Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование правового нигилизма и правового идеализма.

В задачи курсовой работы входит:

определение понятия правового нигилизма и правового идеализма;

определение форм и причин появления правового нигилизма и правового идеализма;

рассмотрение причин возникновения правового нигилизма и правового идеализма;

определение влияния правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Актуальность данной темы состоит в том, что правовой нигилизм и идеализм многолики, изощрены и коварны. Они способны быстро изменяться, приспосабливаться к обстановке. Есть множество форм, сторон, граней их конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые, наиболее острые и очевидные из них.

     Практическая  значимость. Прежде всего, это прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов (умышленные либо непреднамеренные). Они составляют огромный, трудно обозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Корыстный уголовный криминал — наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый вред обществу — физический, материальный, моральный.

     Криминогенная ситуация в стране оценивается сегодня с помощью таких эпитетов, как разгул, обвал, беспредел. Преступность приобрела мафиозно-организованный характер с преобладанием жестоких насильственных форм. Произошло ее сращивание с коррумпированной частью госаппарата, что, собственно, является характерным признаком мафии. Законы попираются цинично, открыто и почти безнаказанно. Преступный мир диктует свои условия, ведет наступление на само государство, претендует на власть. Слово «нигилизм» — слишком мягкое для отражения, происходящего в данной сфере. Это — некая запредельность. Правовой нигилизм — это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права. Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод — законность — характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества — уже не психологическая, а социальная характеристика. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура. Все эти стороны я и попытаюсь рассмотреть в своей курсовой работе.

     Предметом исследования являются причины и формы появления правового нигилизма и правового идеализма.

     Объектом исследования является определение понятий правового нигилизма и правового идеализма.

     Целью курсовой работы является исследование правового нигилизма и правового идеализма.

     В задачи курсовой работы входит:

    определение понятия правового нигилизма и правового идеализма;

    определение форм и причин появления правового нигилизма и правового идеализма;

    рассмотрение  причин возникновения правового нигилизма и правового идеализма;

    определение влияния правового идеализма на правовой мир          личности и систему общественных отношений.

     Методы  исследования: сравнительный и логический методы.

     Теоретической базой исследования явились труды следующих авторов: Борисова Н.Г., Валеевой В.А., Якубова Е.Н.

     Структура работы содержит титульный лист, содержание, введение, 2 главы, заключение, список используемых источников. 
 
 

     Глава 1. Понятие правового нигилизма и правового идеализма  

     1.1 Понятие правового  нигилизма  

     Нигилизм  вообще (в переводе с лат. — ничто) выражает отрицательное отношение  субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм разнолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим и т. д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь — культуре, науке, искусстве, этике, политике. Мыслим экономический нигилизм. Между разновидностями нигилизма много оттенков, они тесно переплетены.1

     Русский писатель Тургенев вывел в своих  романах ярких героев-бунтарей, отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил революционный характер. О своем Базарове Тургенев писал, что если он называется нигилистом, то надо читать: революционером. В 1866 г. М.А. Бакунин в знаменитых письмах к А.И. Герцену советовал последнему искать молодую поросль новой молодежи «в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах — в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля».

     С.Л. Франк, один из авторов нашумевшего  в свое время сборника «Вехи», с  особым пафосом подчеркивал, что  если бы можно было одним словом охарактеризовать умонастроение нашей интеллигенции, то нужно было бы назвать его морализмом. «Интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот, есть лишь отражение ее нигилизма. Под нигилизмом понимается отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей».2

     Правовой  нигилизм — разновидность социального  нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии… отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». Речь идет о невостребованности права обществом.

     Одним из ключевых моментов здесь выступает  высокомерно-пренебрежительное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, основополагающей идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек. Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей.

     Хотя  правовой нигилизм явление общесоциальное и, как отмечает В.А. Туманов, подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии … отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни», нельзя отрицать в нем субъективного, индивидуального начала. Более того, именно эти факторы являются преобладающими при определении степени, т.е. интенсивности, категоричности и бескомпромиссности отрицания права. На общественные и индивидуальные начала правового нигилизма указывают все ученые, занимающиеся этим вопросом.

     Однако, если расположить на прямой виды распространения  правового нигилизма по названному основанию, то нами обозначены лишь его крайние точки: на одном полюсе нигилизм на общесоциальном уровне, на другом — правовой нигилизм отдельного индивида. Между ними существуют промежуточные вехи. Так, Н.И. Матузов, определяя нигилизм вообще, подчеркивает, что он выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям. Касаясь вопросов преодоления правового нигилизма, В. Гойман считает заслуживающим внимание изучение правового нигилизма применительно к различным группам населения, их полу, возрасту, национальной принадлежности, вероисповеданию, к различным категориям должностных лиц.3

     На  возможность выделения самостоятельных  видов в родовом понятии «правовой нигилизм» указывает и анализ этой категории через понятие «правосознание», которому в теории права уделено значительное внимание. Правовой нигилизм, — отмечает А.Б. Венгеров, — это «…характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права». На дефектное правосознание, как явление, приобретающее характеристику правового нигилизма, указывает и ряд других авторов. Но применительно к правосознанию опять-таки выделяется общественный, групповой и индивидуальный уровень, в том числе и профессиональное правовое сознание, например, правосознание юристов.

     Рассмотренные положения позволяют говорить о  возможности выделения правового  нигилизма следователя, как разновидности правового нигилизма, и проведения самостоятельных исследований, направленных на определение его отличительных черт, особенностей, форм проявления.

     Рассмотренные положения позволяют говорить о  возможности выделения правового  нигилизма следователя, как разновидности правового нигилизма, и проведения самостоятельных исследований, направленных на определение его отличительных черт, особенностей, форм проявления.

     Предвидим, что возможен упрек в наш адрес, указывающий на неточность (неконкретность), допущенную в названии настоящей статьи. Оно должно было бы звучать «Правовой нигилизм следователей», если речь идет об отрицательном отношении к праву со стороны следователей, как группы, объединенной по профессиональному признаку. Или, например, «Правовой нигилизм следователя Иванова», если рассматривается неверие к праву и неуважение к нему со стороны индивидуума.

     Поясним. Определяя текст заглавия, мы исходили из того, что:

     Каждый  следователь является представителем выделенной нами по профессиональному признаку группы. В его сознании и действиях отражается настроение (в том числе и отношение к праву), которое характерно для данной общности людей. Тем более, что причины (факторы), формирующие и поддерживающие нигилистическое отношение к праву, распространяются почти в равной степени как на всю рассматриваемую группу, так и на отдельного ее представителя.

     Правовой  нигилизм отдельной социальной группы как раз и складывается (или, может  быть, даже умножается, если он развивается  в геометрической прогрессии) из чувств и настроений каждого представителя данной группы.

     Не  все формы, стороны, черты правового  нигилизма отдельной группы людей  в равной степени проявляются  в индивидууме. Так же как конкретные проявления правовой необязательности у отдельно взятой личности не всегда указывает на присутствие такого признака у всей выделенной группы. То есть, исследуя соотношение общественного и личного надо исходить, что определенная доля условности будет иметь место.4

     Таким образом, правовой нигилизм следователя, мы определяем как негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, сформировавшееся в групповом и индивидуальном сознании данной категории лиц.

     Правовой  нигилизм — явление довольно устойчивое. Правовой нигилизм «живуч» во времени, и тот факт, что в отдельные промежутки он «исчезает» со страниц периодических, учебных и научных изданий, а в другие — становится объектом пристального внимания со стороны ученых, не означает, что негативно-отрицательное отношение к праву отсутствовало и возродилось вновь. 

     1.2 Понятие правового идеализма  

     Если  правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его  переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим  невежеством, неразвитым и деформированным  правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».

     Хотя  внешне правовой идеализм менее заметен, не так бросается в глаза (во всяком случае, о нем почти не говорят, он не «на слуху»), явление это причиняет такой же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм. Он крайне деструктивен по своим последствиям. Осознается это, как правило, «потом», когда итог становится очевидным. Поэтому, борясь с правовым нигилизмом, не следует впадать в другую крайность — правовой фетишизм, волюнтаризм, идеализм.

     На  право нельзя возлагать несбыточные  надежды — оно не всесильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Между тем в условиях возникшей у нас еще в период «перестройки» правовой эйфории у многих сложилось убеждение, что достаточно принять хорошие, умные законы, как все сложнейшие и острейшие проблемы общества будут решены. Вот примем пакет законов — и жизнь улучшится.

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм