Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:29, курсовая работа
Наш объект рассмотрения – право именно в этом последнем смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Ведение __________________________________________________________________3-5 стр
1. Право и его признаки ______________________________________________6-12 стр
2. Право и государственное принуждение _______________________________13-14стр
3. Преемственность в праве ___________________________________________15-16стр
4. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность _____17-18стр
Заключение ________________________________________________________19-20стр
За период развития своего существования и развития право накопило немало из того, что в полной мере относится к достижениям человеческой цивилизации. Не воспользоваться этим наследием – значит сделать шаг назад в поступательном правовом движении. Каждая правовая система в той или иной мере воспринимала прошлые правовые положения и приспосабливала их для решения своих задач. Наиболее ярким примером преемственности между правовыми системами, опирающимся на частную собственность, была рецепция римского права в странах Европы, начиная с 12в.
Обращая внимание на это обстоятельство, известный русский дореволюционный правовед Н.Е.Чижов писал: «Если в свое время римское копье подчинило римлянам весь тогдашний свет, то победа, одержанная ими над человечеством путем права, была еще грандиознее. Взятое мечом, тем же средством отнято у римлян другими народами. Но завоеванное правом остается до сих пор за римлянами».
О преемственности в любом тире права, в том числе и отличительном, можно вести речь лишь рассматривая его в качестве составной, хотя и отличительной части мировой правовой системы. В этом случае восприятия нашим правом положений не только прошлых правовых систем, но и ныне существующего и действующего права современных зарубежных государств.
Преемственность, которая наблюдается в отечественном праве, затрагивает:
а) содержание права – речь идет об общедемократическом прогрессивном содержании правовых норм и правовых институтов;
б) форму права (российское право оперирует почти такими же источниками права, как и предшествующие, и современные правовые системы; наименование и правовой статус, например, таких источников права, как «закон», декрет», «постановление», «указ»: и др. – не изобретение советского правоведения, а разумное заимствование из прошлого);
в)сферу юридической техники.
В сфере юридической техники преемственность наиболее значительна. Правила возведения воли в закон, формы выражения и изложения норм права в нормативных актах, многие правовые конструкции, юридические понятия и термины являются универсальными, т.е. приемлемы для большинства правовых систем, входят составной частью в общую культуру общества.
4. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность.
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействия на общественные отношения.
Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование – важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права, как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.
Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию. Называются предметом правового регулирования.
Предмет правового регулирования весьма подвижен. Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые блоки (например акты, регулировавшие государственно – плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.
Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В это механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются : юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Правовое регулирование – это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.
Регламентация общественных отношений – урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.
В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний. Юридические нормы, таким образом, являются результатом первой стадии правового регулирования общественных отношений и первым основным элементом правового регулирования.
Правовая ( законодательная) регламентация, как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установление ответственности за нарушение юридических предписаний.
Действие юридических норм – претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм – соблюдение, исполнение, использование и применение – это и формы их действия. Акты реализации норм права – третий основный элемент механизма правового регулирования.
Эффективность правового регулирования (термин «эффективность» употребляется в русском языке в значении результата, следствия чего – либо) органически связана с результативностью, действенностью определенных мер, поведения, юридического предписания. Определяя результативность правового регулирования, надо исходить из того, что правовые нормы направлены, во – первых, на закрепление юридическими средствами общественных отношений уже сложившихся в обществе; во – вторых, на стимулирование дальнейшего развития существующих отношений; в – третьих, на вытеснение социально вредных и опасных связей и отношений.
Условия эффективности юридических норм, правового регулирования весьма разнообразны. Основные из них:
1. Соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны. Если нормы права верно отражают это развитие, они могут быть эффективными.
2. Совершенное законодательство. Чем совершеннее законодательство, тем полнее будут достигаться цели, поставленные при издании юридических норм. Совершенное законодательство – это научно обоснованное, непротиворечивое, прогрессивное законодательство. Это законодательство, где дана адекватная юридическая оценка регулируемым общественным отношениям и предложена наиболее оптимальная положительная или отрицательная реакция государства на поведение субъектов права.
3. Высокий уровень правовой культуры. Правовая культура – это здание права и осознанное стремление следовать требованиям юридических норм. К сожалению, уровень правовой культуры граждан, должностных лиц в российском обществе не слишком высок. Зато процветает правовой нигилизм.
Эффективность правового регулирования зависит от многих факторов: состояния нравственности в обществе, уровня работы правоохранительных органов и т.д.
Заключение.
Советское право возникло в результате Октябрьской революции 1917г., как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были идеи марксизма – ленинизма о праве и государстве.
В нем отрицалась преемственность с предшествующими типами, и права и прежде всего – с дореволюционным русским правом. Ставилась задача «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат». По этой причине, наряду со старыми, действительно реакционными правовыми положениями были отброшены те институты, процедуры, структуры, которые, несомненно, принесли бы пользу народу. Речь идет об институтах присяжных заседателей, судебных следователей, хорошо продуманной и эффективной структуре уголовного сыска и др.. Такой «юридический прлеткульт» нанес непоправимый урон отечественному правоведению, вырвав из его цепочки мировой цивилизации.
Право носило ярко выраженный классовый характер. Это довольно последовательно выражалось в законодательстве. Представители свергнутого класса буржуазии не могли быть назначены на руководящие посты в государственном аппарате, где разрешалось лишь использовать их опыт и знания; они лишались избирательного права; принадлежность к бывшему состоятельному сословию усугубляло юридическую ответственность, а нередко являлась единственным основанием для ее применения. Для борьбы с классовыми противниками в Уголовный кодекс 1922г. Был введен институт аналогии, ибо принцип «нет преступления без наказания на то в законе» мешал «революционному правосудию».
Классовый подход подавлял в советском праве гуманные начала идеи справедливости и свободы. Классовым (хотя и в несколько смягченном виде) советское право продолжало оставаться до начала девяностых годов.
Конституциями современное российское законодательство закрепили приоритет общечеловеческих начал. Однако для их реализации пока не созданы социально – экономические, политические и иные условия.
Развитие советского права определялось не столько субъективными потребностями общества, сколько решениями правящей коммунистической партии. На протяжении десятилетий советское право было средством осуществления партийной политики и идеологии, жесткого регулирования экономики, гасившего всякую хозяйственную самостоятельность, средством тоталитарного вмешательства во все сферы социальной и даже личной жизни.
Драматизм советского права усугублялся атмосферой правового нигилизма, царившего в обществе. В первые послереволюционные годы это выражалось в пренебрежении к праву, как явлению временному, чуждому новому строю, сдерживающему революционную поступь пролетариата.
Практикам – юристам, не получившим надлежащей правовой подготовки и имеющим смутное представление о юриспруденции, очень мешали правовая форма, закрепленная законом процедура.
Общеизвестна правильная по своей сути фраза «Дешевое правосудие дорого обходится обществу». Дешевым правосудие и весь процесс принуждения становится при недостаточной разработке процедурной формы, ее примитивности, а порой и отсутствии. Развитие и совершенствование процессуальной формы в правоприменительной деятельности – одно из важнейших условий формирования Российского правового государства.
Правовой нигилизм – явление живучее. Его питательной средой являются должностные амбиции, правовая безграмотность руководителей государственных органов, населения, бесконтрольность и отсутствие ответственности за «вольное» обращение с правом. Закономерна поэтому вспышка правового нигилизма в настоящее время.
Литература:
2
Информация о работе Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность