Правовая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования, развития и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости. В связи с этим в теории государства и права все актуальнее становиться анализ правовой системы вообще, российской правовой системы в особенности. Во многом это связано с тем, что ответ на данный вопрос дает нам представление о цивилизованности той или иной правовой системы, увязан «с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране».

Содержание

Введение ..…………………………………………………………………………………………………….3
Глава I Понятие правовой системы….……………………………………………………………5
§1 Основные определения. Классификация правовых систем……………..…....5
§2 Правовая система и система права. Их структура……………….…………………..8
Глава II Правовая система России………………………………………………….…………….10
§1 Общая характеристика правовой системы РФ ……………..………………………..10
§2 Гражданское и смежные с ним отрасли права.………………………………………17
§3 Уголовное право и уголовный процесс ..………………………………………………..17
§4 Судебная система. Прокуратура. Адвокатура…………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 30
Использованная литература ………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 62.80 Кб (Скачать)

Историческими, религиозными  и   юридическими   источниками российской правовой  системы,  выступают  два  таких  разных,  на первый взгляд,  законодательных  массива,  как  право  Российской Империи и   советского   права.   В  результате  столь  сложного переплетения нормативного  материала  различной   идеологической природы, в   том  числе  включающего  многих  западных  правовых ценностей, российское право пришло в  сложное  состояние  начала новой этапной  революции.

Правовая  система России принадлежит к  особому типу правовой цивилизации. У нее специфическая система  правой  идентификации, которая, однако, не делает ее каким-то исключением в  юридическом мире. Для  русского  типа  правовой  идентификации   характерно стремление правосознания  вкладывать в явление права собственный  социально-этический  смысл,  стихийно   -   практический   поиск справедливости вне  строгой  позитивистской  юридической  формы.

Символ христианской  Троицы   в   ее   православном   толковании олицетворяет три  принципиально  важные для понимания российского  права идеи:  идею духовного единства людей,  идею социальности и соборности всего живого в мире и идею социальной ответственности человека. Единство русского народа  основывалось  не  на  праве. «Русский национальный акт и дух был взращен в лоне Православия и исторически определился его духом на что указывал Пушкин: «К этому русскому национальному акту более или менее приобщились почти все народы России, самых разных вер и исповеданий. И все они сами того, не зная таинственно,  приобщились, к дарам русского православия».6 Авторы западных  стран могут сколько угодно  насмехаться над юстицией и судьями,  высмеивать их слабости,  но ни один из этих авторов не  представляет  себе общество,  которое может жить без судов и без прав.  Такое представление мало  кого  шокировало  в России. Подобно    Святому    Августину,   Лев   Толстой   желал исчезновения права   и   создания   общества,   основанного   на христианском милосердии  и любви.  (В этом  плане марксистский идеал будущего общества не нашел благодатную почву в моральных и религиозных чувствах русского народа).

Ценность  российского  права  -  есть  его   способность   к выражению  духовности общества,  от чего правопорядок приобретает завершенность и  целостность с культурой.

Российская  правовая идея нуждается в самопознании, выявлении и  активизации в политической культуре российского общества. Это возможно  лишь  в рамках своеобразной и во многом новой для России  консервативной  правовой  революции,  которая, будучи направлена не на разрушение, а на исключительно понимание всего существующего,  накопленного Россией на  самых различных этапах ее  политической  истории,  должна  привести,  в конечном счете, к   самораскрытию права  как  элемента   национальной общероссийской культуры.

Россия провозгласила   движение   по   пути    формирования правового, демократического,       социального      государства, общенародного по своей сущности.  Это  позволяет  прогнозировать сближение  ее правовой системы на новом, качественном уровне, при сохранении специфики,  с романо-германской правовой системой как наиболее родственной,  а  также восприятия некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе "общего права".

Осуществляется  комплекс     мероприятий    по    обновлению законодательства, обеспечению господства  права  и  верховенства закона, незыблемости  основных  прав  и свобод личности,  защите общества от   произвола   властей,   взаимной    ответственности  государства и  личности.  Идет  судебная реформа.  Набирает силу плюрализм  в экономике,  политике и идеологии,  т.е.  существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.

Современная российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в нее  после более чем семи десятилетий  господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х годов вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов. Уже в 1986 году разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 году рядом советских ученых обосновывается идея «социалистического правового государства», в 1990 году признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. С началом деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990 года начинается развитие собственное российской правовой системы. В 1990-1991 годах российскими законодателями были провозглашены равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международно-признанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и сохраненные отчасти и в советский период.

По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место среди других бывших советских республик. К настоящему времени приняты большинство кодексов и пересмотрены некоторые кодексы, принятые в середине и конце 90-х годов.

Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 1990-е годы приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Карелия, Татарстан), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Муромская области) кодексы.

Правовая  система России продолжает оставаться образцом для некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик  Средней Азии). Предпринимаются попытки  сохранения элементов единого правового  пространства.

Основным  источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов  законодательного регулирования установлено  в Конституции РФ (ст. 71-73).

В исключительном ведении Российской Федерации, в  частности, находятся: регулирование  прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов  государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя  политика, международные и внешнеэкономические  отношения РФ; оборона  и безопасность; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательства; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право. 

К совместному  ведению Российской Федерации и  субъектов РФ в числе прочего  отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Во главе  иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ, далее  следуют другие федеральные конституционные  законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, подзаконные нормативные  акты отраслевых федеральных органов  исполнительной власти. Особое место  занимают регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличии от многих зарубежных стран в России отсутствует институт делегированного и чрезвычайного законодательства. Указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Иерархию  нормативных правовых актов субъектов  РФ образуют конституции (уставы) субъектов  РФ, законы субъектов РФ, указы президентов  республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов  РФ, постановления правительств субъектов  РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых  органов исполнительной власти субъектов РФ, регламенты и другие акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Низший уровень  иерархии нормативных правовых актов  образуют нормативные акты органов  местного самоуправления. Виды, порядок  принятия и вступления в силу нормативных  правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом  муниципального образования.

Судебный  прецедент, как и в других странах  Романо-германской семьи, в РФ источником права не признается. Однако судебная практика официально обобщаемая направляемая в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, играет исключительно важную роль в применении законодательства, представляя собой де-факто особую нормативную систему. Близкое к судебным прецедентам место в системе права занимают заключения Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения местных конституционных и уставных судов.

Достаточно  ограниченное применение в качестве источника права в России имеет  правовой обычай. Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делового оборота (ст. 6), национальный обычай (ст.19) и местный  обычай (ст. 221, 309, 311, 312, 314-316, 406, 421). Согласно ст. 14 ФЗ «О гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам субъектов РФ.

В 1990-е годы  в ряде субъектов РФ (Ингушетия, Чечня) предпринимались попытки узаконить  действие на их территории мусульманского права, имеющего нередко глубокие в  культуре соответствующих титульных национальностей, что принесло не мало проблем.

Весьма специфическим  источником российского пава являются договоры о разграничении предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов РФ. Возможность  заключения таких договоров предусмотрена  п. 3 ст.11 Конституции РФ.

Важным источником права являются международно-правовые акты т доктрина. Согласно Конституции (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и  нормы международного права и  международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены инве правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

Научные исследования в области права в РФ ведутся  в Институте государства и  права РАН, Институте законодательства и сравнительного правоведения при  правительстве РФ, НИИ проблем  укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре  РФ, юридических академиях, институтах и юридических факультетах университетов.7

§2 Гражданское и смежные с ним отрасли права 

Первый в  истории страны ГК был принят в  период нэпа в 1922 году, создав правовую базу для восстановления элементов  частного хозяйственного оборота. По своей  юридической технике ГК 1922 года отражал  в целом традиции романо-германского  права. В то же время советское  государство никогда не признавало идеи частного права, оставляя за собой право, вмешиваться в любые хозяйственные отношения в общественных интересах. С ликвидацией нэпа в конце 1920-х годов положения ГК о частном праве утратили силу, и советское гражданское право приобрело относительно законченный вид. В сфере хозяйственной жизни центральной категорией стал социалистическая собственность, выступавшая в государственной и кооперативной форме. На место частной инициативы пришло плановое сверхцентрализированное управление экономикой.

Новый этап в развитии отечественного гражданского права начался на рубеже 1980-1990-х годов. В 1986 году в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность. В 1897 издано постановление о совместных предприятиях, в 1988 году – новый закон о кооперативах. Российский законодатель в конце 1990 года легализовал частную собственность и частное предпринимательство. 

      §3 Уголовное право и уголовный процесс 

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года уголовное  законодательство отнесено к исключительному  ведению Российской Федерации. Уголовное  право РФ полностью кодифицировано. Согласно действующему уголовному кодексу  РФ от 13 июня 1996 года (вступил в силу с 1 января 1997 года) уголовное законодательство РФ состоит исключительно из указанного Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.

Информация о работе Правовая система Российской Федерации