Правовая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования, развития и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости. В связи с этим в теории государства и права все актуальнее становиться анализ правовой системы вообще, российской правовой системы в особенности. Во многом это связано с тем, что ответ на данный вопрос дает нам представление о цивилизованности той или иной правовой системы, увязан «с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране».

Содержание

Введение ..…………………………………………………………………………………………………….3
Глава I Понятие правовой системы….……………………………………………………………5
§1 Основные определения. Классификация правовых систем……………..…....5
§2 Правовая система и система права. Их структура……………….…………………..8
Глава II Правовая система России………………………………………………….…………….10
§1 Общая характеристика правовой системы РФ ……………..………………………..10
§2 Гражданское и смежные с ним отрасли права.………………………………………17
§3 Уголовное право и уголовный процесс ..………………………………………………..17
§4 Судебная система. Прокуратура. Адвокатура…………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 30
Использованная литература ………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 62.80 Кб (Скачать)

УК РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Кодекс, разработанный на новейших теоретических воззрениях, сохранил традиции классической школы уголовного права. В его основе лежит Модельный уголовный кодекс, принятый на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ 17 февраля 1996 года.

Новый УК устранил пробельность уголовного закона, которая образовалась ввиду изменения предмета правового регулирования и появления новых видов и форм преступности; из Кодекса также были исключены криминологически не обоснованные нормы, устранены многие противоречия, возникшие в процессе коренных преобразований социально-экономической, политической и правовой систем. Сделаны решительные шаги по деидеологизации законодательства, признанию приоритетов общечеловеческих ценностей перед классовыми.

Гуманистическая направленность уголовной реформы  проявилась в закреплении в УК РФ новых видов наказаний, не связанных  с лишением свободы (обязательные работы, ограничение свободы) и значительным расширением числа составов преступлений, предусматривающих штраф в качестве альтернативного вида наказания. С  другой стороны, повышен нижний и  верхний порог наказания в  виде лишения свободы. Отныне оно  может назначаться на срок от 6 месяцев до 20 лет. Впервые в России введена по сути американская система назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров путем суммирования отдельных наказаний. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы может доходить до 25, а в ряде случаев — до 30 лет.

В связи с  принятием в 1996 году в Совет Европы Россия обязалась подписать в течение одного года и ратифицировать не позже, чем через три года с момента вступления. Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить мораторий на исполнение смертных приговоров.

Особенная часть  Кодекса теперь открывается разделом о преступлениях против личности, тогда как ранее на первом месте стояли преступления против государства. В Особенной части появились новые главы - об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, за деяния, совершаемые в частном секторе, за преступления против семьи и молодежи, а также против мира и безопасности человечества. В новом УК впервые введена ответственность за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, за заведомо ложную рекламу, принуждение к сделке или к отказу от совершения сделки и т.д.

Уголовный процесс

Так же как  и уголовное, уголовно-процессуальное законодательство отнесено Конституцией РФ к исключительной компетенции  Федерации. К середине 2000 года основным источником уголовно-процессуального  права продолжал оставаться Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года.

Основы новой  модели уголовного-судопроизводства были заложены в Конституции 1993 года. Ее положения, в частности, предусматривают, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются  только по судебному решению. До судебного  решения лицо не может быть подвергнуто  задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22). Обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47), в том числе во всех случаях угрозы вынесения смертного приговора (ч. 2 ст. 20).

Основным  источником уголовно-исполнительного  права (именуемый ранее исправительно-трудовым) является Уголовно-исполнительнвй кодекс от 8 января 1997 года, сменивший Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года. В настоящее время в России действует УКП РФ принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года и одобренный Советом Федерации 5 декабря 2001 года. При его составлении были учтены  существенные изменения, произошедшие в системе правоохранительных органов России (управление Федеральной службы налоговой полиции и образование нового правоохранительного ведомства – Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), а так же реформа российской адвокатуры.

§4 Судебная система. Прокуратура. Адвокатура 

Организация и деятельность судебной системы  РФ  определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными  законами:   ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г.; ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации” от 28 апреля 1995 г.; ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. Статус судей регулируют обычные законы: Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г., ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации" от  17  декабря 1998  г.

Согласно  Конституции (ст. 118). правосудие в РФ осуществляется только судом на основе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (арбитражное судопроизводство не упомянуто в силу редакционной ошибки ее составителей). Создание чрезвычайных судов не допускается.

ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (ст. 4) закрепляет принцип единства судебной системы РФ.  В Российской Федерации  действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

К федеральным  судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;  Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суд субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов  РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Все судьи  в РФ обладают единым статусом и  различаются только полномочиями и компетенцией. В соответствии с Конституцией РФ судьями могут быть граждане РФ достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы  по  юридической профессии не менее пяти лет. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст.     121). Судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются советом федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленным федеральным законом (ст.128).

Наряду с  профессиональными судьями в  осуществлении правосудия в РФ также  участвуют присяжные и арбитражные  заседатели.

В настоящее  время в РФ широко применяется  как коллегиальное, так и единоличное  рассмотрение дел. Гражданские дела в судах общей юрисдикции могут  разбираться судьями единолично или коллегией в составе профессионального  судьи. В арбитражных судах дела по первой инстанции рассматриваются  судьёй-профессионалом единолично, тремя  судьями и либо судьёй и двумя  арбитражными заседателями. Формирование «профессиональных» коллегиальных  составов должно происходить, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо по решению председателя суда с учётом каких-то обстоятельств (ходатайство  стороны спора, сложность дела и  т. д.).

Уголовные дела по первой инстанции могут рассматриваться  в четырёх вариантах состава: а) один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы). Такой состав суда возможен только по делам, рассматриваемым районными  судами, если подсудимый – совершеннолетний. Мировой судья рассматривает  все дела единолично; б) один судья  профессионал (по делам о преступлениях, за которые в районном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах – любой вид наказания); в) три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всем военным судам, общим судам субъектов РФ и Верховному Суду РФ); г) один судья профессионал и 12 присяжных заседателей.

В кассационной, надзорной и аппеляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. В судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов – не менее чем половиной членов президиума.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов  общей юрисдикции и даёт разъяснения  по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции). Верховный Суд РФ возглавляет  систему федеральных судов общей  юрисдикции, представляя собой её высшее звено.

Верховный Суд  является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесённым к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора  любое решение нижестоящего суда, включая, военные и специализированные суды, по любому делу; обладает правом законодательной инициативы; выносит  заключения о наличии в действиях  Президента РФ признаков преступления (в рамках процедуры отрешения  Президента от должности).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией в системе судов общей юрисдикции. Он состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации (по представлению  Президента РФ, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда РФ). Президиум  Верховного Суда рассматривает: судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; материалы изучения и обобщения  судебной практики, анализа судебной статистики; вопросы организации  работы судебных коллегий и аппарата суда. Решения президиума являются окончательными и не могут быть опротестованы.

Кассационная  коллегия Верховного Суда РФ рассматривает  в качестве суда второй инстанции  гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам. Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции. Она также рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебная  коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и  Военная коллегия рассматривают  в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в  кассационном порядке, порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

По гражданским  делам Верховный Суд РФ  может  изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает  по первой инстанции в порядке  гражданского судопроизводства следующие  дела: об оспаривании ненормативных  актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; нормативных  актов федеральных министерств  и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; постановлений о прекращении  полномочий судьи; о приостановлении  и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; об оспаривании решений и действий Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания; по решению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Верховный Суд  республики, краевой (областной) суд,  суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного  округа (именуемые иногда судами среднего звена) в пределах своей компетенции  рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам; осуществляют надзор за судебной деятельность районных судов, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Районный  суд в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. В его  компетенцию входит рассмотрение всех гражданских, подавляющего большинства  уголовных (за исключением дел, подсудных  мировым, вышестоящим и военным  судам) и ряда дел об административных правонарушениях. Районный суд является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям.

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года предусмотрел восстановление в РФ мировых судей, существовавшего  в Российской империи в 1864 – 1889 и 1912 – 1917 годах. В соответствии с ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» о  17 декабря 1998 года они входят в  единую судебную систему РФ.

Мировой судья  рассматривает в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения  свободы; 2) дела о выдаче судебного  приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует  спор о детях; 4) дела о разделе  между супругами совместно нажитого имущества; 5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 6) дела по имущественным спорам при цене иска не более пятисот минимальных размеров оплаты труда; 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; 8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строения и другими недвижимым имуществом; 9) некоторые дела об административных правонарушениях.

Информация о работе Правовая система Российской Федерации