Правовое государство: основные принципы и проблемы формирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Основные характеристики правового государства………………..…………..4
1.1. Основы правового государства: экономическая,
социальная, нравственная ……………………………………….……………..4
1.2. Система разделения властей в правовом государстве ………………….5
1.3. Верховенство и прямое действие конституционного закона …………..7
1.4. Права и свободы человека в системе ценностей ………………………..9
1.5. Взаимная ответственность личности и государства …………………..11
2. Практика становления правового государства в России……………...……...12
Заключение …………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы …………………………………….………16

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права (готовая контрольная).doc

— 123.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

                             СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

      К О Н Т Р О Л Ь Н А  Я     Р А Б О Т А

 
 
По  предмету: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И  ПРАВА 

ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН

На  тему: ПРАВОВОЕ  ГОСУДАРСТВО: основные принципы и проблемы формирования в России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:  
Студент 1 курса
1 семестр
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 год 
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение     ……………………………………………………………………………..3

1. Основные характеристики  правового государства………………..…………..4

      1.1. Основы правового государства: экономическая,

      социальная, нравственная  ……………………………………….……………..4

      1.2. Система разделения властей в правовом государстве    ………………….5

      1.3.  Верховенство и прямое действие конституционного закона  …………..7

      1.4. Права и свободы человека в системе ценностей    ………………………..9

      1.5. Взаимная ответственность личности и государства     …………………..11

2. Практика становления  правового государства  в России……………...……...12

Заключение   …………………………………………………………………………..15

Список  использованной литературы    …………………………………….………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

      В качестве одной из важнейших задач,  связанной с формированием правового государства,  следует рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,  правового.

      Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном  пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

      Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция  поведения людей посредством  нормативных норм.

      Правовое  демократическое государство - это  такое государство, устройство и  деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти всех органов этого государства является суверенитет народа.

      Цель  правового государства - обеспечить гарантию прав и свобод своих граждан во всех сферах, но достичь ее можно при условии, если и граждане в свою очередь проявляют уважение к законам и институтам существующей системы.

      Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних  мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и форме государственного строя».1

      В России нельзя сказать о том, что  гражданское общество достигло высшего  этапа в своем развитии, а это  способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Таким образом, тема «Правовое государство» довольно актуальна в настоящее время.

      1. Основные характеристики  правового государства.

 

      1.1. Основы правового  государства: экономическая,  социальная, нравственная.

      Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

      В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

      Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

      Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочая социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

      Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

      Правовое  государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

      В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

      1. Осуществление подлинного народовластия,  распространяемого во все стороны организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.

      2. Конституционное обеспечение разделения  властей, выражающее различные  государственные формы осуществления единой власти народа.

      3. Верховенство права и связанность  государственной власти правовыми предписаниями.

      4. Верховенство закона, согласно которому  именно закон обладает высшей  юридической силой в системе  иных правовых актов и обеспечивает  недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона.

      5. Взаимосвязь прав и обязанностей  и взаимная ответственность государства  и личности, а также гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни.

      6. Повышение роли и авторитета  судебной власти с необходимыми  конституционными гарантиями независимости правосудия.

      7. Формирование эффективных институтов  конституционного контроля за  законностью. 

      1.2. Система разделения  властей в правовом государстве.

      Государственная власть  в правовом государстве  не является абсолютной.  Это обусловлено  не только господством права,  связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется.

      Необходимо  обратиться к теории разделения властей. С помощью  разделения властей  правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции,  не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие  во взаимоотношениях государственных органов,  осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

      Принцип разделения  властей  на законодательную,  исполнительную и судебную означает,  что каждая из  властей  действует самостоятельно  и  не вмешивается в полномочия другой.  При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая  возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. 

      Государственная  власть  в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Органы законодательной,  исполнительной и судебной власти самостоятельны.

      К органами законодательной власти в  Российской  Федерации  относятся: Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания),  Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов  Российской  Федерации;  местные  органы  государственной власти. 

    К органам  исполнительной власти в Российской Федерации относятся:   

    - Президент  Российской Федерации;

      - Совет Министров Российской Федерации; 

      - Высшие должностные лица республик,  избираемые гражданами или Законодательными  Собраниями; 

      - Правительство республик;

      - органы администрации других  субъектов Российской Федерации. 

      К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

      - Конституционный Суд Российской  Федерации; 

      - Верховный Суд Российской Федерации; 

      - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

      - суды республик и других субъектов  РФ; 

      - районные народные суды;   

Информация о работе Правовое государство: основные принципы и проблемы формирования в России