Правовое государство. Проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является исследование понятия, сущности, принципов и истории становления правового государства, а также выявление тенденций его развития.
В соответствии с данной целью в курсовой работе ставятся следующие задачи:
1. Изучение сущности, принципов, особенностей правового государства.
2. Изучение тенденций развития, проблем становления правового государства, в том числе на примере России.

Работа содержит 1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 86.92 Кб (Скачать)

Правовое  государство также можно определить как организацию политической власти, создающую условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений12.

Выводы  ученых о том, что общественным сознанием правовое государство воспринимается как тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется,  по сути верные, но не достаточны. Для более адекватного понимания феномена правового государства требуется уяснить его сущность, определить основополагающие принципы. Собственно говоря, правовое государство имеет две стороны своей сущности:

1. Наиболее  полное обеспечение прав и  свобод человека и гражданина, создание для личности режима  правового стимулирования.

2. Наиболее  последовательное связывание с  помощью права государственной  власти, формирование для государственных  структур режима правового ограничения. 

В философском  смысле свобода может быть определена как способность человека действовать  в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении  человека создаются условия для  его юридической свободы, реализуется  механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип  «не запрещенное законом дозволено»13.

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего, в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее  крупные и значимые блоки права-стимула  в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются  в формуле «права человека», которые  являются фундаментальными в том  плане, что призваны обеспечивать первичные  предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать  они могут только в одной «связке».        Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними — истинно правовыми.

Именно  в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом, власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека14.

Правовые  ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной  власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны  государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

Принципы    - это основополагающие идеи, требования, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию,  модель государства, которое могло бы назваться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами; уровнем развития культуры; науки; образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании существующего государственного устройства справедливым и правовым15.

Анализируя  подходы отечественных ученых-юристов, правоведов к  принципам правового государства, я пришла к выводу, что у каждого автора – свои взгляды, идеи и умозаключения. Соответственно, существует различное количество классификаций,  признаков и свойств правового государства.

Четкого разграничения понятий «принципы» и «признаки» правового государства  в научной литературе нет. Как  правило, здесь фигурируют сходные  понятия в разных сочетаниях. Многие авторы отмечают, что принципы и  признаки правового государства  обнаруживают заметное сходство.

Исходя  из этого, к основным принципам правового государства относятся следующие:

1. Господство, или верховенство, права и закона.

Этот  принцип, который является одним из существенных, по мнению большинства авторов, базируется на правопонимании, в рамках которого различаются понятия «закон» и «право». Принцип верховенства права отличается от верховенства закона, но верховенство права не противопоставляется верховенству закона и не обозначает приоритета некого абстрактного права над позитивным законом.

В соответствии с данным принципом (у некоторых авторов – признаком) ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то оно понимается в прямом своем значении, а именно как акт, исходящий от высшего органа власти и обладающий высшей юридической силой16.

В системе  правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы  людей является закон. В законах  государство устанавливает общеобязательные правила  поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития.  Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону.

В то же время правовой закон не допускает  своеволия законодателя. В законах  должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции  их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения  и запреты субъективного характера  подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс. Верховенство закона  создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе17.

В другом источнике господство (приоритет) права означает:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей  права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным  делением общества и легитимной публичной  властной силой;

в) необходимость  идеологически-правового обоснования  любых решений государственных  и общественных органов;

г) наличие  в государстве необходимых для  выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.)18

Другой  автор, в дополнение к вышесказанному, утверждает, что  господство, или верховенство, права, во-первых, предполагает правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона; во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть обличен произвол властей; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т.е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц.

Утверждение правовых начал в жизни общества означает устранение его огосударствления. Последнее, как правило, влечет отчуждение общества от государства и стремление решать все дела общества посредством  политического аппарата19.

В ином источнике делается акцент на том, что  верховенство закона и его господство в общественной жизни выступает именно как способ ограничения политической власти. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, издаваемых министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон20.

2. Защита прав и свобод личности.

Во  многих источниках этот принцип звучит как незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина.

По  действующей Конституции России "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией" (ч. 1 ст. 17). Конституция провозглашает, что "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств" (ч. 2 ст. 19). Но в то же время очевидным является и то, что в силу экономических и социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан России в значительной мере ослабляются. Как и раньше, "рядовой" гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по "коридорам власти" и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и интересов21.

Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.

Государство может считаться правовым лишь в  том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство  всех людей как субъектов правового  общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав22.

Государство не может быть признано правовым, если его внутреннее законодательство в  области прав, свобод и обязанностей граждан не соответствует наиболее прогрессивным и демократическим  общепризнанным нормам и принципам  международного права. Известно, что нормы, созданные международными органами и организациями, особенно в сфере прав и свобод человека, обязанностей государств по отношению к своих гражданам, как правило, во многом опережают по своему демократизму национальные системы права многих стран. Поэтому приведение внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами и правилами способствует не только совершенствованию правового регулирования и укреплению демократии, но и переходу внутригосударственного права на более высокий уровень, соответствующий требованиям правового государства23. В современную эпоху соблюдение и охрана прав человека – международно-правовая обязанность каждого государства. Права человека – исходный пункт и цель существования правового государства с абсолютными гарантиями с его стороны реальности их защиты.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

У одного автора установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства означает, что, как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами. Однако  это не всегда имело место. Возьмем для примера нашу страну. Гарантировались ли раньше и гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? В значительной мере да. Гарантированы политически, юридически и отчасти экономически. Но далеко не в отношении всех граждан. Это становится очевидным особенно тогда, когда речь идет о гарантиях права на труд, отдых, социальное обеспечение, получение образования, медицинское обслуживание. При таком положении дел, когда у государства в лице различных его органов и множества чиновников преобладают привилегии и права, а у "рядовых" граждан - преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства и гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные, затем граждане несли, да и сейчас несут всяческие "повинности" и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его органы или чиновники за многие свои деяния, включая катастрофические по своим последствиям, фактически никакой ответственности ни перед обществом, ни перед гражданами не несут. Т. е. наблюдается дисбаланс в соблюдении принципа взаимной ответственности государства и гражданина (подданного)24. Отсюда вывод: для становления истинно правового государства необходима реальная взаимная ответственность личности и государства. Эту мысль дополняет и другой правовед.

Отношения между государством как носителем  политической власти и гражданином  как участником ее формирования и  осуществления должны строиться  на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы  личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных  решениях и действиях. Оно берет  на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные  органы не могут нарушать его предписания  и несут ответственность за нарушения  или невыполнение этих обязанностей. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед  государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения25.

Многие  авторы придерживаются того же мнения по данному вопросу.  Так, другой источник добавляет, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности. В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей26.

Информация о работе Правовое государство. Проблемы и перспективы развития