Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является попытка разобраться в структуре государственной службы Российской Федерации, правах и обязанностях государственных служащих, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о государственной службе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть содержание и сущность следующих вопросов:
Дать полное определение государственной службе, определить принципы ее организации и описать основные ее виды;
Дать определение государственной должности и классифицировать существующие государственные должности;
Дать определение понятию «государственный служащий», рассмотреть и охарактеризовать основные виды государственных служащих;
Определить правовое положение государственного служащего;
Охарактеризовать процесс прохождения государственной службы.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Понятие, принципы и виды государственной службы……………………………...5
Государственные должности и их место в системе государственного управления………………………………………………………………………………13
Правовое положение государственного служащего……………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………...36
Список используемой литературы…………………………………………………….38
Понятие
государственной должности
Должность
определяет круг служебных обязанностей,
права и пределы
В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной службе и повышения эффективности кадровой политики в государственном аппарате рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Такие перечни учреждены для обеспечения исполнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.
Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.
К Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим эти должности.
Разумеется,
что каждой из этих групп свойственны
специфические элементы, определяющие
особенности правового
Не
все указанные должности
Применительно к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим высших государственных должностей; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим главных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим старших должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса; референт государственной службы 1, 2 и 3 класса — государственным служащим младших должностей.
Мотиваций
и критериев деления
Однако несомненно, что каждой группе указанных должностей свойственны элементы статуса, определяющие особенности правового положения государственных служащих, замещающих должности данной группы, а также требования к их квалификационному уровню.
Специализация
предусматривает наличие у
Квалификационные
требования к служащим, замещающим
государственные должности
Во-первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности государственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы.
Во-вторых,
для лиц, замещающих государственные
должности федеральной
В-третьих,
устанавливаются требования к уровню
знаний федеральной Конституции
и федеральных законов, конституций,
уставов и законов субъектов
Федерации применительно к
Существует и иная классификация. Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В» (см. Рис.2.1.).
К
категории «А» относятся
К
категории «Б» относятся
Рис.2.1. Виды государственных
должностей.
К
категории «В» относятся
Должности
категорий «Б» и «В» образуют
государственные должности
Уяснение данного обстоятельства имеет принципиальное значение, ибо оно указывает на то, что действие закона об основах государственной службы не распространяется на лиц, занимающих должности категории «А» и они, с точки зрения этого закона, не являются государственными служащими. Одним из подтверждений этого может служить, то, что депутаты Государственной Думы занимают должности категории «А», но они не могут находиться на государственной службе (п. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, не являются государственными служащими.
Представляется, что такое решение вопроса с депутатами следует отнести к особому случаю. Что касается других лиц, занимающих должности категории «А», то они являются государственными служащими, и их статус должен быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения.
Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп:
а) высшие
государственные должности
б) главные
государственные должности
в) ведущие
государственные должности
г) старшие
государственные должности
д) младшие
государственные должности
Применимо
к группам государственных
а) действительный государственный советник РФ 1,2 и 3 класса - государственным служащим высших государственных должностей;
б) государственный советник РФ 1,2 и 3 класса - государственным служащим главных должностей ;
в) советник РФ 1,2 и 3 класса - государственным служащим старших должностей ;
г) советник государственной службы 1,2 и 3 класса , референт государственной службы 1,2 и 3 класса - государственным служащим младших должностей.
В соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:
а) гражданин Российской Федерации;
б) замещает государственную должность в государственном органе;
в) замещает в таком органе должность государственной службы;
г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются.
Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.
Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям (см. Рис 3.1.).
1. По
масштабу деятельности органов
государственной власти, где они
служат, государственные служащие
могут быть разделены на
Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального Собрания РФ и т.д.
Рис. 3.1.
Классификация государственных
служащих
В
субъектах Федерации
2. Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.
Информация о работе Правовое положение государственного служащего