Правовое государство. Проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является исследование понятия, сущности, принципов и истории становления правового государства, а также выявление тенденций его развития.
В соответствии с данной целью в курсовой работе ставятся следующие задачи:
1. Изучение сущности, принципов, особенностей правового государства.
2. Изучение тенденций развития, проблем становления правового государства, в том числе на примере России.

Работа содержит 1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 86.92 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории  политической и правовой мысли идея правового государства всегда являлась и является одной из самых гуманных и перспективных государственно-правовых идей. Поэтому не случайно проблемы правового государства всегда волновали  передовых людей — прогрессивных  мыслителей древности, средневековья  и современности. Что такое правовое государство? Когда появилась идея правового государства и как  она развивалась? Каковы основные принципы, характеристики правового государства? Эти вопросы практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от их взглядов, суждений и даже от того, как они называли такое государство — государством закона, государством справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Разумеется, разные мыслители, политические и общественные деятели вкладывали неодинаковый смысл  в идею правового государства. Если у одних, скажем, такое государство  ассоциировалось, в конечном счете, с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в разных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот.

Вопросы правового государства широко обсуждаются  и в наше время. Основная причина  такого внимания к правовому государству  заключается не только в гуманистичности  самой его идеи, но и в поисках  путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Смысл правового государства, как явления, многогранен и неоднозначен, толкуется  учеными по-разному. Однако ясно, что  не любое государство, где действует  право, является правовым.  Правовое государство - это такая форма  организации и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их разными объединениями  на основе норм права. При этом право  играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает средством воли всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.  В этом, на мой взгляд, и заключается актуальность темы данной курсовой работы.

Теория  правового государства развивается  и имеет практическое значение. Связанные  с правовым государством вопросы  всегда вызывают глубокий резонанс. С  практической точки зрения изучение такого явления, как правовое государство, способно показать пути, формы и  методы, которые целесообразно использовать  при создании правового государства  в России.

Я считаю, что перед тем, как принимать активное участие в построении правового государства, первым делом необходимо досконально изучить историю его развития, сущность, понять основные принципы, определить тенденции развития правового государства в настоящее время.  Именно этому и посвящена данная работа.

Объектом  исследования в курсовой работе является правовое государство. Исходя из этого, целью курсовой работы является исследование понятия, сущности, принципов и истории  становления правового государства, а также выявление тенденций  его развития.

В соответствии с данной целью в курсовой работе ставятся следующие задачи:

1. Изучение  сущности, принципов, особенностей  правового государства. 

2. Изучение тенденций развития, проблем становления правового государства, в том числе на примере России.

 

 

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. ИСТОКИ ИДЕЙ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Идея  правового государства имеет  длительную историю и занимает важное место в политических учениях  прошлого. История развития теории правового государства отмечена периодами подъема и спада, а  также имеет свои циклы в зависимости  от обострения социально-политических процессов между различными экономическими формациями.

Правовое  государство является многомерным  и развивающимся явлением. Существуя  в рамках огромного исторического  периода, правовое государство отражало процессы, происходившие в социальных структурах.

С течением времени правовое государство приобретало  все новые признаки и наполнялось  новым содержанием. Постоянной оставалась идея о связанности правового  государства с правом.

Поскольку многие правоведы и юристы имеют  различные взгляды на понятие  «правовое государство», существует множество толкований и формулировок данного термина.

Правовое  государство — это такая форма  организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.  При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости1.

В либерализме  правовое государство является одной  из главных ценностей, поскольку  обеспечивает защиту гражданских свобод, в особенности права на жизнь, права на частную собственность, свободы вероисповедания и свободы  слова2.

Иными словами, правовое государство - это союз свободных граждан. Политическая личность обретает в правах, свободах официальное признание и закрепление своих интересов, устремлений к счастью. Если говорить более полно, правовое государство есть определенная форма организации государственной власти, где государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равенстве всех перед законом. То есть, правовое государство представляет собой сложную, многофакторную систему. Ведь право и закон только тогда чего - то стоят, когда они выражают высшие человеческие ценности - истину, разум, свободу, справедливость и способствуют их реальному воплощению в жизнь.

