Правовое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:12, реферат

Описание работы

Введение
Показателем становления правового государства выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.
Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических шор, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к

Содержание

Введение __________________________________________________ 2-3
Правовая культура: понятие, структура, уровни проявления, виды, функции __________________________________________ 4
Понятие правовой культуры _______________________________ 4-6
Структура правовой культуры _____________________________ 6-7
Уровни проявления правовой культуры ______________________7-8
Виды (формы) правовой культуры __________________________ 8-9
Функции правовой культуры _______________________________ 10
2. Правовой нигилизм и идеализм _________________________ 11-12
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы ___________ 12-13
4. Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения ______________________ 14
4.1 Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры ________________________________________________ 14-16
4.2 Пути повышения правовой культуры российского обществ ___ 16-21
Заключение _____________________________________________ 22-23
Список литературы _____________________

Работа содержит 1 файл

5ballov-41428.rtf

— 293.78 Кб (Скачать)

                                                СОДЕРЖАНИЕ

    Введение __________________________________________________ 2-3

  1. Правовая культура: понятие, структура, уровни проявления, виды, функции __________________________________________ 4
    1. Понятие правовой культуры _______________________________ 4-6
    2. Структура правовой культуры _____________________________  6-7
    3. Уровни проявления правовой культуры ______________________7-8
    4. Виды (формы) правовой культуры __________________________ 8-9
    5. Функции правовой культуры _______________________________ 10

    2. Правовой нигилизм и идеализм _________________________  11-12

    3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы ___________ 12-13

    4. Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения ______________________ 14

    4.1 Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры ________________________________________________ 14-16

    4.2 Пути повышения правовой культуры российского обществ ___ 16-21

    Заключение _____________________________________________  22-23

    Список литературы _______________________________________24-25 
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Показателем становления правового государства выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.

     Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических шор, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к серьезной проблеме уровня правовой культуры современного российского общества.

     При выборе темы для курсовой работы я руководствовалась актуальностью правовых проблем современного российского общества, возникших в России в настоящий момент:  низкий уровень правовой культуры, юридический беспредел, правовой нигилизм, правовое бескультурье, царящие во всех сферах жизни: от сферы повседневных отношений людей (когда, не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защищать свои интересы); до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местных властей;  непоследовательность и несформированность системы правового воспитания и обучения населения, и в частности - молодого поколения; правовое бескультурье средств массовой информации.

     Данная тема также интересна и важна с точки зрения выбранной мною сферы деятельности, т.к. любой юрист должен сам обладать высоким уровнем культуры, и, в частности, правовой. Это необходимо ему в первую очередь для профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а также для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву. Ужасно, когда юридически неграмотными оказываются лица, осуществляющие законотворческую деятельность или работающие в судебных, правоохранительных органах, занимающие ведущие посты в органах государственной власти и управления.

     В настоящее время существует немало авторов - юристов, ученых-правоведов - работы  которых посвящены правовой культуре. Среди них можно назвать  проф. В. И. Каминскую, проф. А. Р. Ратинова, проф. В. П. Сальникова, проф. А. П. Семитко и др. Они занимаются исследованием и теоретическим определением термина правовой культуры, ее структуры, функций и т.д. Современные проблемы российского общества, связанные с правовой культурой и правовоспитанием,  анализируются в статьях разных авторов в правовых периодических изданиях, таких как, например, журнал “Государство и право”.

     Исходя из всего вышесказанного о приоритетности проблемы правовой культуры, можно сформулировать цель и задачи данного исследования, проведенного в рамках выбранной темы. 

     Цель исследования - изучение понятия правовой культуры, ее структуры, уровней проявления, видов, функций, понятий, связанных с ней, а именно: правового нигилизма, идеализма, правового воспитания; а также выделение основных проблем национальной правовой культуры и возможных путей их решения.

     Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  1. дать определения основных понятий (правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь;
  2. изучить структуру, уровни проявления, виды, функции правовой культуры;
  3. проанализировать основные проблемы формирования уровня национальной правовой культуры;
  4. обозначить основные проблемы формирования правовой культуры граждан в современной России и наметить возможные пути их решения.

     Основными методами исследования являются анализ и обобщение научной и периодической литературы по проблеме, а также нормативно-правовых актов, призванных помочь в решении возникших проблем. 
 
 
 
 
 
 

1.  Правовая культура: понятие, структура, уровни проявления, виды, функции

1.1 Понятие правовой культуры

     Правовая культура - часть человеческой культуры, совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации)

     Правовая культура полностью не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной и т.д.), создавая тем самым своеобразное, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов. Определенные общие границы правовая культура имеет с политической культурой, т.к. деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в сферу правовых отношений. Она также функционирует во взаимодействии с нравственной, эстетической, религиозной и другими видами культуры.

     Роль правовой культуры в жизни общества многогранна. Правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Данный прогресс подразумевает создание собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, и представление обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Правовая культура является средоточием накопленных человечеством  юридических ценностей, организмом, все элементы которого (нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы) обладают качествами продуктов человеческого духа, исторического отбора, труда, жизненной апробации. Данный вид культуры - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы. 

     Правовая культура  тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельную категорию, т.к. включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

     Уровень развития правовой культуры в обществе является показателем становления правовой государственности. Правовое государство невозможно без высокого уровня правовой культуры общества. 

     Особо следует отметить взаимосвязь законности и правовой культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и правовой культуры. Как часть общей культура, правовая культура предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. В свою очередь законность способствует формированию культуры общества.

     В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, проф. В. И. Каминская и проф. А. Р. Ратинов, одними из первых исследовавших данную проблему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей»1.

     Проф. В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям2.

     По мнению проф. А. П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека3.

     По мнению канд. юрид. наук Е. В. Аграновской, правовая культура - это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере4.

     Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Но как видно, во  всех определениях правовая культура выступает как явление социальное, невозможное без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Данное понятие представляет собой  сложное и многогранное явление.  Важно отметить, что правовая культура:

  1. включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм, деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;
  2. отражает качественное состояние правовой жизни страны. Поэтому для каждого государства характерен свой уровень правовой культуры;
  3. является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство;
  4. составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;
  5. во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;
  6. служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

 1.2 Структура правовой культуры

     Среди юристов нет единодушия и относительно структуры правовой культуры. Например, проф. В. П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов5. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, выделяя а) деятельность непосредственно в правовой сфере; б) деятельность неправового характера, но связанную с действием права (журналистика, кино, литература и т. д., отражающие правовые идеи, оценки, чувства). В содержание правовой культуры входят не просто законность, правосознание, а уровень их развития.

     Проф. А. П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько оно информировано в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности;                  2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической (правотворческой и правореализующей); 3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Среди них определяющее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты6.

     Эти три элемента тесно взаимосвязаны, и каждый из них проявляется в двух других, поэтому их выделение весьма условно. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях - правосознании, правовой деятельности, системе правовых актов, а об их  уровневых состояниях, т. е. степени прогрессивного развития.

     Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

  • право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
  • правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
  • правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;
  • правовое поведение, деятельность.

Информация о работе Правовое воспитание