Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование правового нигилизма и правового идеализма.

В задачи курсовой работы входит:

определение понятия правового нигилизма и правового идеализма;

определение форм и причин появления правового нигилизма и правового идеализма;

рассмотрение причин возникновения правового нигилизма и правового идеализма;

определение влияния правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

    Во-вторых, в эту группу входят все уголовно-наказуемые деяния, административные и гражданские правонарушения и дисциплинарные проступки.

    В-третьих, стороной – выразителем правового нигилизма здесь выступают в основном преступники (правонарушители).

    В-четвёртых, именно этот вид правового нигилизма получил наибольшее распространение в нашей стране. Для оценки масштабов данного явления можно проанализировать оценки уровня криминологической активности в России. 

     2.2 Причины возникновения правового нигилизма и правового идеализма  

     Целесообразность возникновения правового нигилизма и правового идеализма может  быть различной – государственной, партийной, местной, практической, идеологической, в том числе и личной. Независимо от рода целесообразности закон, так или иначе, отодвигается в сторону. Законность как принцип противопоставляется так называемому здравому смыслу, а от этого – один шаг до нарушения правовой нормы.

     Современная  российская действительность показывает, что идеи законности и правопорядка могут быть использованы властными структурами как повод  для применения принуждения и нарушения прав и свобод человека и гражданина. То есть, существуют и такие ситуации, которые превращают благо во вред. Очень точно подобную метаморфозу выразил И. А. Ильин. «По своему объективному назначению, - писал он, - право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну».

     Ш.Л. Монтескье также указывал, что  самая жестокая тирания – та, которая выступает под сенью  законности и справедливости. Р. Черсинг  продолжает эту мысль: «Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом».

     Конфронтация  представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях.

     Эта форма правового нигилизма возникла в процессе становления новой  для России вертикали управления (связанной с Президентом) при  сохранении старой системы Советов. Эти две модели оказались  радикально и в корне несовместимыми. По своим целям, задачам методам. Отсюда возникли различные конфликтные ситуации и противостояния, цель которых – стремление доказать «кто главнее».

     Законы  в этой борьбе становились помехой. Возникали ситуации двоевластия или безвластия.

     В данной форме правового нигилизма  сочетаются (причем, как это не парадоксально) государственный и правовой нигилизм. Подобная совокупность деструктирует  наличествующие системы и нормы управления обществом.

     Факты проявления коррумпированности мы можем  видеть повсеместно. Можно взять  любую государственную структуру, ее часть – и в ней обязательно  будет тот или иной признак этого явления.

     Признаки  коррупции:

    наличие двух сторон – государственного, служащего и криминального элемента;

    наличие корыстной цели;

    наличие материальной выгоды;

    незаконность деяния.

     Как же проявляется коррупция?

     Явление это не столько масштабно, что  можно выделить несколько видов  коррупции:6

     Первый  вид - связь должностного лица с элементами преступного мира. Связь эта, как правило, взаимная, но может быть и односторонней.

     При взаимной связи два лица (или несколько лиц, но одни выражают субъективные интересы, государственного служащего, другие – интересы криминальных элементов) контактируют между собой, причем контакт носит взаимовыгодный характер. Контакт может быть непосредственным и косвенным. В случае непосредственного контакта должностное лицо прямо покровительствует (передает информацию, какие – либо сведения) представителю «преступного мира» в случае косвенного контакта покровительство, оказывается, через других людей (также членов государственного механизма).

     При односторонней связи  возможно отсутствие материального  фактора как стимулятора отношений (к примеру, помощь из дружеских побуждений, оказываемая личности, нарушавшей закон или помощь из идеологических убеждений).  

     Второй  вид коррупции проявляется в  проникновении криминальных элементов в сам государственный механизм.

       «Тема борьбы с коррупцией находится в центре внимания научной общественности России не случайно. Коррумпированность аппарата государственного управления приобретает… системный характер. Громкие скандалы по поводу коррупции в высших эшелонах всех ветвей власти дезориентируют общество, порождают синдром отчуждения граждан от государства и государство от граждан, утраты… Надежды на честную и ответственную власть России».7 

     2.3 Влияние правового идеализма и правового нигилизма на правовой мир и систему общественных отношений 

     В современной России существуют общие и наиболее характерные черты проблемы борьбы с правовым идеализмом.

     Во-первых, демонстративный, конфронтационно – агрессионный характер, что квалифицируется общественным мнением как беспредел.

     Во-вторых, массовость и распространенность не только среди граждан и групп граждан, но и в официальных государственных структурах, включая правоохранительную.

     В-третьих, многообразие форм проявления (от криминальных до легитимных и от бытовых до «верхушечных»).

     В-четвёртых, оппозиционная направленность, регионально-националистическая окраска, переходящая в сепаратизм.

     В-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным нигилизмом, образующими единую систему деструкции и хаоса.

     В-шестых, связь с негативизмом.

