Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Наш объект рассмотрения – право именно в этом последнем смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Содержание

Ведение __________________________________________________________________3-5 стр
1. Право и его признаки ______________________________________________6-12 стр
2. Право и государственное принуждение _______________________________13-14стр
3. Преемственность в праве ___________________________________________15-16стр
4. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность _____17-18стр
Заключение ________________________________________________________19-20стр

Работа содержит 1 файл

курсоваяТГиП (образование права).doc

— 131.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

 

 

Ведение __________________________________________________________________3-5 стр

1.                   Право и его признаки ______________________________________________6-12 стр

2.                   Право и государственное принуждение _______________________________13-14стр

3.                   Преемственность в праве ___________________________________________15-16стр

4.                   Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность _____17-18стр

Заключение ________________________________________________________19-20стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Слово «право» - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во – первых его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести и т.п.)

      Во – вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое  право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

     В – третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящим из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

    Наш объект рассмотрения – право именно в этом последнем смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

     Право -  социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

         1)право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества.

         2)общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может, и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов.

        3)нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

       4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

     5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объектированы,  точно определены, воплощены вовне;

       6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

       История, социальная практика показывают, что право может использоваться в различных целях, как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

       Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовых подход, в рамках которого право определяется, как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

    Существует так же общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях – как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.                                         Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория «ценность права», под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.

       Ценность права выражается в тои, что оно прежде всего выступает средством:

   1)регулирование общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

    2) защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные деяния);

     3) обновление общества (содействует развитию тех социальных связей в которых заинтересовано общество);

   4)решение глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

   5) определение меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

   6)утверждение нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.

     Суммирование изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предположить следующее определение права. Право – есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идет свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Право и его признаки.

Право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная, большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

    С правом имеет дело  в своей жизни каждый человек и на этом основании составляет о нем свое собственное представление. «Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории, - заметил виднейший русский теоретик права Коркунов, - но прожить свой век никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое.».

Вопросы происхождения права и сущности права издавна волновали философов, политиков, правоведов. Возникали, прекращали свое существование, подвергались модификации различные учения, направления школы, отстаивающие ту или иную позицию, те или иные взгляды на феномен, называемый правом. Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня – одна из основных категорий общей теории права.

1.       Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «Тео» - бог и слово «логос» - учение, т.е. учение о боге. Это одна из древнейших теорий происхождения государства и права. Она объясняет возникновение и существование  государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровне5м знаний об обществе, который существовал в то время.

2.       Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в 20 веке Е.Эрлих, С.А.Муромцем, Р.Паунд считаются ее ведущими представителями. Она основывается главным образом  на эмпирических  исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Основные идеи : 1. разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно – правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право в сфере сущего; 2. под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений; физических и юридических лиц. Отсюда другое название доктрины – теория «живого» права; 3. формируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

3.       Солидаристское направление (социальная концепция) (Л.Дюги) лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих правовую солидарность всех членов общества. Право выступает, как выразитель этой солидарности, инструмент, «охраняющий» общие интересы всех групп. В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку оно становится над экономическими отношениями.

4.       Естественно – правовая (договорная) теория. Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, гречиских и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. Основные и правовые идеи принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, - это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность и др. Их охрана должна быть целью политического союза, в первую очередь, государства. Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться, как разумное и справедливое. В рамках  данной разделяется  доктрины право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми г8осударством, существует высшее, «естественное»право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека, которые выступают критериями права позитивного;

5.           Нормативистская теория права (абстрактно – нормативная) в наиболее полной степени была сформулирована в 20 веке. Представителями были: Р.Штаммлер, П.И.Новгородцев, Г.Кельзен и другие. Она берет свое начало от «категорического имперетива» и Канта, как общеобязательного требования чистой воли, независимой от каких – либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступала в 19 веке, как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выводившая право из нравственности, способствовала упрочнению законности и ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом (П.Н.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой). Основная идея заключается в следующем: 1. исходным является представление о праве, как о системе норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы; 2. право – это сфера должного, а не сущего. Оно,  таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм должествования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения; 3. в основании пирамиды находятся индивидуальные акты – решение судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по – разному. Названные теории есть заметные вехи в процессе правопонимании, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

    Отечественное правоведение рассматривало его только с нигилистических позиций, т.к. наработки дореволюционной русской юридической науки были отброшены.Десятилетия дискуссий о праве в нашей юридической науке выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности:

     а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называе6мое узкое понимание права);

     б) социологический, отождествляющий право регулируемыми им общественными отношениями;

     в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости.

Социологический и философский подходы дали «широкое» понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосудие, и правосознание, и правоотношения, и т.д. Не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном применении, законности, юридической ответственности. Уясняя суть права и его признаки, уместно вернуться к старой, хорошо разработанной в дореволюционной, в том числе и русской, юриспруденции идее деления права на естественное и позитивное (положительное).

Информация о работе Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность