Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:12, реферат
Введение
Показателем становления правового государства выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.
Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических шор, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к
Введение __________________________________________________ 2-3
Правовая культура: понятие, структура, уровни проявления, виды, функции __________________________________________ 4
Понятие правовой культуры _______________________________ 4-6
Структура правовой культуры _____________________________ 6-7
Уровни проявления правовой культуры ______________________7-8
Виды (формы) правовой культуры __________________________ 8-9
Функции правовой культуры _______________________________ 10
2. Правовой нигилизм и идеализм _________________________ 11-12
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы ___________ 12-13
4. Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения ______________________ 14
4.1 Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры ________________________________________________ 14-16
4.2 Пути повышения правовой культуры российского обществ ___ 16-21
Заключение _____________________________________________ 22-23
Список литературы _____________________
Хорошим примером организации, основным направлением деятельности которого является формирование правовой культуры и развитие правосознания населения, является организованный в 1999 году на базе Тульской областной библиотеки Публичный центр правовой информации. Это один из первых в России центров, основной задачей которого является обеспечение конституционного права граждан на получение официальной, исчерпывающей и оперативной правовой информации. Особая роль в работе центра отводится воспитанию молодежи Тульского региона. В нем была открыта “Школа правовых знаний для всех”. На базе этой школы проводятся различные мероприятия с участием сотрудников УВД, Комитета по делам молодежи Управы города, корреспондентов телевидения, преподавателей юридического колледжа, настоятелей храмов Тулы и области. Занятия проводятся в виде лекций-бесед, лекций-дискуссий, подкрепленных иллюстрированными выставками, слайдами, фильмами, фотографиями. На примере жизненных реалий специалисты знакомят слушателей с основами юридических знаний, которые помогают каждому защитить свои законные права и права своих близких, обеспечить юридическую защиту профессиональной деятельности.
Успешное решение задач правового воспитания неразрывно связано с активной научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрением рекомендаций юридической науки в повседневную практику правовоспитательной работы. Юристов-ученых должны интересовать не только практические модели првовоспитательной деятельности, но и теоретические основы проблемы. Так в последние годы научному исследованию подвергались проблемы взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, изучались различные аспекты деформации правосознания граждан и др.
Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания и юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретно-социологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских учреждений. Активное участие в их реализации могут принять юридические и педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.
Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может быть и большее воспитательное значение имеет и вся повседневная практическая деятельность юридических органов и учреждений. Представления, взгляды, отношение граждан к действующей правовой системе формируется не только в результате ознакомления с законодательством и другими нормативными актами, но в значительной мере в зависимости от информации о работе правоохранительных органов и учреждений. Сегодня становится очевидным, что совершенствование деятельности юридических органов невозможно без существенного повышения общей и правовой культуры самих юристов.
К сожалению, в последние годы престиж правоохранительных органов заметно упал. Так, например, согласно опросам общественного мнения, лишь 21% населения России доверяет милиции, а на вопрос: “Можете ли Вы или ваши близкие пострадать от произвола правоохранительных органов?”, 68,5% россиян отвечают, что «это вполне может случиться».13 Отрицательное отношение к правоохранительным органам складывается под влиянием фильмов, в которых героями являются авторитеты преступного мира, а милиционеров, которые должны выступать защитниками и помощникам в борьбе с ними, называют “ментами”, публикаций в периодических изданиях, телепередач о неправомерных действиях стражей порядка.
При повышении уровня
правовой культуры общества особое внимание
необходимо уделить средствам массовой
информации. В современных условиях они
оказывают огромное влияние на сознание
людей. Бросается в глаза низкий уровень
правовой культуры, несформированность
и деформированность правосознания журналистов.
Во многих публикациях и выступлениях
усматриваются различные проявления антикультуры
СМИ. Дело не только и не столько в юридических
знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько
в отношении к праву, правовым принципам,
законодательным нормам. Очень часто СМИ
наглядно демонстрируют пренебрежение
к правовым требованиям вплоть до полного
отрицания всех запретов. В журналистской
практике представлена вся палитра отношений:
от правового инфантилизма (юридическая
беспечность) через правовой нигилизм
(пренебрежение к праву) к правовому негативизму
(отвержение права). В этом усматривается
основная проблема, создающая угрозу формирования
отрицательного отношения к праву.
В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, было бы целесообразно:
10) создать единые центры правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер14.
Только
тщательно продуманная и эффективная
система правовой пропаганды сможет повысить
правовую культуру общества и будет способствовать
повышению уровня правосознания граждан.
Заключение
Анализ вышеизложенного материала по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы:
Подводя итог в
своей работе, хочется отметить, что курсовая
работа не может в полной мере охватить
всей темы, а особенно проблем, связанных
с современным состоянием национальной
правовой культуры. Но данная тема представляет
для меня огромный интерес как для гражданина
России и будущего юриста. Материал данного
исследования может послужить основой
для дальнейшего, более детального изучения
проблемы. Также в будущем интересно проследить,
как будут решаться возникающие в данной
сфере проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативные
документы и правовые акты:
Научная литература
и учебные пособия:
Периодические
издания: