Правовое государство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

Возникновение идей правового государства……………………..……..4
Мыслители прошлого о правовом государстве…………………..……..5
Концепция правового государства И. Канта………………………..……6
Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье……………………8
Признание правового государства как общечеловеческой идеи………8
Принципы правового государства - его несущие конструкции…… …12
Три ветви власти……………………………………………………….….19
Формирование правового государства в России………………… ……21


Заключение………………………………………………...…………………23

Список использованной литературы…………………………………….....25

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП.docx

— 47.08 Кб (Скачать)

     Таким образом, разделение властей имеет  смысл только тогда, когда все  власти абсолютно равноправны, и "если одна из трех властей оказывается приоритетной, ни о каком разделении властей не может быть и речи". 15

     Гарантированность прав и свобод граждан.

     Этот  признак правового государства  означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы  их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получит  образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую  помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. личность вправе иметь  закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства  в его интересах.

     Взаимная  ответственность государства и  личности.

     Провозглашая  определенные права и обязанности  гражданина, само государство также  имеет не только права, но и обязанности  перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

     В целом правовое государство-это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, и по процедуре принятия и действия. 

                                       7. Три ветви власти

     Принцип разделения властей – это разделение власти между законодательными, исполнительными  и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов  не принадлежит вся государственная  власть в полном объёме. Каждый из нас  осуществляет только свою, присущую ему  функцию и не имеет права подменять  деятельность другого. Такое разграничение  направлено на то, чтобы удержать от возможных злоупотреблений.

     Вместе  с тем если ни одна из 3-х ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, то государственный  механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое  верховенство и превратится в  силу не движения, развития, а торможения. Какая же из ветвей занимает верховное  положение в правовом государстве? Таковой является законодательная  власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

     Во  всех правовых государствах законодательная  власть принадлежит парламенту, представительному  выборному органу. Слово «парламент»  произошло от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

     Исполнительная  власть не избирается, а чаще всего  назначается. Её главная задача –  проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом, решения.

     Исполнительная  власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться  на них, принимая правительственные  решения. Сама же исполнительная власть законов не создаёт.

     Судебная  власть. Суд – это орган защиты права. Его задача в правовом государстве  не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто  нарушил право, а кто нет. В  России судебная власть состоит из 3-х ветвей – конституционных  судов (Конституционный суд РФ; Конституционные  суды республик с составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный  суд РФ; общие суды среднего и  основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных  судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов, арбитражные  суды субъектов Федерации). 
 

            8. Формирование правового государства в России

     В последние годы в стране появилась  обширная литература, посвященная проблемам  правового государства. Авторы научных  монографий, книг, статей, диссертационных  исследований пытаются осмыслить идею правового государства, дать ему  определение, обозначить наиболее существенные признаки. Так, например, по мнению А.П. Герасимова, правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами; в нем обеспечивается не просто соблюдение законов, но и сами законы выражают справедливость, в соответствии с которыми высшая ценность - человеческая личность; в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан и независимый суд. 16

     В современных условиях в России идет работа по формированию правового государства. Этому способствует ряд факторов: принятие новой Конституции, приватизация государственной собственности, становление  многопартийности. Реформирование судебной системы и т.д.

     Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция впервые  в истории провозглашает Россию в качестве правового государства. Таким образом, идея правового государства  без колебаний воспринята не только обществом и юридической наукой, но и российскими официальными структурами.

     Новое устройство государственной власти, закрепленное конституцией, соответствует  многим стандартам правового государства. На основе Конституции формируется  демократическая система власти.

     В декабре 1993 г. в России появился независимый  парламент - Федеральное Собрание - один из важнейших признаков правового  государства.

     Реформируется система правосудия. Все суды России по функциональному признаку можно  подразделить на три группы: в первую входит Конституционный Суд РФ, вторую группу составляет система общих  судов во главе с Верховным судом РФ, третья группа - это система специальных судов, в частности арбитражные суды во главе с Арбитражным Судом РФ.

     В Конституции РФ 1993 г. нашли свое признание  и нормативное закрепление все  три основных компонента современной  правовой государственности: гуманитарно-правовой; нормативно-правовой и институционально-правовой.

     Согласно  Конституции, "Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления". 17 Кроме того, Конституция определяет Российскую Федерацию как "социальное государство"18 и как "светское государство". 19

     Присущая  новой российской Конституции концепция  правопонимания включает в себя в  целом и правовое понимание государства  и, соответственно, правовую организацию  государственной власти. В институционально-правовом плане это нашло свое выражение  в конституционном закреплении  определенной системы разделения властей  в рамках общей концепции российской правовой государственности.

     Конституция наделяет Президента весьма широким  кругом прав, который, по существу, охватывает все сферы и направления организации  и осуществления в стране государственной  власти. 
 
 
 
 
 
 

                                                Заключение:

     Правовое  государство - многомерное развивающееся  явление. В ходе общественного прогресса  оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития.

     Путь  к правовому государству в  России начался не сегодня, но оказался необычайно противоречивым и трудным.

     Возникнув в России, как и на Западе в  период борьбы с произволом абсолютизма, идея правового государства встретила  ожесточенное сопротивление и властей, и влиятельных общественных сил.

     Правовое  государство как принцип зафиксировано  во многих ныне действующих конституциях современных государств, в том  числе и в Конституции Российской Федерации. Но декларирование правового  государства в Российской Федерации - это, скорее всего, программа действий на длительный период времени. До истинного  правового государства России предстоит  пройти сложный, временами противоречивый путь эволюционного конституционно-правового  развития, государственного строительства  и формирования правового гражданского общества, видимо, - путь не одного поколения  россиян. Причем формирование правового  государства в России происходит одновременно с созданием гражданского общества, а это - большая сложность.

     Конституционная модель российского правового государства  в полном объеме все еще не осуществлена на практике. Поэтому первоочередной задачей является доведение до конца  процесса формирования всех конституционных  институтов, конструкций и процедур, принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и  федеральных законов, словом, довершение конституционной модели российской государственности - правовой системы  на всех уровнях.

     Формирование  правового государства и особенно его механизма следует начинать с последовательного проведения в жизнь принципа разделения властей, каким бы трудным и противоречивым этот путь ни оказался. Разделение властей  одновременно и предпосылка правового  государства, и функционирование его  механизма, и необходимый атрибут  их дальнейшего развития. В противном  случае при отступлении от этого  принципа можно навсегда похоронить идею правового государства, возвратиться уже к хорошо нам известным  тоталитарным и авторитарным формам правления, снова свернуть с магистрального пути правового развития человечества.

     Углубление  экономических и политических реформ по-новому ставит вопрос об идентификации  России в современном мире, актуализирует  потребность в выборе адекватных социальных ориентиров, утверждении  подлинных демократических ценностей. Значительное место при этом занимают задачи повышения качества и уровня правовой обеспеченности свобод граждан. Важнейшими предпосылками и условиями  развития правового сознания являются гражданское согласие, социальный мир, активное сотрудничество всех социальных групп и слоев, доверие между  людьми.

     В целом, процесс формирования правового  государства в России, как говорится, пошел. На каждом из этапов развития гражданского общества он отражает соответствующий  уровень культуры и реальную правовую действительность. Наша страна выстрадала идею правовой государственности в  многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. Для России правовое государство - это единственная альтернатива государственному волюнтаризму и тоталитаризму, альтернатива диктатуре. 

 

                    Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г)
  2. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник для вузов-2-е изд. исп. и доп. М.: Спарк, 2000 г.
  3. Григонис Э.П. Теория государства и права. Курс лекций. СПб.: Питер, 2002 г.
  4. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов.4-е изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005 г.
  5. Ромашов Р.А. Теория государства и права. СПб.: Питер, 2006 г.
  6. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М.: Норма, 2007 г.
  7. Енгибарян Р.В., Красилов Ю.К. Теория государства и права. Учебное пособие - 2-изд., пересмотр и доп. М.: Норма, 2007 г.
  8. Баранов П.П., Соколов А.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2007 г.
  9. Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Книжный мир, 2007 г.
  10. Козырева П.М. Правовое сознание и доверие. // Политические исследования. 2008 г. - № 4 (106). - С.86-101
  11. Правоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Отв. ред. Власов В.И., Улезько С.И. – Ростов – на Дону: «Феникс», 2001 г.
  12. Основы российского права: Учебное пособие/ Под ред. Е.Н. Гордиенко. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2005 г.
  13. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2004 г.
  14. Власова Г.Б., Власов В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д. Изд. «Сигма». – 2005 г.
  15. Правоведение. Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. С.Н. Бабурина. – М.: Изд. «НОРМА», 2004 г.
  16. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: «ИНФРА-НОРМА». 2003г.

Информация о работе Правовое государство в России