Правовое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:12, реферат

Описание работы

Введение
Показателем становления правового государства выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.
Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических шор, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к

Содержание

Введение __________________________________________________ 2-3
Правовая культура: понятие, структура, уровни проявления, виды, функции __________________________________________ 4
Понятие правовой культуры _______________________________ 4-6
Структура правовой культуры _____________________________ 6-7
Уровни проявления правовой культуры ______________________7-8
Виды (формы) правовой культуры __________________________ 8-9
Функции правовой культуры _______________________________ 10
2. Правовой нигилизм и идеализм _________________________ 11-12
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы ___________ 12-13
4. Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения ______________________ 14
4.1 Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры ________________________________________________ 14-16
4.2 Пути повышения правовой культуры российского обществ ___ 16-21
Заключение _____________________________________________ 22-23
Список литературы _____________________

Работа содержит 1 файл

5ballov-41428.rtf

— 293.78 Кб (Скачать)

     Хорошим примером организации, основным направлением деятельности которого является формирование правовой культуры и развитие правосознания населения, является организованный в 1999 году на базе Тульской областной библиотеки Публичный центр правовой информации. Это один из первых в России центров, основной задачей которого является обеспечение конституционного права граждан на получение официальной, исчерпывающей и оперативной правовой информации. Особая роль в работе центра отводится воспитанию молодежи Тульского региона. В нем была открыта “Школа правовых знаний для всех”. На базе этой школы проводятся различные мероприятия с участием сотрудников УВД, Комитета по делам молодежи Управы города, корреспондентов телевидения, преподавателей юридического колледжа, настоятелей храмов Тулы и области. Занятия проводятся в виде лекций-бесед, лекций-дискуссий, подкрепленных иллюстрированными выставками, слайдами, фильмами, фотографиями. На примере жизненных реалий специалисты знакомят слушателей с основами юридических знаний, которые помогают каждому защитить свои законные права и права своих близких, обеспечить юридическую защиту профессиональной деятельности.

     Успешное решение задач правового воспитания неразрывно связано с активной научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрением рекомендаций юридической науки в повседневную практику правовоспитательной работы. Юристов-ученых должны интересовать не только практические модели првовоспитательной деятельности, но и теоретические основы проблемы. Так в последние годы научному исследованию подвергались проблемы взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, изучались различные аспекты деформации правосознания граждан и др.

     Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания и юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретно-социологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских учреждений. Активное участие в их реализации могут принять юридические и педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.

     Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может быть и большее воспитательное значение имеет и вся повседневная практическая деятельность юридических органов и учреждений.  Представления, взгляды, отношение граждан к действующей правовой системе формируется не только в результате ознакомления с законодательством и другими нормативными актами, но в значительной мере в зависимости от информации о работе правоохранительных органов и учреждений. Сегодня становится очевидным, что совершенствование деятельности юридических органов невозможно без существенного повышения общей и правовой культуры самих юристов.

     К сожалению, в последние годы престиж правоохранительных органов заметно упал. Так, например, согласно опросам общественного мнения, лишь 21% населения России доверяет милиции, а на вопрос: “Можете ли Вы или ваши близкие пострадать от произвола правоохранительных органов?”, 68,5% россиян отвечают, что «это вполне может случиться».13 Отрицательное отношение к правоохранительным органам складывается под влиянием фильмов, в которых героями являются авторитеты преступного мира, а милиционеров, которые должны выступать защитниками и помощникам в борьбе с ними, называют “ментами”, публикаций в периодических изданиях, телепередач о неправомерных действиях стражей порядка.   

     При повышении уровня  правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву. 
      

      В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, было бы целесообразно:

  1. Министерству Юстиции РФ возглавить работу по правовому просвещению населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями;
  2. разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;
  3. создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности населения, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и форм их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;
  4. разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ российского законодательства, восстановить практику подготовки преподавателей права;
  5. разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
  6. организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;
  7. определить объем юридических знаний, которыми должны обладать специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;
  8. обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;
  9. уделять особое внимание правовому воспитанию молодежи;

10) создать единые центры правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер14.

     Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан. 
 
 
 
 

  Заключение

Анализ вышеизложенного материала по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы:

  1. Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой на всем протяжении его развития, она включает в себя опыт предшествующих поколений нации, а также других культур мира.
  2. Понятие “правовой культуры” используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, законность, правопорядок, законотворческую, правоприменительную, всю юридическую деятельность.
  3. Правовая культура выступает как социальное явление, которое немыслимо без человека. Она имеет ярко выраженную цель, которая охватывает все ее виды, структуру и функции. Эта цель заключается в формировании, как отдельной личности, так и общества в целом. Являясь элементом правосознания, правовая культура активно воздействует на общественное бытие, присущие ей идеалы, нормы, принципы, традиции могут способствовать консолидации людей, концентрации их усилий на формирование правового государства.
  4. Правовая культура - явление сложное и многогранное. Даже в определении его понятия и системы нет единства. Оно характеризуется наличием различных видов, функций, проявляется на различных уровнях.
  5. Уровень развития правовой культуры общества зависит от таких явлений как правовой идеализм, правовой нигилизм и правовое воспитание.
  6. Правовое воспитание, в свою очередь, как явление самостоятельное, многоцелевое, влияющее на сознание людей, обладает своими целями, содержанием, состоит из нескольких элементов и частей.
  7. Трудный путь современной России к правовому государству и процесс формирования высокого уровня правового сознания и правовой культуры общества усугублен и усложнен целым рядом факторов: определенными историческими событиями и формами общественного устройства, отсутствием опыта свободы, демократии, конституционализма, нигилистическим отношением к прошлому своей страны и к опыту зарубежных стран, а с другой стороны - долговременным влиянием западной культуры, правовым нигилизмом.
  8. Современное российское общество переживает глубокий нравственный, духовный, эстетический кризис, а также и кризис правового сознания. В стране отсутствует идеологическая основа, основная масса населения, средства массовой информации, многие государственные деятели, некоторые сотрудники правоохранительных органов имеют низкий уровень правовой культуры.
  9. На сегодняшний день  Россия нуждается в стройной системе правового воспитания и обучения, как взрослого населения, так и молодежи, тщательно продуманной правовой пропаганде. Необходим предпринять действия по повышению уровня правовой культуры СМИ, государственных и общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов, должностных лиц и людей, тем или иным образом влияющих на правосознание населения.
  10. Выявленные выше проблемы должны решаться не только на обыденном уровне и держаться на энтузиазме отдельных людей или групп, но на уровне государства, которое должно предпринять ряд мер по их устранению и по формированию высокой культуры населения. В противном случае, это может привести в необратимым последствиям.

Подводя итог в своей работе, хочется отметить, что курсовая работа не может в полной мере охватить всей темы, а особенно проблем, связанных с современным состоянием национальной правовой культуры. Но данная тема представляет для меня огромный интерес как для гражданина России и будущего юриста. Материал данного исследования может послужить основой для дальнейшего, более детального изучения проблемы. Также в будущем интересно проследить, как будут решаться возникающие в данной сфере проблемы. 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

Нормативные документы и правовые акты: 

  1. Конституция Российской Федерации (новая редакция). - М.: Издательство ЭЛИТ, 2004. - 32с.
  2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22 августа 1996г. №125 - ФЗ. - 42с.//Собрание законодательства РФ. - 1996. - №35. - Ст. 4135
  3. Об образовании. Федеральный закон от 10 июля 1992г. №3266-1. - М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2005. - 47с.
  4. О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации. Указ от 6 июля 1995г. №673. - 3с.//Собрание законодательства РФ. - 1995. - №28. -Ст. 2642
  5. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. - №1089. - 342с.
 

Научная литература и учебные пособия: 

    1. Жинкин С. А. Теория государства и права. Конспект лекций. - Р н/Д:Феникс, 2005. - стр. 184-187
    2. Малько А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2005. - стр. 140-143
    3. Малько А. В. Теория государства и права.- М.: Юристъ, 2005. - стр. 157-162
    4. Морозова Л. А. Теория государства и права.- М.: Юристъ, 2005. - стр. 363 - 374
    5. Основы государства и права/ под ред. академика, заслуженного деятеля науки РФ О. Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 2004. - стр. 59-62
    6. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы/ под ред. член-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ О. Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 2005. - стр. 56-59
    7. Общая теория права и государства./ под ред. доктора юридических наук, профессора В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2005. - стр. 243-255
    8. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов/ под общей редакцией академика Российской Академии Наук, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсеянца - М.: Издательство НОРМА, 2004. - стр. 384-413
    9. Нерсеянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА · М, 1998. - стр. 353-354
    10. Тихомирова Л. В., тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное./ под ред. М. Ю. Тихомирова. - М.: 2005. - стр. 243-255,670-672,674-675
 

Периодические издания: 

  1. Аргументы и факты. - 2005. - №48. - С.12
  2. Библиотечная газета. - 2005. - №21. - С.2
  3. Кищин В. А., Фомин В. В. Правовая реформа в России//Государство и право. - 2005. - №6. - С.124
  4. Мартышин О. В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации//Государство и право. - 2005. - №4. - С.9-12
  5. Певцова Е. А. Формирование правового сознания школьной молодежи//Государство и право. - 2005. - №4. - С. 28-36
  6. Соколов Н. Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание//Государство и право. - 2004. - №9. - С. 93-96
  7. Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе//Государство и право. - 1993. - №8. - С. 52-58

Информация о работе Правовое воспитание