Правовое государство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

Возникновение идей правового государства……………………..……..4
Мыслители прошлого о правовом государстве…………………..……..5
Концепция правового государства И. Канта………………………..……6
Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье……………………8
Признание правового государства как общечеловеческой идеи………8
Принципы правового государства - его несущие конструкции…… …12
Три ветви власти……………………………………………………….….19
Формирование правового государства в России………………… ……21


Заключение………………………………………………...…………………23

Список использованной литературы…………………………………….....25

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП.docx

— 47.08 Кб (Скачать)

                                         Содержание  

      Введение……………………………………………………………………….2

  1. Возникновение идей правового государства……………………..……..4
  2. Мыслители прошлого о правовом государстве…………………..……..5
  3. Концепция правового государства И. Канта………………………..……6
  4. Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье……………………8
  5. Признание правового государства как общечеловеческой идеи………8
  6. Принципы правового государства - его несущие конструкции…… …12
  7. Три ветви власти……………………………………………………….….19
  8. Формирование правового государства в России………………… ……21
 

    Заключение………………………………………………...…………………23

    Список использованной литературы…………………………………….....25 

 

                                                   Введение

     Концепция правового государства имеет  глубокие исторические корни. Так, идея господства права, верховенство народа высказывалась ещё в Древней  Греции. Платон говорил: «Я вижу близкую  гибель того государства, где закон  не имеет силы и находится под  чьей-то властью. Там же, где закон  владыка над правителями, а они  его рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги». Эти же идеи позднее развили  Локк, Монтескье, Руссо и другими  либералами, которые феодальному  произволу противопоставляли непререкаемость  закона.

     В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде концепция правового государства  является социальной ценностью всего  человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обречённая на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское  общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных  и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в  ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строиться на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами  и правом вмешательства государства. Государство – лишь форма гражданского общества.

     Правовое  государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и  благосостояние. Оно подконтрольно  гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного  спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

     Правовое  государство – это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимые  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей. 

 

            1.  Возникновение идей правового государства

     Ростки  идей правового государства появились  еще в философской и правовой мысли античного мира, однако наиболее широкое распространение она  получила в эпоху буржуазных революций  XVIII-XIX вв. в Западной Европе. Идея правового государства появилась как адекватная реакция на полицейское государство, для которого характерно было чрезмерное сосредоточение государственной власти в одних руках, неограниченное вмешательство государства во все сферы общественной жизни и жизни отдельного человека. Стадию полицейского государства прошли почти все страны европейского континента, за исключением, может быть, Англии и Швейцарии. Что касается России, то, как полагает известный американский историк и советолог Ричард Пайпс, в ней в дореволюционный период еще не сложилось полицейское государство в его классическом виде. Оно достигло своей полной завершенности уже в советское время. 1

     Право и государство, в сущности, - одно и тоже. Одно без другого существовать не может. По происхождению они одинаковы, - когда возникает право, тогда  и возникает государство и  так далее. И вот почему.

     Право - это специфические общеобязательные нормы, это такой специфический  социо - нормативный регулятор, т.е. специфические, особенные, особые, не везде  существующие социальные нормы. Но это  общеобязательные социальные нормы. А  везде, где есть общеобязательные социальные нормы, с необходимостью существуют властные социальные институты, которые  призваны эти нормы формулировать  и поддерживать, обеспечивать принудительной силой. Иначе говоря, без некоего  властного института право как  общеобязательная норма существовать не может. Возникает право - возникает  государство, государство и право - это, в сущности, одно и то же.

     Теория  правового государства - это синтез идей и концепций о его природе, сущности, признаках, принципах, функциях, как государства демократического, социального, в котором во всех сферах общественной жизни господствует право. Она является закономерным результатом  цивилизованного развития учения о  государственности в аспекте  человеческого измерения и общественной справедливости.

     Выражение "правовое государство" (Der Rechtsstaat) является специфическим, чисто немецким словообразованием, языки других наций не имеют подобного словосочетания, где бы так емко соединялись понятия права и государства. Вместе с тем языки других наций, безусловно, включают этот институт. Так, в англосаксонском ему соответствует понятие "rule of law" (господство права), во французском - "regne de la Lois" (царствование законов, господство законов) или "Limitation des gouvernants" (ограничение правителей).

