Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:29, контрольная работа
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Основные характеристики правового государства………………..…………..4
1.1. Основы правового государства: экономическая,
социальная, нравственная ……………………………………….……………..4
1.2. Система разделения властей в правовом государстве ………………….5
1.3. Верховенство и прямое действие конституционного закона …………..7
1.4. Права и свободы человека в системе ценностей ………………………..9
1.5. Взаимная ответственность личности и государства …………………..11
2. Практика становления правового государства в России……………...……...12
Заключение …………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы …………………………………….………16
В
правовом государстве признается
и право каждого гражданина
защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом. Все
это вместе взятое делает государство
ответственным перед гражданином.
В свою очередь гражданин несет
ответственность за свои незаконные действия
перед государством в лице его органов.
Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации).
В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В
качестве одной из важнейших задач,
связанной с формированием
В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.
Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества.
Владимир Рыжков так охарактеризовал ситуацию: «В странах здоровой демократии, голосуя, люди выбирают перемены. Система построена так, что воля избирателей передаётся государству, которое по своему замыслу, по своей конструкции её исполняет. Мы выбираем фрагменты заведомо расстроенного организма, который генетически не может реализовать никакую осмысленную политику».6
А выход Рыжков видит один: «Надо сказать людям - и это должен сделать президент, - что новое российское правительство будет сформировано думским большинством сразу после декабрьских выборов. Что победившие партии будут нести всю ответственность за это правительство. И тогда все его ошибки аукнутся партиям на следующих выборах, и дорога в парламент им будет заказана. Для этого даже не требуется изменения Конституции. Она такую практику не запрещает». Таким образом, надо сделать следующий шаг и объявить: президент не препятствует партиям-победителям в формировании правительства, но партии обязуются взять на себя всю ответственность за его деятельность. «Это будет шаг в сторону от хаоса и абсурда нынешней политической системы».7
К. Д. Лубиченко считает, что «…ключевым моментом оценки ситуации в России является субъективный фактор, дух русского народа, морально-нравственное состояние людей. Морально-нравственное состояние человека, приверженного определённым коммунистическим, социалистическим принципам, весьма важным ценностям, которые всё-таки существовали в обществе коллективизма, - это был фактор социалистического сознания, который связывался только с КПСС, определённым кругом людей и даже одной личностью, и, естественно, нуждался в очень мощной поддержке населения. А этого не случилось, и это было главным выражением свободы сознания, отрицания тех моральных принципов, которые господствовали в обществе. Никаких других морально-нравственных структур не было внесено в общество. Для основной части населения усвоение новых морально-нравственных установок - это колоссальный процесс перехода от одного поколения к другому».8
Одно из условий упрочения российской государственности - преодоление межнациональных конфликтов, которые подрывают устои государственности - дезорганизуют аппарат публичной власти, систему налогообложения, инвестиций, государственных долгов, разрушают территориальную целостность.
Таким
образом, невозможно сформировать правовую
культуру населения, правовое сознание,
пока не будет достигнут, в достаточной
мере, уровень доверия населения к государству,
власти, правоохранительным органам, государственным
служащим.
Правовое государство - часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.
Такая ситуация, когда провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является чисто декларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарного государства, отсутствием чётких представлений о характере новой государственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, что привело к расколу общества и политической конфронтации. У людей, привыкших к определённым постулатам, коммунистическим принципам, при смене ценностной картины происходит искажение в нравственном сознании.
Современные юристы считают, что с началом перестройки были предпосылки создания правового государства. В подтверждение данного тезиса можно сослаться на такие факты, как проведение демократических выборов во второй половине 80-х годов, расширение политических прав и свобод граждан, установление многопартийности и др. Но сейчас она ослабла, особенно в том, что касается социально-экономических прав. Это отражается на многократном падении уровня жизни населения.
Потребуется восстановить баланс властей, нарушенный явно в пользу Президента. Президент должен определять совместно с Федеральным Собранием основные направления внутренней и внешней политики, подбирать кандидатуру Премьер-министра, выполнять представительские и церемониальные функции, осуществлять контроль за деятельностью правительства по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Надо
воспитывать глубокое уважение к
Конституции и закону, формировать
высокую правовую культуру и правосознание.
Без этого невозможно создать цивилизованное
общество, построить правовое государство.
1. Венгеров А.А. Прямое действие Конституции: правовые, социальные, психологические аспекты. // Общественные науки и современность. - 2009, №5.
2.
Козлихин И. Ю. Идея правового
государства: История и
3.
Котляревский С. А. Правовое
государство и внешняя
4. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах./ Отв. ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2008.
5. Правовое государство в России: замысел и реальность. // Право в России - М.: Знание, 2009.
Информация о работе Правовое государство: основные принципы и проблемы формирования в России