Правовое государство. Проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является исследование понятия, сущности, принципов и истории становления правового государства, а также выявление тенденций его развития.
В соответствии с данной целью в курсовой работе ставятся следующие задачи:
1. Изучение сущности, принципов, особенностей правового государства.
2. Изучение тенденций развития, проблем становления правового государства, в том числе на примере России.

Работа содержит 1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 86.92 Кб (Скачать)

4. Принцип разделения властей.

  Осуществление принципа разделения  властей (ветвей власти) ставит  заслон злоупотреблениям властью,  защищает гражданина от произвола  должностных лиц. Однако разделение  ветвей власти нельзя понимать  как их противостояние.

Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой, - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий27.

  По мнению иного автора, разделение властей - принцип, исходящий из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду. Суть этого принципа (или теории) состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим28.

  Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти, как уже сказано выше.  Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все  споры и конфликты между ветвями  власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной  законом правовой процедуры29.

  Данный принцип раскрывается у другого автора в качестве признака. Он придерживается того же мнения, что идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная - организовывать их выполнение, а судебная - решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом30.

Проблема  разделения властей занимает особое место среди правоограничивающих мер. При этом каждая из ветвей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

  Также имеется  мнение, что в отношении данного принципа существует система сдержек и противовесов, установленная в законах. Она представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти.

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура  законодательного процесса, которая  регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную  инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить  отлагательное вето при поспешных  решениях законодателя, назначить при  необходимости досрочные выборы.

В отношении  исполнительной власти используются ограничения  ведомственного нормотворчества и  делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные  в законе определенные сроки президентской  власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.31

Рассмотрев  подробно основные и наиболее важные принципы, на которых базируется правовое государство, считаю необходимым указать и иные, по мнению многих правоведов, не менее важные и актуальные признаки и принципы правового государства.

Часть правоведов подчеркивает и такой  немаловажный принцип  в процессе формирования правового государства, как развитое гражданское общество, как условие, без которого не может  быть и речи о сформированном правовом государстве. Гражданское общество выступает, и в этом есть значительная доля истины, в качестве своего рода антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательное наблюдение за действиями государства с тем,  чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и принятие всех дозволенных законом мер для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться в стезю закона.

Гражданское общество выступает также как важнейшее условие, гарант существования и развития правового демократического государства. Среди составных частей гражданского общества  выделяются такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов и др. Все они относительно самостоятельны применительно друг к другу, а также независимы от государства32. Гражданское общество способствует укреплению законности и правопорядка в деятельности государства, поскольку выступает контрагентом в правоотношениях, возникающих между структурами гражданского общества и государственными органами33.

Также многие правоведы выделяют такие  признаки, как:

- федерализм (федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов);

- высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

- плюрализм и многопартийность;

- устойчивое сохранение социального мира, допустимость включения в основы отечественного законодательства общепризнанных норм международного права и т.д.

Создание  правового государства требует  и определенных условий или предпосылок. Это наличие эффективной рыночной системы экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др.34

Принципы  правового государства имеют тенденцию к количественному росту. И это объективная тенденция. Вызвана она функциональными и институциональными изменениями, приращениями, воздействующими на содержание государства, а также необходимостью овладения механизмом, способным прогнозировать тенденции в развитии правового государства.

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Путь  к правовому государству долгий и трудный, полный заблуждений и  иллюзий. Построение правового государства  должно опираться на тщательно продуманную  стратегию и тактику. Необходимо постоянно помнить о том, что  функции правового государства  не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются новым содержанием  по мере развития самого правового  государства.

В настоящее  время существует ряд  проблем, предпосылок, тенденций в развитии реального  правового государства, так же как  и множество взглядов на эти вопросы.

  По мнению некоторых авторов,  до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы.  Более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования  устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

В правовом обществе не менее объективно следует  ставить  проблему усиления правозащитной  деятельности формируемого государства  по отношению к своим гражданам. Хотя проблем в этом направлении  развития еще очень много. В области  правозащитной деятельности, которая  является важной  в правовом государстве, необходимо стремиться к реальному  обеспечению всех законов, предусматривающих  права и свободы граждан. Правовому  государству необходимо усилить  работу по борьбе с преступностью. Люди должны чувствовать себя в безопасности и доверять государственным структурам, призванным защищать их права и свободы. Если этого не будет, то не будет  сдвигов и в сфере экономики.

Также рассмотрим некоторые положения, мысли на примере Российской Федерации.

Для России путь к правовому государству  не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей  стране еще только формируется, нестабильность общественных отношений порождает  у населения безразличие к  решению соответствующих проблем. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно  и непоследовательно с точки  зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем  однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов  социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности35.

Важной  тенденцией формирования и развития правового государства в РФ является создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе страны, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают Россию к правовому государству, но и даже отдаляют от него. Это борьба, как и многое другое, разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождает такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей. Современная жизнь дает множество тому весьма печальных примеров. В том числе связанных с разрушением единого государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных и религиозных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров с бесчисленными страданиями и гибелью втянутых в политические и другие конфликты невинных людей36.

 В части 1 статьи 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже «есть» в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

Для того чтобы Россия  полностью состоялась как правовое и одновременно справедливое государство, необходимо проведение в стране правовой реформы (судебная реформа; реформа системы законодательства и совершенствование его содержания; вопросы юридического образования, правосознания населения и корпоративного самосознания юридического сообщества). Наше время - подходящий момент для ее начала. Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого  означают возникновение новой правовой системы. Правовая реформа должна рассматриваться как составная часть всего реформаторского процесса в стране, поскольку она имеет важное значение для стимулирования и легализации всестороннего развития, для поддержания равновесия в государстве и обществе. Она является инструментом проведения необходимых реформ и примирения противоборствующих сторон, обновления и поддержания экономики и развития гражданского общества.

Процесс становления правовой государственности  занимает длительное историческое время. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом «чистого» законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной 
законодательной системы, способной «связать» государство, к формированию которой мы всего лишь приступили, — задача первостепенной 
важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно37!

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.

Сегодня правовое государство предстает  в большей степени 
как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации 
данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как 
Германия, Франция, Швейцария, США и другие38.

Информация о работе Правовое государство. Проблемы и перспективы развития