Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Наш объект рассмотрения – право именно в этом последнем смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Содержание

Ведение __________________________________________________________________3-5 стр
1. Право и его признаки ______________________________________________6-12 стр
2. Право и государственное принуждение _______________________________13-14стр
3. Преемственность в праве ___________________________________________15-16стр
4. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность _____17-18стр
Заключение ________________________________________________________19-20стр

Работа содержит 1 файл

курсоваяТГиП (образование права).doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят: право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

     В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав и обязанностей – не причинять ущерба людям, обществу, государству, не препятствовать другим людям в осуществлении их прав. Естественное право, следовательно, представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве.

   Позитивное (положительное) право –это право выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве6, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, , а государство прецендентов, нормативных договоров нет положительного права. Именно поэтому законодательство и право часто отождествляются.

       Организованность и порядок в обществе, сами условия существования человека поддерживаются на основе определенных социальных установок, которые могут существовать либо в сознании, либо выражаются вовне. Праву среди таких установок принадлежит важнейшая роль.

       Как своеобразному социальному феномену праву, присущи следующие общие и особенные (специфические) признаки.

1.       Право состоит из нормативных установок.

     Нормативность – явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму. Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер, становится универсальным средством упорядочения и развития мысли и поведения людей. В ее основе – типичность, повторяемость, социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.

     Нормативен сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны социальные процессы и поведение человека. .

2.       Право выражает идеи справедливости и свободы. Справедливость и свобода – извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество.

Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека – его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе.

      Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, затем получают закрепление в законодательстве.

      Критерии справедливости зависят от многих факторов – экономических, классовых, национальных, демографических, культурных и др. Они могут меняться у разных народов в зависимости от конкретно – исторических условий уровня развития цивилизации. В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Отношение к естественным правам человека, их защита со стороны государства характеризуют состояние справедливости в обществе, природу власти государства. «Если мы обратим внимание на природу какой – либо власти, - писал известный русский дореволюционный государствовед Л.А. Тихомиров, - то можно сказать, что чем более чутка она к естественному праву человека, тем более склонна охранять личные права в государстве».

       Принцип социальной справедливости в различных отраслях права проявляется по – разному, поскольку речь идет о различных сферах общественных отношений. В трудовом праве он выражается в адекватной количеству и качеству труда заработной плате, в сфере бизнеса – в получении адекватного вознаграждения за творческие и предпринимательские способности, в гражданском праве – в соответствии возмещаемого ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной выгоде, в пенсионном обеспечении – в зависимости размера пенсии от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности, в административном, уголовном праве и других отраслях – в соразмерности наказания совершенному правонарушению.

     3.  Право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность. Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства и т.д.

           4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.

     Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы.

  Каждый человек, если он социально не деформирован, стремится к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть поведение других людей рассматривает как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиниться нормативным установкам. В этом для него – внутренняя обязанность права. Требованиям права  человек подчиняется добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях воздействуют на его сознание и психику.

          Обладая внутренней и внешней обязанностью, право способно активно влиять на человека и тем самым закреплять необходимый порядок в обществе.

      5. Праву присуща специфическая форма выражения – законодательство.

          Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естественного права, существует в разнообразной форме – в виде правосознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений.

      Та часть права, которая вовне выражается в законодательстве, т.е. положительное право, приобретает специфические признаки, нередко приписываемые праву в целом. И обусловлены они связью положительного права с государством. Это – следующие признаки.

      1. Право – это возведенная в закон воля.

         Воля – сознательно обусловленное психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами внешне обязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение. Определенная часть юридических норм – тех норм, которые прошли всенародное обсуждение, были скорректированы, а затем стали Законодательством, - несомненно выражает волю народа. Что же касается других актов, и прежде всего принимаемых министерствами и ведомствами, то они нередко выражают узковедомственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами большинства народа либо прямо им противоречащие.  

2. Формальная определенность права. Закрепленные в законодательстве нормативные установки обретают особое свойство – формальную определенность. Она проявляется в четкости, однозначности и лапидарности законодательных предписаний. Формальная определенность – важнейшее свойство права, ибо она позволяет внести четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован в сочетании слова «кон» (граница) и частица «за», означающая предел движения. Закон таким образом этимологически означает четкие границы поведения субъектов права.

3. Системность права. Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности, согласованности. Системность в право приносится в законодательством. Важнейшая и неотложная задача – восстановить и укрепить системность права. Без этого эффективность правового регулирования будет ничтожно мала.

4. Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально – экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Это происходит в настоящее время в нашей стране.

5. Право – это равный масштаб по отношению к разным людям. На это обстоятельство, но применительно к социализму, обращал внимание К. Маркс. По его словам «право производителей пропорционально доставляемому ими труду: равенство состоит в том, что измерение производится равной мерой – трудом.» Являясь равным масштабом для разных людей право не может обеспечить их фактическое равенство, да и не должно. Иначе это подорвало бы творческие и трудовые стимулы и привело бы общество к застою.

6. Охрана права государством. Далее не все нормы позитивного  права соблюдаются и исполняются добровольно, в силу внутреннего убеждения. Значительная часть населения подчиняется требованиям правовых предписаний лишь потому, что за правом стоит государство. Государство издает юридические нормы, т.е. «возводит в закон» интересы определенных субъектов, и государство охраняет их. Без такой охраны нет права. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, организационно – технические, воспитательные и превентивные меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм.

Этим мерам в правовом государстве отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в движение дорогостоящий репрессивный аппарат. По этой причине в нашей стране следует четче и шире организовывать обсуждение законопроектов, полнее учитывать высказанные по ним замечания, значительно увеличить издание нормативно – правовых актов, создать хорошо работающую систему правового воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Право и государственное принуждение.

Государственное принуждение – осуществляемое на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами физическое, психическое, имущественное и организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний.

      Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведет себя вопреки своей воле, но в интересах принуждающего.

      В течении столетий право и насилие отождествлялись, особенно – в обыденном сознании; с правом всегда связывалась готовность его отстаивать. «А если есть храбрец в твоем роде, не остается твой иск за чужим родом», - гласит старая казахская пословица. Об этом же и знаменитый ответ вождя древних галлов: «Я ношу свое право на острее  своего меча». Не случайно и богиня правосудия Фемида (или возмездия – Немезида) держит в одной руке весы, на которых взвешивается право, а в другой – меч, как символ его защиты, силы. По образному выражению Р. Иеринга, «меч без весов есть голое насилие, весы без меча – бессилие права».

    С появле6нием государства, законодательство принуждения к соблюдению и исполнению норм права становится государственным по своему характеру и осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами, выступая одним из методов управления гражданским обществом. Оно выражает негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для них для них вариант поведения, который выбрало и которому следует то или иное лицо. Без принуждения практически не может обойтись ни одно государство.

     Фактически основанием государственного принуждения является чаще всего правонарушение, а также иные нежелательные для других граждан, общества и государства правовые аномалии. Такой аномалией, нежелательной в обществе, является, например, уклонения лица от исполнения возложенного на него юридических обязанностей (если это на образует состав преступления).

       Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством имеет следующие особенности: 1)служит защите интересов граждан, государства, общества. 2)является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом. 3) основным, главным методом является метод убеждения, который представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний (осуществляется в закрепленной нормативно правовыми актами процедурной форме).

      В этих актах установлены виды и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, право граждан на защиту. Чем четче и полнее регламентирована процедура принуждения, тем надежнее правовые гарантии прав и свобод граждан, тем меньше возможностей для злоупотребления должностными лицами. 4)оно не носит характера истязания, не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а направлено прежде всего на воспитание добропорядочного гражданина.

    Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает: а) предупреждение правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений; б)пресечение правонарушений; в) правовосстановление, т.е.восстановление ранее нарушенных права гражданина; г) юридическую ответственность, заключающуюся в изложении на правонарушителя определенных лишиний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Преемственность в праве.

        На развитие и особенности любой правовой систе6мы, в том числе и отечественной, оказывает влияние преемственность. До недавнего времени советская юридическая наука основательно анализировала влияние на право экономики, политики, морали, иных социальных явлений. О преемственности речи не было, ибо господствовало мнение об исключительности, особом, принципиально новом характере социалистического права, ничего общего не имеющего с предшествующими типами и напрочь их отвергающего.

         Преемственность в праве – заимствование в правил того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем.

       Преемственность – необходимый элемент закона отрицания, одного из основных законов диалектики. Процесс отрицания включает два неразрывно связанных между собой элемента: а)устранение старого отжившего или не отвечающего изменившимся условиям; б) сохранение старого положительного, ценного, того, что необходимо для прогрессивного развития.

Информация о работе Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность