наше вольное обращение с законом. Вообще, с правилами и установлениями. Объяснять им, что в России законы исторически принимались и принимаются исключительно с тем расчетом, чтобы приказному жилось легче и интересней, - себе дороже. Все равно не поймут, а времени и усилий потратишь уйму. Пако Понсе, давний знакомый, мексиканский журналист, которому я помогал ориентироваться в Москве, немного оглядевшись в столице, начал задавать вопросы. Неудобные. Главное, мексиканцев тоже нельзя назвать примером законопослушания - не немцы или японцы. Однако в Мексике «объегорить» закон не считается доблестью или признаком ловкости в делах, но преступлением, достойным общественного порицания. Конечно, «объегоривают», однако без восторгов - если вам пришло в голову, например, во время застолья похвастаться подобными подвигами, можете быть уверены: обязательно донесут. И через заградительные барьеры там никто не прыгает, если их поставили и написали: «Проход закрыт. Потому Пако и спрашивал. «Мигель, - задумчиво говорил он, рассматривая толпу студентов в одном из бесчисленных коридоров главного здания МГУ, - что там написано на стене? «Написано там «Не курить», - вздыхал я, уже догадываясь, в чем дело. Почему же они курят и никто их не останавливает?» Ну, что тут ответишь! Пока живо интересовался, почему на получение водительских прав у нас выстраивались невероятные очереди и почему при простом акте купли продажи автомобиля нужно заниматься сложной бюрократической процедурой снятия и постановки на учет «транспортного средства. Отчего все присутственные места куда нужно собирать и сдавать кучу - бумаг, открыты только по рабочим дням и в рабочие часы?.. Он был крайне удивлен, познакомившись с понятием «отпроситься с работы».. Таинственной и даже в чем-то сакральной казалась ему непоколебимая убежденность большинства русских в том, что если закон говорит «нельзя», то вот как раз ему-то, Ивану Сидорову, можно...» [1 стр.96].

   Именно  для молодежной среды характерны различные проявления правового нигилизма. К правовому нигилизму следует относить только случаи осознанного игнорирования требований закона, которые, тем не менее, не сопровождаются наличием преступного умысла (такая разновидность деформации правосознания, которая характеризуется наличием умысла, но совершение правонарушения, называется перерождением правосознания). Проявляется нигилизм в самых различных формах: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему. [11 стр.5].

   Отвергая  право, субъект может искать альтернативный регулятор, а может занять только позицию, предполагающую внутреннее отторжение (невосприятие) права в качестве общезначимого регулятора. Подобный выбор зависит от качества сомой личности. Безальтернативное отторжение права может происходить и потому, что выбор альтернативы — это не только процесс сравнения характеристик двух объектов: отрицаемого и его заменителя, но и просто возможность выбора, которую порой запрещает правовая норма. В таком случае в сознании молодого человека может складываться правило: «запрещаете, ну и, пожалуйста, я все равно буду делать так, как я хочу, т.е. назло вам».

   Можно выделить следующие проявления правового нигилизма в молодежной среде современной России.

   1. Несоблюдение и неисполнение требований законов и иных нормативных актов, когда граждане живут и действуют вопреки требованиям правовых норм. Неисполняемость свидетельствует в том числе о бессилии властных структур, их пассивности и неумении действовать адекватно сложившимся реалиям общественной жизни. Несоблюдение и неисполнение законов нано-

сит не меньший вред общественным интересам, чем их прямое нарушение.

   К тому же для молодежной среды в значительно большей степени свойственна подмена правовых регуляторов иными регулятивными системами. Сталкиваясь с непреодолимой преградой, в том числе юридического свойства, индивид стремится найти наиболее эффективное средство, которое ему наиболее доступно по времени и затратам использования, осязаемо по результатам. Именно по этим позициям право проигрывает своим конкурентам. Правовой нигилизм «высвечивает» недоступность для субъектов необходимых юридических средств либо сложность их использования. На этом фоне в молодежной среде развивается и крепнет список негативных социальных регуляторов, совокупно обозначаемых теневым правом.

   Участие в тех или иных криминальных и полукриминальных группировках становится для молодежи социально престижным занятием. Поскольку молодежь (в возрасте 14-29 лет) в среднем совершает половину всех уголовных преступлений в стране, то можно предположить, что именно она служит основным ресурсом для дальнейшего развития криминальной структуры общества.

   2. Подмена законности прагматической целесообразностью. Молодежь оценивает отношение власти и общества к себе кок безразличное или откровенно потребительское. 77 процентов опрошенных молодых людей полагают: «Когда нужно, они вспоминают о нас».

Информация о работе Правовой нигилизм