     Хочу  отдельно коснуться вопроса о  соотношении правового нигилизма и правового идеализма мы, прежде всего, говорим о деформированном правосознании. Но, как известно, правосознание выполняет ряд функций и обладает определенной структурой, имеет несколько видов. Попытаемся определить, какая же именно часть правосоотношения деформируется при явлениях правовой нигилизм и правовой идеализм.

     Во-первых, функции. Из 4-х основных (оценочная, регулятивная, познавательная, прогностическая) нарушаются оценочная и познавательная функции (как для нигилизма, так и для идеализма).

     Во-вторых, структура. Структурально правосознание  состоит из правовой психологии и  правовой идеологии. При правовом нигилизме  и правовом идеализме страдает вся структура правосознания.

     В-третьих, виды правосознания. Влиянию подвергаются, пожалуй, все виды (кроме научного и профессионального) правосознания хотя бы из этого можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм и правовой идеализм – явления схожие. Если же рассуждать о природе данных явлений, то напрашивается следующий вывод:

     Правовой идеализм и правовой нигилизм, различаясь в формах выражения и проявлений, имеют одни и те же источники (классические «деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание») и причины происхождения (хотя правовой идеализм и стал проявляться намного позднее, чем правовой нигилизм) – государственная деятельность.

     Размышляя дальше, делаем вывод, что правовой нигилизм и правовой идеализм – части неадекватного правосознания личности, причем при некоторых обстоятельствах правовой идеализм может вызывать правовой нигилизм. Это – еще одно доказательство их взаимосвязи.8

     Безусловно, с чисто теоретической точки  зрения правовой нигилизм явление абсолютно  противоположное правовому нигилизму, это две крайности. Совершенно точное сравнение приведено в названии статьи Н.И. Матузова «Правовой идеализм и правовой нигилизм две стороны одной медали». 
Подводя итог этому параграфу я хочу привести свое собственное мнение по вопросу о составлении правового нигилизма и идеализма. Правовой нигилизм и правовой идеализм являются элементом структуры правосознания наряду с правовой идеологией и правовой психологией, а именно – неадекватное восприятие права.

          Прежде всего, необходимо оценить – на какие именно элементы государства и права влияют правовой нигилизм и правовой идеализм. Хочу оговориться, что в дальнейшем для более общей и широкой оценки буду называть правовой нигилизм и правовой идеализм неадекватным восприятием права.

     Итак, во-первых – правосознание. Являясь  следствием деформированного правосознания, неадекватное восприятие права (НВП) само влияет на правосознание.

     По  отношению к индивиду и к обществу влияние может быть следующих двух типов:9

     1) влияние проявления неадекватного восприятия права индивидом оказываемое на общество;

     2) влияние проявления неадекватного восприятия права обществом, оказываемое на индивида.

     Здесь под словом «общество» я понимаю окружение индивида. Отдельно отмечу, что в обоих случаях может принимать «участие» государство – индивид – государственный деятель, государство – часть общества.

     Каково  же качество влияния оказываемого неадекватным восприятием права на правосознание?

     Безусловно, отрицательное и деструктивное. Положительными в некоторых случаях  могут оказаться последствия  влияния неадекватного восприятия права на личность (общество). Одним из таких случаев может послужить свержение тиранических режимов, при которых формируется определенное отношение к праву. Хотя в основном и последствия влияния неадекватного восприятия права на правовой мир разрушительны.

     Следующий объект, попадающий под влияние неадекватного восприятия права – правовая культура. Как  правовая культура личности, так и правовая культура общества, подвергаясь воздействию неадекватного восприятия права,  ничего хорошего не получают. Неадекватное восприятие права разрушает саму суть правовой культуры: «знать, уважать, соблюдать».

     Подвергается деформации и понимание основных принципов законности. Вместо принципа неотвратимости наказания появляется принцип безнаказанности, разрушаются принципы недопустимости замены законности целесообразностью, верховенства закона. Так начинается правонарушение.

     Схематично  систему воздействия неадекватного восприятия права на правовой мир личности и общества можно выразить так:

     Проявление  неадекватного восприятия права → распространение неадекватного восприятия права → влияние на правовой мир → вторичное проявление неадекватного восприятия права.

     Таким образом, неадекватное восприятие права – это явление похожее на цепную реакцию: однократного проявления неадекватного восприятия права достаточно для вызова нескольких вторичных зарождений у личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Правовое  самообольщение опасно, ибо оно порождает  беспочвенные, несбыточные надежды, убаюкивает общество. Попытки «пришпорить» общественный прогресс с помощью одних только законов, как правило, заканчивались конфузом. Примеров тому немало, и из них необходимо извлекать уроки. Прежде всего, это ведет к девальвации законов, которые начинают работать вхолостую, создавая видимость решения проблем.

     Одним из ключевых моментов здесь выступает  высокомерно-пренебрежительное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как  базовой, основополагающей идеи, а как  второстепенного явления в общей  шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек. Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей.

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм