Правовая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования, развития и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости. В связи с этим в теории государства и права все актуальнее становиться анализ правовой системы вообще, российской правовой системы в особенности. Во многом это связано с тем, что ответ на данный вопрос дает нам представление о цивилизованности той или иной правовой системы, увязан «с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране».

Содержание

Введение ..…………………………………………………………………………………………………….3
Глава I Понятие правовой системы….……………………………………………………………5
§1 Основные определения. Классификация правовых систем……………..…....5
§2 Правовая система и система права. Их структура……………….…………………..8
Глава II Правовая система России………………………………………………….…………….10
§1 Общая характеристика правовой системы РФ ……………..………………………..10
§2 Гражданское и смежные с ним отрасли права.………………………………………17
§3 Уголовное право и уголовный процесс ..………………………………………………..17
§4 Судебная система. Прокуратура. Адвокатура…………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 30
Использованная литература ………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 62.80 Кб (Скачать)

Особую ветвь  в системе судов общей юрисдикции образуют военные суды, которые до 1992 года носили название военных трибуналов. Они осуществляют судебную власть в  Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных  органах исполнительной власти, в  которых федеральным законом  предусмотрена военная служба (ст. 1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года). Военные  суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений. В систему  военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные  суды. Непосредственно вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  окружным (флотским) военным судам  является Военная коллегия Верховного Суда РФ. Военным судам подсудны дела о преступлениях и об административных правонарушениях,  совершенных военнослужащими  и гражданами, проходящими военные  сборы, а также некоторые гражданские  дела. Военным судам, дислоцирующимся  за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным  договором РФ.

Наряду с  судами общей юрисдикции в рамках судебной системы РФ действуют арбитражные  суды. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических  споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах  в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года, АПК РФ и принимаемые  в соответствии с ними другими  федеральными законами. Согласно ст.22 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны  дела по экономическим спорам, возникающим  из гражданских, административных и  иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального  предпринимателя, а также между  РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ. Арбитражные суды рассматривают  иные дела, в том числе: об установлении фактов, значимых для возникновения, изменения или прекращения права  организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности; о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. 

Систему арбитражных  судов в РФ составляют: Высший Арбитражный  Суд РФ; федеральные арбитражные  суды округов (их 10); арбитражные суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов.

Высший Арбитражный  Суд РФ (ВАС РФ) осуществляет судебный надзор за деятельностью всех арбитражных  судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Он рассматривает  в первой инстанции: дела о признании  недействительными (полностью или  частично), ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной  Думы, Правительства РФ, не соответствующих  закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ. Он также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Федеральный арбитражный суд округа проверяет  в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренными арбитражными судами субъектов РФ в  первой и апелляционной инстанциях; рассматривает по вновь открывшимся  обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает в  первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам  в РФ, за исключением  дел отнесенных к компетенции  ВАС РФ; рассматривает в апелляционной  инстанции повторно дела, рассмотренные  в этом суде в первой инстанции; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Арбитражные суды как округа, так и субъекта РФ также изучают и обобщают судебную практику; подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализируют судебную статистику.

Конституционный контроль на федеральном уровне осуществляется Конституционным Судом РФ, состоящим из 19 судей. Этот орган был учрежден в 1991 г. и ныне действует на основе ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. По запросам Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или  Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституцией республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, ) договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Помимо этого, Конституционный Суд РФ разрешает  споры о компетенции: а) между  федеральными органами государственной  власти; б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном  законом.

По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ, органов  законодательной власти субъектов  РФ Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ.

Акты или  их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.В субъектах РФ могут создаваться конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Важнейшим конституционным  правоохранительным институтом в России является прокуратура. Хотя Конституция РФ помещает статью о прокуратуре в главу «Судебная власть», этот институт является полностью независимым органом, не связанным ни с одной из ветвей власти. Согласно Конституции РФ (ст.129) прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации  определяются Федеральным законом  «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. в редакции, введенной  в действие 22 августа 2004 года. Прокуратура  является, прежде всего, надзорным органом. К числу ее важнейших функций относятся надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Помимо этого прокуратура осуществляет уголовное преследование, а также надзор за исполнением законов: органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; судебными приставами; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяемых назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Оказание  юридической помощи гражданам и  организациям в РФ осуществляет независимая  адвокатура. Организационной формой российской адвокатуры остаются коллегии адвокатов, являющиеся согласно Положению 1980 года «добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящих из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного органа соответствующего субъекта РФ. Предложение об образовании адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с ним представляет его в исполнительный орган государственной власти субъекта для утверждения и регистрации. В члены коллегии адвокатов принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет.

 Помимо адвокатуры юридическое обслуживание населения и организаций ведут частные юридические фирмы, деятельность которых с 1998 года не лицензируется. В отличие от адвокатов частные юристы не обязаны бесплатно оказывать помощь гражданам по уголовным делам в порядке назначения. В то же время только адвокаты имеют право представлять в качестве защитника граждан в уголовном процессе на стадии предварительного следствия и дознания. Порядок работы структуры адвокатуры регламентируется в настоящее время законом «Об адвокатуре» от 31 мая 2002 года, в редакции введенной в действие 20 декабря 2004 года.

 

   Заключение

В данной работе были рассмотрены основные понятия  правовой системы, классификации правовых систем, разобраны понятия «правовая  система» и «система права», их структура, соподчиненность; дана характеристика правовой системы современной России.

Изучив и  проанализировав правовую систему  России можно сказать, что современная  российская правовая система – явление  сравнительно молодое, все еще формирующееся  в условиях обновления всех сфер жизни  общества. Тенденции ее развития находятся  в полном соответствии с законами диалектики, и зачастую являются разнонаправленными, поливалентными, взаимоисключающими друг друга.

Можно согласиться  с мнением, что  «переходный период в правовой сфере  - это больше процесс, чем результат.   Он   не   предполагает   стабильности,  завершенности   и сбалансированности   правовой  системы».  «В России растянутость   хронологических   границ   существования   переходной правовой системы во времени объясняется  грандиозной социальной задачей, многоэтапностью и универсальностью переходных процессов». 8

Реформирование  правовой системы России, обеспечение  развития в ней  позитивных тенденций и процессов на сегодняшний день вышло на качественно новый уровень повышения эффективности всех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевых нормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этапе развития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета как можно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованности интересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальная гибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призваны регулировать.

Преодоление отрицательных тенденций в развитии правовой системы современной России, которые достались ее в наследство от советского прошлого, также остается важнейшей задачей ее реформирования. Наиболее опасной среди них, по нашему мнению, являются различного рода деформации в сторону полной зависимости правовой системы от государства и политической конъюнктуры, наблюдающееся в современной России.  Обнадеживающим в этой связи является утверждение С.С.Алексеева о том, что «общенаучные исторические данные свидетельствуют о том, что определяющая закономерность   развития    правовых   систем    на    нашей    планете заключается в том, что в ходе исторического прогресса право из инструмента   государственной   власти   все   более   превращается   в самостоятельную высокозначимую силу, в самостоятельный мощный регулятивно-охранителъный фактор».9

Также на первый план выходит проблема повышения  правовой культуры российского общества, так как реформирование, повышение  эффективности правовой системы  России должно проходить в условиях осознания повышения социальной ценности цивилизованно развивающейся  правовой системы.

Необходимо  создание условий для того, чтобы  из некоторого числа развивающихся  тенденций преобладающей, доминирующей стала та, которая наиболее полно  отвечает объективным потребностям российского общества.      

Следует отметить, что меры по минимизации отрицательных  тенденций в развитии отечественной  правовой системы не могут быть единичными, случайными, они должны носить именно системный характер, причем немаловажную роль в процессе выработки путей  и средств, но преодолению негативных тенденций в развитии российской правовой системы призвана сыграть  правовая наука.

 

Список  использованной литературы

Информация о работе Правовая система Российской Федерации