Правовое положение государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является попытка разобраться в структуре государственной службы Российской Федерации, правах и обязанностях государственных служащих, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о государственной службе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть содержание и сущность следующих вопросов:
Дать полное определение государственной службе, определить принципы ее организации и описать основные ее виды;
Дать определение государственной должности и классифицировать существующие государственные должности;
Дать определение понятию «государственный служащий», рассмотреть и охарактеризовать основные виды государственных служащих;
Определить правовое положение государственного служащего;
Охарактеризовать процесс прохождения государственной службы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Понятие, принципы и виды государственной службы……………………………...5
Государственные должности и их место в системе государственного управления………………………………………………………………………………13
Правовое положение государственного служащего……………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………...36
Список используемой литературы…………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

      2. Принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина, непосредственность их действия. Это новое положение в российском  законодательстве обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и Неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

      3. Принцип единства системы государственной  власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной службы, а с другой – разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы.

      4. Принцип разделения властей –  законодательной, исполнительной  и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает, прежде всего, самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государственной службе.

      5. Принцип равного доступа граждан  к государственной службе закреплен  в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность  заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих.

      6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, является одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Благодаря этому создаются реальные условия для исполнительской дисциплины во всех звеньях государственного механизма,

      7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к юсу дарственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

      8. Принцип профессионализма и компетентности – основной критерий, который используется при отборе кандидатов на вакантную государственную должность государственной службы. Предпочтение отдается наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организаторские способности.

      9. Принцип гласности предполагает  открытость законодательства о  государственной службе, доступность  государственных органов и решение  ими вопросов о судьбе, правовом  положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

      10. Принцип ответственности государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, за исполнение  своих должностных обязанностей  закреплен в законодательстве, что  позволяет крепить государственную  дисциплину, формировать чувство личной ответственности государственных служащих за порученное дело.

      11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности  государственной службы означает, что в государственных органах  не образуются структуры политических  партий и движений, государственные служащие не могут при исполнении должностных полномочий руководствоваться решениями политических партий и движений, иных общественных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняемые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

      12. Принцип стабильности кадров  в государственных органах означает  относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при  стабильном штатном составе. Это  одно из важных условий качественного  функционирования государственных органов.

      Деление государственной службы на виды обусловлено  федеративным устройством Российской Федерации, принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной  деятельности.

      В соответствии с принципом федерализма различаются:

      а) Федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции  Российской Федерации);

      б) государственная служба субъектов  Российской Федерации, находящаяся в их ведении (см. п. 3, ст. 2 Закона об основах государственной службы).

      В совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов находятся лишь кадры судебных и правоохранительных органов (кстати, судьи являются лицами, замещающими государственные должности государственной службы со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности на них не распространяется действие Закона об основах: государственной службы).

      Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Конституцией Российской Федерации. Актом, специально посвященным регламентации основных вопросов федеральной государственной службы, является «Закон об основах государственной службы». Однако правовая основа федеральной государственной службы не ограничивается только этим Законом. Она осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными правовыми актами. Более того, Закон не подменяет во всем ранее изданные правовые акты, регулирующие государственную службу в федеральных органах государственной власти ряда специализированных отраслей и сфер управления. В соответствии с этим Законом могут приниматься федеральные законы, устанавливающие особенности государственной службы отдельных государственных органах.

      Законом об основах государственной службы регламентируется широкий круг вопросов, связанных с организацией федеральной, службы, ее прохождением, социальной защитой государственных служащих и т.д.

      Как отмечалось, Конституция Российской Федерации в прямой форме не затрагивает  вопроса о государственной службе в субъектах Российской Федерации. Но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную службу, тем самым предрешает, что государственная служба в субъектах Федерации находится в их ведении. Однако,

во-первых, вопросы государственной службы не во всех субъектах Российской Федерации получили специальную регламентацию, подобно федеральной государственной службе;

во-вторых, государственная служба здесь осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и  иными правовыми актами;

в-третьих, отдельные вопросы государственной  службы в субъектах Российской Федерации  регламентируются их конституциями  и иными правовыми актами;

в-четвертых, Конституция Российской Федерации  не исключает издания федеральными органами актов по вопросам государственной службы в субъектах Российской Федерации. Например, на государственных служащих субъектов Российской Федерации распространяется, за установленными исключениями, действие трудового законодательства, находящегося, как известно, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

      В таком же ведении находится установление общих принципов организации  органов государственной власти, которому могут сопутствовать вопросы  государственной службы в соответствующих  органах.

      Закон Российской Федерации об основах государственной службы является, в сущности, «стержневым», ибо содержит по определенным вопросам нормы, которые обязаны соблюдаться при регламентации и функционировании государственной службы также в субъектах Российской Федерации. Например, понятие служащего, квалификационные требования к нему, ограничения при прохождении им государственной службы и т.д.

      В настоящее время важные полномочия в области государственной службы субъектов Российской Федерации  осуществляются на федеральном уровне. Например, Указом Президента Российской Федерации установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности глав администраций субъектов Российской Федерации; Законом Российской Федерации о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации предусмотрены основания для досрочного прекращения ее полномочий. Следовательно, решение кадровых вопросов относится не только к правоохранительным органам, о чем имеется прямое указание в Конституции Российской Федерации, но и к другим органам субъектов Российской Федерации.

Однако  с точки зрения конституционного разграничения предметов ведения  и полномочий, по общему правилу, государственная  служба субъектов Российской Федерации  находится в их ведении.

      В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, которая также является государственной. Но вопрос о принадлежности органов прокуратуры к той или иной власти остается проблематичным. Включение статей о прокуратуре в главу Конституции Российской Федерации «Судебная власть» является механическим, то есть не имеющим концептуальной основы.

      Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. В специальном смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах — военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, налоговой полиции и др. Характерным для регулирования этих и подобных им видов службы является то, что оно обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом. 

  1. Государственные должности и их место в системе государственного регулирования.
 

      При определении административно - правового статуса государственных служащих особо важное значение имеет правильное понимание правового значения и классификации государственных должностей государственной службы.

      В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном  порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем  полномочий занимающего ее лица. Эта  организационно-правовая категория  присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.

      В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об  основах государственной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой – негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

      К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: Центральный банк России, Совет Безопасности, Администрация  Президента и его полномочные  представители, дипломатические представители  Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, Счетная палата, Прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченного по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимающего должность на постоянной основе, а также территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Информация о работе Правовое положение государственного служащего