Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 14:40, курсовая работа
Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.
Введение……………………………………………………………………….2
Возникновение идей правового государства……………………..……..4
Мыслители прошлого о правовом государстве…………………..……..5
Концепция правового государства И. Канта………………………..……6
Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье……………………8
Признание правового государства как общечеловеческой идеи………8
Принципы правового государства - его несущие конструкции…… …12
Три ветви власти……………………………………………………….….19
Формирование правового государства в России………………… ……21
Заключение………………………………………………...…………………23
Список использованной литературы…………………………………….....25
Таким образом, разделение властей имеет смысл только тогда, когда все власти абсолютно равноправны, и "если одна из трех властей оказывается приоритетной, ни о каком разделении властей не может быть и речи". 15
Гарантированность прав и свобод граждан.
Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получит образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. личность вправе иметь закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
Взаимная ответственность государства и личности.
Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство также имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.
В
целом правовое
государство-это одновременно и верховенство
государственных властей, и господство
права. Иначе говоря, все государственные
институты и правовые акты (конституция,
законы, подзаконные акты) должны быть
правовыми и по содержанию, и по форме,
и по процедуре принятия и действия.
Принцип
разделения властей – это разделение
власти между законодательными, исполнительными
и судебными органами государства.
Данный принцип означает, что ни
одному из государственных органов
не принадлежит вся
Вместе с тем если ни одна из 3-х ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения. Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.
Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту, представительному выборному органу. Слово «парламент» произошло от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Её главная задача – проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом, решения.
Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создаёт.
Судебная
власть. Суд – это орган защиты
права. Его задача в правовом государстве
не только осудить, но и рассудить, выяснить,
кто прав из спорящих сторон, кто
нарушил право, а кто нет. В
России судебная власть состоит из
3-х ветвей – конституционных
судов (Конституционный суд РФ; Конституционные
суды республик с составе РФ);
судов общей юрисдикции (Верховный
суд РФ; общие суды среднего и
основного звена; мировые судьи;
сюда же входят военные суды); арбитражных
судов (Высший арбитражный суд РФ;
арбитражные суды округов, арбитражные
суды субъектов Федерации).
8. Формирование правового государства в России
В последние годы в стране появилась обширная литература, посвященная проблемам правового государства. Авторы научных монографий, книг, статей, диссертационных исследований пытаются осмыслить идею правового государства, дать ему определение, обозначить наиболее существенные признаки. Так, например, по мнению А.П. Герасимова, правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами; в нем обеспечивается не просто соблюдение законов, но и сами законы выражают справедливость, в соответствии с которыми высшая ценность - человеческая личность; в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан и независимый суд. 16
В современных условиях в России идет работа по формированию правового государства. Этому способствует ряд факторов: принятие новой Конституции, приватизация государственной собственности, становление многопартийности. Реформирование судебной системы и т.д.
Принятая
12 декабря 1993 г. Конституция впервые
в истории провозглашает Россию
в качестве правового государства.
Таким образом, идея правового государства
без колебаний воспринята не только
обществом и юридической
Новое
устройство государственной власти,
закрепленное конституцией, соответствует
многим стандартам правового государства.
На основе Конституции формируется
демократическая система
В декабре 1993 г. в России появился независимый парламент - Федеральное Собрание - один из важнейших признаков правового государства.
Реформируется система правосудия. Все суды России по функциональному признаку можно подразделить на три группы: в первую входит Конституционный Суд РФ, вторую группу составляет система общих судов во главе с Верховным судом РФ, третья группа - это система специальных судов, в частности арбитражные суды во главе с Арбитражным Судом РФ.
В Конституции РФ 1993 г. нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных компонента современной правовой государственности: гуманитарно-правовой; нормативно-правовой и институционально-правовой.
Согласно Конституции, "Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". 17 Кроме того, Конституция определяет Российскую Федерацию как "социальное государство"18 и как "светское государство". 19
Присущая новой российской Конституции концепция правопонимания включает в себя в целом и правовое понимание государства и, соответственно, правовую организацию государственной власти. В институционально-правовом плане это нашло свое выражение в конституционном закреплении определенной системы разделения властей в рамках общей концепции российской правовой государственности.
Конституция
наделяет Президента весьма широким
кругом прав, который, по существу, охватывает
все сферы и направления
Правовое
государство - многомерное развивающееся
явление. В ходе общественного прогресса
оно приобретает новые
Путь к правовому государству в России начался не сегодня, но оказался необычайно противоречивым и трудным.
Возникнув
в России, как и на Западе в
период борьбы с произволом абсолютизма,
идея правового государства
Правовое
государство как принцип
Конституционная
модель российского правового
Формирование
правового государства и
Углубление
экономических и политических реформ
по-новому ставит вопрос об идентификации
России в современном мире, актуализирует
потребность в выборе адекватных
социальных ориентиров, утверждении
подлинных демократических
В
целом, процесс формирования правового
государства в России, как говорится,
пошел. На каждом из этапов развития гражданского
общества он отражает соответствующий
уровень культуры и реальную правовую
действительность. Наша страна выстрадала
идею правовой государственности в
многочисленных бедствиях, конфликтах,
войнах и революциях. Для России
правовое государство - это единственная
альтернатива государственному волюнтаризму
и тоталитаризму, альтернатива диктатуре.
Список использованной литературы: