Правовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 04:01, курсовая работа

Описание работы

За последние два десятилетия в жизни российского общества произошли существенные изменения, затронувшие политическую, социально-экономическую, духовную и правовую сферы. Последняя находится на «особом счету», так как, с одной стороны, является во многом производной от всех остальных, с другой — в некотором роде предопределяет их развитие. В любом случае, правовые процессы, бурно протекающие в России, требуют глубокого теоретического осмысления. При этом многие государства, в том числе и Россия, вынуждены преобразовывать свои правовые системы с учетом требований всеобщей политической и правовой безопасности. Лучшая правовая безопасность для России это ничто иное, как выбор собственного направления развития, выражающегося в самоидентификации и рефлексии своей правовой самобытности без вмешательства извне. К тому лее необходимо согласиться и с тем, что в невероятно сложных политических и социально-экономических условиях России предстоит сделать выбор основных ориентиров и принципов правового развития

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ……………. 6
1.1. Понятие правовой системы ………………………………………….6
1.2. Структура правовой системы ………………………………………10
ГЛАВА II. ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ……...17
2.1. Функции правовой системы ……………………………………….17
2.2. Правовые системы (семьи) современности ……………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

10) правовая идеология;

11) субъекты права;

12) систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;

13) иные правовые явления,  образующие «инфраструктуру» правовой  системы (юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус и т. д.)13.

Ю.А. Тихомиров включает в состав правовой системы следующие элементы:

1) цели и принципы правового  регулирования; 

2) основные разновидности  правовых актов и их объединения; 

3) системообразующие связи14.

Сторонники деления правовой системы на национальную и международную  выделяют их структурные элементы исходя из определения каждой: национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система — элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности.15 Международная правовая система представляет собой целостную совокупность правовых норм международного происхождения, международных органов и организаций, а также международно-правового сознания, обеспечивающих в процессе юридической практики урегулирование выходящих за пределы национальных границ общественных отношений, возникающих между субъектами мирового сообщества.  Нетрудно заметить, что понятия международной и национальной правовых систем очень близки друг другу, а состав их компонентов во многом идентичен. Существующие между ними различия не носят принципиального характера и касаются, главным образом, внутреннего содержания их элементов.16

Рене Давид рассматривал в структуре правовой системы (в широком смысле) несколько правовых систем (семей) таких как:

1) романо-германская  правовая  семья,

2) семья общего права, 

3) семья  социалистического   права, 

4) мусульманское,  индусское   и  иудейское  право и  проч.

Такое разнообразие объясняется  им тем, что в  современном мире  каждое государство  имеет  свое право,  а  бывает и  так,  что  в  одном  и  том же государстве  действуют несколько  конкурирующих правовых  систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское  право,  иудейское  право. Существует  также  международное право, призванное    регулировать   во   всемирном   или    региональном   масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения17. Аналогичного мнения придерживаются и О.В. Мосин,  А. X. Саидов, М.Н. Марченко и ряд других ученых.

С. С. Алексеев различает пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание ( индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают  одновременно в качестве аккумуляторов  и проводников государственной  воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса  нормативного ядра системы. Выступая носителем  подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к  себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже  иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи18.

Нормативный срез высвечивает  основную социальную функцию правовой системы — регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия  на развитие общества.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой — то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы и граяеданского общества19.

Следовательно, можно сказать, что С. С. Алексеев включает в понятие правовой системы право и его источники, акты применения норм права и правоотношения, права и свободы граждан.

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно предложить в качестве самостоятельных компонентов правовой системы следующие: а) позитивное право как совокупность всех источников права, санкционированных государством; б) правообразование как процесс формирования источников права; в) реализацию права как процесс осуществления правовых установлений, г) правосознание как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву. Среди однопорядковых компонентов правовой системы не нашлось места юридической практике, потому что этим понятием достигается довольно широкий уровень обобщения за счет включения в его объем нескольких из указанных выше компонентов - в частности, правообразования и реализации права. Есть основания не считать отдельным компонентом правовой системы и правовую культуру как качественное состояние правовой действительности, выражающееся в достигнутом уровне развития правовых явлений и процессов. Такое состояние характеризует всю правовую систему и каждый ее компонент в отдельности, выступая атрибутом (свойством) всей системы. Отдельно в этом ряду нецелесообразно выделять и юридическую технику как совокупность правил и средств разработки, оформления и систематизации правовых актов. Юридическая техника поглощается понятием «правотворчество», которое в свою очередь охватывается правообразованием.