По  мнению широкого круга правоведов, историков и политологов, преобладание правовых методов в государственном  управлении сыграло значительную и  роль в развитии западной цивилизации. Многие из них рассматривают правовое государство как фундамент демократии, обеспечивающий политические права, гражданские  свободы, механизмы подотчётности  правительства и, в конечном итоге, политическое равенство и низкий уровень злоупотреблений властью3.

Идея  правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

-ограничение  и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства;

-формирование  чувства определённости и правомерных  ожиданий в отношении поведения всех субъектов права;

-охрана  устоявшихся общественных представлений  о морали, справедливости, свободе  и равенстве, а также защита  достоинства и прав граждан  согласно этим представлениям4.

Есть  мнение, что  правовое государство - одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву5.

В тех странах, которые переживают кризис в духовной жизни, в политике и экономике, примером которых является Россия, концепция правового государства является эффективным орудием борьбы за права человека, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства и творческого саморазвития.

Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что разные авторы трактуют понятие  правового государства исходя из своих представлений, акцентируя внимание на тех или иных его компонентах.

Истоки  идеи правового государства следует  искать в древности. Лучшие умы античности обращались к поискам принципов, форм и конструкций согласованного взаимодействия власти и права. В общем ключе углублявшихся представлений о праве и государстве сравнительно раньше  
сформировалась идея о разумности и справедливости организации 
такой политической формы общественной жизни людей, при которой 
право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной 
силой (то есть общеобязательным законом), а публично-властная сила 
(с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная, а, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (то есть соответствующей праву) государственной 
властью. Такое понимание государства как правовой организации публично-властной силы является основной идеей правовой государственности6.

Такие мыслители античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий и Цицерон, пытались выявить некие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые и философы древности считали, что наиболее разумна и справедлива такая политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители Н. Макиавелли и Ж. Боден. Первый в своей теории предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого7.

В разработку концепции правового  государства значительный вклад  внесли гуманисты идеи Возрождения XVII-XVIII вв. Это были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Особенность мышления гуманистов состояла в том, что они вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободив ее в значительной части от религиозного мировоззрения. В целом данные мыслители выдвинули требование господства права и свободы в борьбе против королевского единовластия, феодальных правительств, а также против вмешательства государства в жизнь граждан. Это были требования об установлении границ государственной власти, пределов ее вмешательства в частную сферу, с одной стороны, и о наделении индивида статусом гражданина (субъекта права) - с другой8.

В их трудах проявились стремления ввести государственное властвование в правовые границы,  и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. В трактовку соотношения государства и права в XVI—XVII вв. были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства 9.

Также значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо.

Философская основа теории правового  государства была сформулирована Иммануилом Кантом. Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение.

В начале XIX века идеи правового государства  стали разрабатываться в России. Значительное место они заняли в  трудах Д.М. Писарева, А.В. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других.

Каждая  из современных разработок теории «чистого»  правового государства, как правило, отталкивается от узкоправового подхода к проблеме, от юридического значения термина, следуя тем самым либеральной традиции. Между тем, развитие идей и опыт построения правовой государственности в XX веке переживали дальнейшую эволюцию, значительно расширяя рамки первоначальной проблематики. На смену либеральной идее формального правового государства пришли попытки наполнить это понятие реальным содержанием. На современном этапе в России теория правового государства разрабатывается такими известными учеными, как С.С.Алексеевым, Б.М. Лазаревым, М.Н. Марченко, М.И. Матузовым, В.С. Нерсесянцем и другими10.

Теория правового государства является синтезом идей и концепций о его природе, сущности, признаках, принципах, основах. Во всех сферах общественной жизни такого государства господствует право, и юридически реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека.

Теория правового государства - не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной, концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем11.

Таким образом, в условиях множества мнений и идеологий можно по-разному  воспринимать идеи правового государства  и их интерпретацию. Вечной и бесспорной остается мысль, что в целом теория правового государства и ее основные положения всегда отражают общечеловеческие ценности и интересы.

 

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО

ГОСУДАРСТВА

Главное предназначение правового государства состоит в исполнении гарантий в возможности всестороннего развития личности каждого гражданина. Права человека, как главное звено правового режима стимулирования для индивида, есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества.

В настоящее  время проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Информация о работе Правовое государство. Проблемы и перспективы развития