     Тем не менее, нельзя сказать, чтобы эти  словообразования в полном объеме являлись идентичными. Можно лишь отметить тот  соединяющий их признак, что идейное  богатство правового государства  своими корнями уходит в общеевропейскую  цивилизацию.

     Понятие правового государства, как программа, ограничивающая государство рамками  конституции и правовых законов, возникло на рубеже XVIII и XIX веков. Идея же и институты относятся к глубоколежащим слоям европейского развития права и нацелены на достижение мирного порядка, гарантируемого государством при помощи права. 

                  2. Мыслители прошлого о правовом государстве

     Прежде  всего, необходимо отметить, что длительное время государство отожествлялось с самим обществом. Античные философы рассматривали государство как  общение свободных людей, стремящихся  к благой жизни.

     Представители договорной теории определяли государство  как союз людей, Различают правовую и организационную формы осуществления  функций государства.

     В России принцип господства права  развивался в трудах учёных юристов  либеральных направлений: Чичерина, Новгородцева, Коркунова, Ильина.

     В основе современных концепций правового  государства лежат идеи немецкого  философа И. Канта (1724-1804), французского просветителя и правоведа Ш. Монтескье (1689-1755) и других европейских просветителей  XVIII и XIX в.в., таких как Г. Гроцкий, Б. Спиноза, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти учёные полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность её правом и законом.

     Концепция правового государства у И. Канта  сводится к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов  выступает практический разум, или  свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности  перед человечеством в целом. 

3. Концепция правового государства И. Канта

     Философское осмысление проблема правового государства  получила в трудах немецкого мыслителя  Иммануила Канта. Суть её:

  1. Государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
  2. Законодатель должен руководствоваться требованиям, что народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить, относительно народа.
  3. Каждое лицо является абсолютной ценностью, и никто не может рассматриваться в качестве средства для выполнения хотя бы из самых благородных планов.
  4. Существует некий закон «доопытный» и «внеопытный», «доисторический» и «внеисторический», «априорный» и «абсолютный», которые Кант называет категорическим императивом: «Действуй так, чтобы правила твоих действий могло быть общим правилом для всех».
  5. Всё то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому и есть право.
  6. Государство, будучи реальной силой, придаёт праву общеобязательный принудительный характер.
  7. Кант отстаивал идею народного суверенитета, утверждая, что народу принадлежит законодательная власть.

     В своём поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического  императива, который сводится к следующему: «Поступай так, чтобы ты всегда относился  к человечеству и в своём лице, и в лице всякого так же, как  к цели, и никогда не относился  бы к нему только как к средству»  «Поступай так, чтобы максима  твоего поступка могла стать всеобщим законом». Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы  поведения людей с целью, чтобы  свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между  людьми; государство – это соединение множества людей, подчинённых правовым законам. Или «государство в идее, такое, каким оно должно быть»  обязано сообразовываться «с чистыми  принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться  на началах суверенитета.

         4. Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье

     Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы  государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии – это  добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится  демократия, при которой верховная  власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством  которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного  собрания; проповедуют любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность  состояний, охрану семейного достояния.

     Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но всё же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определённой системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства  не в законопослушании, равно как  и не в обилии законодательных  актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового –  именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей. 

     5. Признание правового  государства как  общечеловеческой  идеи

     Дальнейшее  развитие политической ситуации и юридической  науки в нашей стране привело  к признанию правового государства  именно как общечеловеческой идеи. Распад СССР, крушение тоталитарного  социализма дали новый мощный импульс  развитию идей правового государства. Это был второй после эпохи  великих буржуазных революций всплеск  распространения идеи правового  государства теперь уже в России, бывших советских республиках, странах  Восточной и Центральной Европы. Идея правового государства возникает уже как противопоставление тоталитарному государству, поэтому вовсе не случайно, что и Россия, и большинство постсоветских и постсоциалистических стран записали в своих конституциях положение о правовом государстве. Такая же ситуация характерна и для посттоталитарных стран, где ранее господствовала иная, немарксистская идеология. Так, в Конституции Испании, где долгое время существовал тоталитарный франкистский режим, гласит: "Испания конституируется социальное демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм". 2

Информация о работе Правовое государство в России