 

ГЛАВА II. ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 
2.1. Функции правовой системы

Функция – это, во-первых, роль, которая выполняется субъектом или объектом в определенной сфере деятельности. Можно сказать, что функция – это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае20.

Правовая система обладает множеством функций:

1) Гуманистическая функция является одной из важнейших составляющих формирования современной правовой системы. В соответствии с международными и конституционными положениями человек признается высшей социальной ценностью, что принципиально меняет всю правовую систему, вносит в нее ряд  новых черт, свойств, неведомых прежним правовым системам, основанным на социальных симпатиях и антипатиях законодателя. 

В числе этих новых черт нужно отметить, в частности: а) изменение  сущности права и теоретических  подходов к его пониманию; б) повышение  роли принципа справедливости в качестве ведущего признака права; в) признание  норм международного права в качестве источников внутринационального права; г) конституционный контроль за соответствием  законов и иных правовых актов  конституции; д) признание прав и  свобод человека как основы устойчивого  развития правовой системы; е) становление  сильного государства, его социальной и экономической функции как  важнейшего условия формирования правового  государства; ж) гибкое изменение правовой системы в условиях глобализации.21

2) Поскольку правовая система — это часть системы социального контроля, в самом широком смысле это и есть  функция правовой системы - все остальное, вторично и подчинено первому. Иначе говоря, правовая система имеет дело с контролем поведения в обществе22.

  Социальный контроль, механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию правовой системы. В качестве таких ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций к нарушителям социальных ограничений. Одновременно социальный контроль пользуется и поощрениями за их соблюдение. Однако социальный контроль в узком смысле следует отличать от механизма стимулирования. Социальный контроль выступает как органический элемент любой системы управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.

Различают два вида социального контроля — неформальный и формальный. К первому виду относится процесс взаимного контроля участников какого-либо процесса, например покупателей и продавцов, членов производственного коллектива, а также различные формы реакции общественного мнения на поведение людей (осуждение, отказ от контактов и т. д.). К неформальным методам социального контроля относится и самоконтроль личности. Значение неформальных методов социального контроля во многом зависит от того, в какой степени обществу удаётся обеспечить эффективность воспитания, социализации в соответствии с господствующей системой ценностей. 

  Второй вид социальный контроль связан главным образом с созданными государством контрольными органами, а также с осуществлением функций социального контроля различными государственными организациями и учреждениями (по сути это государственный контроль)23.

3) Другая, довольно обширная функция правовой системы состоит в урегулировании спорных вопросов. Дело по спорному вопросу, согласно Ричарду Абелю, — это публичная защита одного из противоположных требований по поводу чего-либо, что имеет ценность. Правовая система, образно говоря, является агентством по разрешению конфликтов в такой же степени, как и агентством по урегулированию спорных вопросов. В этой связи очень важным является деятельность судов24. Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia – справедливость). Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности – юрисдикцией (лат. jurisdictio – судебное разбирательство; судебный округ). Юрисдикционная деятельность, как отмечалось, может быть в известных пределах присуща и представительным и административным органам, однако подобные случаи суть исключение из правила и, кроме того, такая деятельность административных органов в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.

Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Это достигается благодаря применению специальных процессуальных форм, призванных гарантировать права человека в судебном процессе и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в  разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного прежде всего в конституциях и других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах – указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п. Примечательно, что во многих странах законно изданные нормативные акты ведомственного характера, не говоря уже об актах местного значения, источниками права не признаются. Они обязательны к исполнению соответствующими субъектами, но их правовая обоснованность может быть в любое время относительно легко оспорена и проверена. В странах англосаксонской правовой системы суд в случаях пробелов в законодательстве руководствуется также упоминавшимся в гл. I и II прецедентным, или общим, правом, включая создание прецедентов высшими судами страны25.

Информация о работе Правовая система РФ