Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:01, реферат
Целью настоящей работы является исследование особенностей правовой системы США.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить формирование и дать общую характеристику правовой системы США.
2. Определить понятие и основные особенности правовой системы США.
3. Исследовать особенности источников права США и определить место прецедента в правовом регулировании.
Введение 3
Глава 1. Формирование и общая характеристика правовой системы США 4
Глава 2. Понятие и основные особенности правовой системы США 11
Глава 3. Источники права США и место прецедента в правовом регулировании…17
Заключение 27
Список использованных источников 29
Исторически первым возникнув в рамках древнеримской правовой системы, судебный прецедент нашел свое наиболее полное развитие и воплощение в пределах англосаксонского, а точнее - английского права. Здесь он окончательно сформировался как источник права в том "классическом" виде, в каком он предстает и широко используется в английской правовой системе и поныне.
Одной из важнейших отличительных черт английской модели прецедента, правил его применения, или доктрины, как отмечают ученые, является не только обладание прецедента "почти везде" и почти всегда "в той или иной степени" "убеждающей силой", поскольку одна из его структурных частей под названием stare decisis (решить так, как было решено ранее) - это "правило фактически повсеместного применения", но и наличие "сугубо принудительного характера английской доктрины прецедента"13.
Наличие
данной особенности английской доктрины
прецедента, органически сочетающего
в себе наряду с убеждением принуждение,
обусловлено историческими
Последнее, однако, равно как и одновременно не только убеждающий, но и "сугубо принудительный" характер английского прецедента - весьма важного источника (формы) права, порожденного судами, вовсе не означает "безграничности" судебного правотворчества.
В английском судебном правотворчестве, отмечается в связи с этим учеными-юристами, "нет того императивного смысла, который присущ тексту закона, и, даже когда судьи не обязаны следовать какому-либо закону или не отличающемуся по фактам дела прецеденту, их правомочие относительно введения нового ограничивается, с одной стороны, тем, что они не в состоянии учесть всего, и, с другой стороны, тем, что они должны учитывать"15.
Наряду с относительно ограниченной юридической силой и влиянием английского "классического" прецедента, а также с его органически сочетающим в себе элементы убеждения и строгого принуждения характером судебный прецедент, именуемый "классическим", обладает также такими чертами и особенностями, как четкая иерархичность, строгая обязательность, допускающая, однако, в отдельных случаях отступления, и нормативность.
Прецедентное право создало определенную преемственность в конституционном развитии США. Оно позволяет развивать Конституцию, поскольку в конституционной области больше, чем в какой-либо другой, судьи не стремятся связывать себя своими предшествующими решения-ми. Если верно суждение, что Конституция – центр правовой системы, а ее основу составляют судебные прецеденты, те из этого можно сделать вывод, что судебный прецедент – основа правовой системы США.
Деятельность Верховного суда США сосредоточивается прежде все-го вокруг толкования Конституции. Интерпретируя ее, Верховный суд США разработал многие понятия: «полицейская власть», «распределение полномочий федерации и штатов» и др.
В отличие от английского "классического" ("эталонного") понятия и представления о прецеденте как о судебном акте, характеризующемся вышеназванными признаками, включая прежде всего строгую обязательность и "сугубо принудительный" характер, американская модель прецедента, особенно в современном ее виде и исполнении, допускает ряд значительных отступлений, обусловленных историческими и другими условиями развития американского общества и государства, от английской модели прецедента.
Однако не подлежит сомнению и то, как об этом свидетельствуют американская "прецедентная" теория и практика, что американский прецедент и его понятие, по мере развития судебно-правовой системы страны, все более отдаляются от английского "классического" прецедента и его понятия.
При этом дело заключается не только и даже не столько в последствиях развиваемых Верховным судом США и некоторыми другими государственными органами идей американской "юридической исключительности" (American Judicial Exceptionalism) или влиянии на правовую систему США и прецедентную практику в стране сохранявшегося на значительной ее части (в основном в южных штатах) вплоть до второй половины XIX в. рабства. Хотя и эти факторы не следует игнорировать.16
На появление и развитие специфических черт и особенностей американского прецедента значительное влияние оказали такие факторы, как сложившиеся вскоре после преобразования конфедерации в федерацию Штатов государственные традиции и обычаи; принятие Конституции США, которая, по словам Председателя Верховного суда штата Массачусетс с 1830 по 1860 г. Л. Шау, "не только узаконивала бремя рабства на юге страны, но и фактически распространяла его на северные штаты", запретив рабство лишь в 1865 г.; проведение в системе общего права США в период с конца XIX в. по настоящее время более глубокой и более объемной, по сравнению с правовой системой Великобритании, кодификации и др.17
Все эти и многие другие им подобные факторы обусловили, в частности, появление и развитие такой особенности американского прецедента, как все большее ослабление требований принципа stare decisis по отношению к высшим судебным инстанциям США, и прежде всего к Верховному суду страны, который в формально-юридическом плане и изначально не был связан своими решениями, в то время как высший судебный орган Великобритании - Палата лордов отказалась следовать своим решениям лишь в 1966 г.
В связи с данной особенностью американского прецедента исследователи не без оснований замечают: "Когда понимаешь, как трудно вносить поправки в конституцию, уже не удивляешься тому, что Верховный суд становится все менее и менее скрупулезным в соблюдении принципа stare decisis"18.
Другой отличительной особенностью американского прецедента является широкое распространение требований принципа stare decisis на все нижестоящие суды не только в отношении правоположений, складывающихся в процессе рассмотрения конкретных дел, но и в результате толкования высшими судебными инстанциями на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов текущих законов и конституционных актов.
Вскоре после революции конца XVIII в., констатируют в связи с этим американские правоведы, в результате расширения сферы применения принципа stare decisis, американские суды обязаны были следовать прецедентам, возникающим не только при рассмотрении уголовных и гражданских дел, но и в процессе толкования различных статутов. С принятием же конституций отдельных штатов суды должны были следовать также и прецедентам, складывающимся в процессе их толкования.
Следующая особенность американской теории и практики применения прецедента обусловлена тем, что в силу исторически сложившегося характера отношений между федеральными судебными органами и судами штатов в США нет "высшей судебной власти на федеральном уровне, которая бы могла координировать и обобщать весьма различную и противоречивую судебную практику на уровне отдельных штатов". Это означает, что в стране нет такого судебного органа, который бы (например, в России это делает Верховный Суд РФ), занимаясь обобщением практики применения нижестоящими судами тех или иных нормативно-правовых актов, принимал бы по результатам ее обсуждения "руководящие" или иные, прецедентные по своему характеру разъяснения.
Сходные, но не идентичные функции, направленные на унификацию в масштабе страны писаного и неписаного (прецедентного) права, а также юридической практики, выполняет созданная еще в 1892 г. так называемая Национальная конфедерация уполномоченных по унификации законодательства штатов (National Conference of Commissioners on Uniform State Laws), состоящая из судей, адвокатов и других юристов, делегированных на нее в качестве представителей различных штатов.
Аналогичные,
но весьма урезанные и ограниченные
толкованием федеральной
Законодательство. Вторым важным источником и компонентом американского права является статутное право, которое охватывает правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами. На протяжении всей истории существования американского государства конгресс США и законодательные органы штатов играли активную роль в создании правовых норм, регулирующих различные аспекты жизни общества. Это значительно дополняло свод норм, создаваемых судебными прецедентами.
Среди федеральных законов центральное место занимает Конституция США. Это не такой закон, как все другие. Закон обычно рассматривается в странах общего права как нечто чуждое общему праву, способное только вносить в право некоторые дополнения и уточнения. Конституцию США нельзя рассматривать под таким углом зрения. Она – Основной закон, и можно считать, что само общее право черпает в ней свою силу в соответствии с идеями школы естественного права, господствовавшими в 1787 г.
Конституция США – выражение общественного договора, который объединяет граждан, и легитимации власти. Она – Основной закон, определяющий сами устои общества. Нельзя рассматривать ее на том же уровне, что и другие законы, которые направлены на дополнение или уточнение права судебной практики и формируют некоторые частные нормы. Конституция США, господствующая над корпусом общего права, – закон романского типа, который не преследует непосредственную цель рассмотрения споров, а устанавливает нормы общего характера об организации и поведении администрации.19
Конституция – это верховный закон страны. Она является высшим авторитетом. Ни один человек, ни одна ветвь власти – ни Президент, ни конгресс, ни полицейский на перекрестке – не имеют права игнорировать Конституцию; ее текст и ее правила – закон. Суды являются проводниками Конституции. Они обладают правом подвергать проверке неконституционные действия с целью объявить их недействительными и не имеющими силы.
Однако толкование законов и практики их применения определялось нормами общего права. То есть верховенство судебного прецедента было и остается одним из основополагающих принципов американской правовой системы.
В период после Второй мировой войны роль и масштабы законодательного правотворчества существенно возросли. Нормативные акты конгресса США и законодательных органов штатов охватывают очень широкий круг политических и социально-экономических проблем.
Систематизация и кодификация законодательства проводятся как в штатах, так и на федеральном уровне. Имеются три официальных издания федеральных законов. Полностью тексты законов публикуются только в двух из них. Первое издание выходит периодически в виде сборника. В нем в хронологическом порядке публикуются тексты законов, принятых конгрессом США, международных соглашений и договоров, ратифицированных Соединенными Штатами, а также некоторые наиболее важные нормативные акты органов исполнительной власти. Как отмечает В.М. Шумилов Необходимым условием для инкорпорации в национальную правовую систему "договоров" является согласие сената на их заключение президентом, выраженное в соответствующей резолюции, принятой двумя третями присутствующих сенаторов. Далее международный договор ратифицируется и промульгируется (официально провозглашается и опубликовывается) президентом с указанием даты вступления его в силу в отношении США20.
Во втором издании содержатся несброшюрованные оттиски законов, которые нумеруются и публикуются по мере их принятия в конгрессе США. И, наконец, третьим изданием федеральных законодательных актов является Свод законов США (United States Code Annotated), в котором положения одного и того же нормативного акта изложены в различных главах и разделах в зависимости от предмета правового регулирования.
Нормативные
правовые акты органов исполнительной
власти представляют собой третий и постоянно
возрастающий по своему значению источник
американского права. Основой такого направления
деятельности федерального аппарата управления
являются полномочия, делегируемые органам
исполнительной власти законодательными
органами. На практике административные
акты (приказы, правила, директивы, инструкции),
принимаемые с целью конкретизации и детализации
законов, во многих случаях их подменяют.
Это новое право (Administrative Law) носит полуадминистративный-
Обычай. Наряду с приведены ми выше источниками существует четвертый источник американского права – обычай (Custom). Его значение весьма второстепенно и не идет в сравнение с основными источниками американского права.