Правовое положение государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является попытка разобраться в структуре государственной службы Российской Федерации, правах и обязанностях государственных служащих, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о государственной службе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть содержание и сущность следующих вопросов:
Дать полное определение государственной службе, определить принципы ее организации и описать основные ее виды;
Дать определение государственной должности и классифицировать существующие государственные должности;
Дать определение понятию «государственный служащий», рассмотреть и охарактеризовать основные виды государственных служащих;
Определить правовое положение государственного служащего;
Охарактеризовать процесс прохождения государственной службы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Понятие, принципы и виды государственной службы……………………………...5
Государственные должности и их место в системе государственного управления………………………………………………………………………………13
Правовое положение государственного служащего……………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………...36
Список используемой литературы…………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

      Понятие государственной должности является стержневым, основополагающим для определения  не только понятия «государственная служба», но и для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ замещения должности, присвоение квалификационного разряда, прекращение государственной службы и т.д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федеральным законом от 31 июля 1995 г. деление государственных должностей государственной службы.

      Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности  государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

      В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной службе и  повышения эффективности кадровой политики в государственном аппарате рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Такие перечни учреждены для обеспечения исполнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.

      Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

      К Реестру приложены перечень специализаций  государственных должностей государственной  службы и квалификационные требования к лицам, замещающим эти должности.

      Разумеется, что каждой из этих групп свойственны  специфические элементы, определяющие особенности правового положения  служащих, замещающих соответствующие  должности, а также их квалификационные качества.

      Не  все указанные должности учреждаются  в каждом государственном органе. В каких органах и какие  именно из указанных должностей учреждаются Реестром государственных должностей государственной службы. Например, Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 11 января 1995 года, не предусматривается учреждение в Конституционном Суде Российской Федерации высшей государственной должности.

      Применительно к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим высших государственных должностей; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим главных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим старших должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса; референт государственной службы 1, 2 и 3 класса — государственным служащим младших должностей.

      Мотиваций и критериев деления государственных  должностей государственных органов  Закон об основах государственной службы не содержит. Не усматривается также его связи с характером и объемом полномочий государственных служащих, замещающих соответствующие государственные должности государственной службы. Лишь частично эти пробелы восполняются Положением о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 года № 578.

      Однако  несомненно, что каждой группе указанных  должностей свойственны элементы статуса, определяющие особенности правового положения государственных служащих, замещающих должности данной группы, а также требования к их квалификационному уровню.

      Специализация предусматривает наличие у государственного служащего соответствующего профессионального образования для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы. Она устанавливается в зависимости от функциональных обязанностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

      Квалификационные  требования к служащим, замещающим государственные должности государственной  службы, включают следующее.

      Во-первых, требования к уровню профессионального  образования с учетом группы и  специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности государственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы.

      Во-вторых, для лиц, замещающих государственные  должности федеральной государственной  службы или претендующих на их замещение, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости от группы должностей. Например, для замещения ведущих государственных должностей требуется иметь стаж государственной службы на должностях, отнесенных к старшим государственным должностям, не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет и профессиональные качества руководителя, необходимые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.

      В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федеральной Конституции  и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов  Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Кроме того, могут устанавливаться и другие требования.

      Существует  и иная классификация. Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В» (см. Рис.2.1.).

      К категории «А» относятся государственные  должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

      К категории «Б» относятся государственные  должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного  обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные  должности вышеуказанной категории.

      

Рис.2.1. Виды государственных  должностей.  

      К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

      Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной  службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

      Уяснение  данного обстоятельства имеет принципиальное значение, ибо оно указывает на то, что действие закона об основах государственной службы не распространяется на лиц, занимающих должности категории «А» и они, с точки зрения этого закона, не являются государственными служащими. Одним из подтверждений этого может служить, то, что депутаты Государственной Думы занимают должности категории «А», но они не могут находиться на государственной службе (п. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, не являются государственными служащими.

      Представляется, что такое решение вопроса с депутатами следует отнести к особому случаю. Что касается других лиц, занимающих должности категории «А», то они являются государственными служащими, и их статус должен быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения.

      Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие  пять групп:

а) высшие государственные должности государственной  службы - пятая;

б) главные  государственные должности государственной  службы - четвертая;

в) ведущие  государственные должности государственной службы - третья;

г) старшие  государственные должности государственной  службы - вторая;

д) младшие  государственные должности государственной  службы - первая группа.

      Применимо к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего:

      а) действительный государственный советник РФ 1,2 и 3 класса - государственным служащим высших государственных должностей;

      б) государственный советник РФ 1,2 и 3 класса - государственным служащим главных  должностей ;

      в) советник РФ 1,2 и 3 класса - государственным  служащим старших должностей ;

      г) советник государственной службы 1,2 и 3 класса , референт государственной службы 1,2 и 3 класса - государственным служащим младших должностей.

      В соответствии с законом об основах  государственной службы государственным  служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

      а) гражданин Российской Федерации;

      б) замещает государственную должность  в государственном органе;

      в) замещает в таком органе должность  государственной службы;

      г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

      д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

      Лица, занимающие должности в государственных  органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются.

      Через государственных служащих реализуются  полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

      Однако  состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов  разнообразно и трудятся они в  неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям (см. Рис 3.1.).

1. По  масштабу деятельности органов  государственной власти, где они  служат, государственные служащие  могут быть разделены на федеральных  служащих и служащих субъектов  Федерации.

      Характер  деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального Собрания РФ и т.д.

Рис. 3.1. Классификация государственных  служащих 

      В субъектах Федерации сосредоточена  основная часть государственных  служащих, что во многом обусловлено  продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.

      2. Если взять за основу такой  критерий, как особенности службы  в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

Информация о работе Правовое положение государственного служащего