Правовое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:12, реферат

Описание работы

Введение
Показателем становления правового государства выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.
Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических шор, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к

Содержание

Введение __________________________________________________ 2-3
Правовая культура: понятие, структура, уровни проявления, виды, функции __________________________________________ 4
Понятие правовой культуры _______________________________ 4-6
Структура правовой культуры _____________________________ 6-7
Уровни проявления правовой культуры ______________________7-8
Виды (формы) правовой культуры __________________________ 8-9
Функции правовой культуры _______________________________ 10
2. Правовой нигилизм и идеализм _________________________ 11-12
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы ___________ 12-13
4. Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения ______________________ 14
4.1 Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры ________________________________________________ 14-16
4.2 Пути повышения правовой культуры российского обществ ___ 16-21
Заключение _____________________________________________ 22-23
Список литературы _____________________

Работа содержит 1 файл

5ballov-41428.rtf

— 293.78 Кб (Скачать)

     Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанном на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения, а в целом - правовой менталитет общества.

1.3 Уровни проявления правовой культуры

     Правовая культура проявляется в трех уровнях: обыденном, профессиональном и теоретическом.

Обыденный уровень ограничивается рамками повседневной жизни людей и активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

Профессиональный уровень свойственен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

Теоретический уровень - это высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность прав и т. д.

     Все три уровня правовой культуры важны для развития жизни общества, Но особую значимость имеет профессиональная правовая культура, т. к. она определяет работу всех государственных учреждений и всего государственного аппарата, и теоретическая правовая культура: она раскрывает уровень развития юридической науки в целом, без чего невозможна правовая политика государства, определяющая стратегию и тактику развития юридической жизни страны.

1.4 Виды (формы) правовой культуры

     Правовая культура подразделяется на правовую культуру личности, группы и общества в целом. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

      Правовая культура личности подразумевает уважительное отношение к праву, достаточный уровень правовой информированности. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется 1) определенным уровнем знания юридических норм; 2) позитивным правосознанием, т. е. уважением права; 3) поведением, основанном на уважении права. Следовательно, правовая культура личности - это единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источниками правовых знаний личности служат практический опыт, окружающая среда, СМИ и др. Они непосредственно зависят от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т. п. Знание закона является стимулом правомерного поведения. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без навыков правомерного поведения и правовой активности.

     Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам, прежде всего - профессионалам-юристам. Она зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой культуры составляет правовая молодежная культура, которая формируется в учебных заведениях, и в таких сферах, как, например, неформальные объединения. Данная правовая культура носит маргинальный характер по отношению к обществу, в ней отмечаются элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепринятых норм поведению.

    

     Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

     Правовая культура общества - это составная часть созданных им духовных ценностей. Она охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня общественного сознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения, функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения и характеризуется полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.

     Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Исходя из этого, наиболее полным и типичным  принято считать определение понятия правовой культуры общества,  как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества7. 
 
 

1.5 Функции правовой культуры

Принято выделять шесть функций правовой культуры:

  1. Познавательно-преобразовательная функция . Ее содержание - это цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество - формирование правового государства. Поэтому данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.
  2. Праворегулятивная функция ставит своей задачей обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.
  3. Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Другими словами, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.
  4. Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.
  5. Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других стран и народов.
  6. Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

     Все названные функции тесно взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.     
 
 
 

  1. Правовой нигилизм и правовой идеализм

     Следствием юридического невежества, деформации правосознания, низкого уровня общей и правовой культуры являются правовой нигилизм и правовой идеализм.

     Нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего) означает отрицательное отношение  субъекта или группы субъектов к определенным ценностям, нормам, общественным институтам. Нигилизм является одной из форм мировоззрения и поведения.

     Нигилизм, в том числе и правовой, не является просто отрицанием чего-либо. Это отрицание разрушительное, деструктивное, бескомпромиссное. Нигилизм означает и отсутствие какой-либо позитивной программы.

     Правовой нигилизм представляет собой сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях отрицание значимости и ценности права, пренебрежительное и неуважительное отношение к способам его реализации, к правовым учреждениям. Отношение к праву может быть и просто безразличным.

     Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнании ими законов своей страны. Крайними проявлениями правового нигилизма в поведении могут являться умышленные нарушения действующего законодательства. Но он может проявляться и в других формах: произвол со стороны должностных лиц, издание нормативных актов, противоречащих конституции и законам, коррупция, нарушение прав человека, внесудебных репрессиях, неуважении к суду, адвокатуре и т.п.

    Противоположной формой юридического невежества, деформации правосознания, низкого уровня общей и правовой культуры является правовой идеализм. Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку. На право возлагаются непомерные, несбыточные надежды, с помощью права, например, новых законов, стремятся решать любую проблему. В этом плане сущность правового идеализма можно выразить фразой «законы могут все». Опасность правового идеализма заключается в том, что чрезмерные требования к праву впоследствии сменяются разочарованием и правовым нигилизмом.

     Для того чтобы общество обладало высоким уровнем правовой культуры, необходимо свести к минимуму  правовой нигилизм. В качестве средств, призванных решить эту задачу, следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы, правовое воспитание населения, профессиональное обучение и воспитание юристов, других должностных лиц, повышение правовой культуры субъектов правоохранительной системы.

  1. Правовое воспитание: понятие, формы, методы

     Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя для этих целей правовое просвещение и правовое воспитание.

     Правовое воспитание - это целенаправленное, систематическое воздействие на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм8.

     Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно является многоцелевой деятельностью, которая предполагает наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Эти цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание.

     Содержанием правового воспитания является распространение знаний о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Это сложный процесс, который реализуется в конкретных способах организации воспитательного процесса и включает в себя ряд составных частей:

  • субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и т.д.);
  • объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.п.);
  • содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
  • методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
  • формы воспитания:
  1. правовое обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;
  1. правовая пропаганда заключается в распространении правовых идей и требований среди населения посредством телевидения, радио, иных средств массовой информации;
  2. юридическая практика способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.;
  3. самовоспитание связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений.

Информация о работе Правовое воспитание