Правовая регламентация порядка выдвижения кандидатов в депутаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Содержание

Введение 3
1. Избирательная система РФ: понятие, принципы, характерные черты. 4
2. Выдвижение кандидатов в депутаты 7
3. Регистрация кандидатов в депутаты 14
Заключение 19
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа (1).docx

— 44.02 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ  ОБУЧЕНИЯ

( ЗАОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине « Конституционное право России»

Правовая регламентация  порядка выдвижения кандидатов в  депутаты.

 

Выполнила:

 

Научный руководитель:

 

Дата предоставления работы

«    »                       2011 года

 

Москва 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

1. Избирательная система РФ: понятие, принципы, характерные черты. 4

2. Выдвижение кандидатов в депутаты 7

3. Регистрация кандидатов в депутаты 14

Заключение 19

Список использованных источников 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Органы государственной  власти формируются двумя наиболее распространенными способами: путем  выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в  органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную  легитимность всей структуре органов  государственной власти.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную  форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через  выборы граждане оказывают воздействие  на формирование органов государственной  власти и тем самым реализуют  свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское  общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии  обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих  же граждан. Демократические выборы – это антипод гражданской  войны и силового решения вопроса  о власти.

Те правовые нормы, которые  регулируют отношения, возникающие  при формировании выборных органов, в совокупности своей составляют один из важнейших конституционных  институтов – «избирательное право», которое во многом совпадает с  понятием «избирательная система», а  в обиходе данные понятия употребляются  как идентичные.1

 

 

 

 

 

 

 

  1. Избирательная система РФ: понятие, принципы, характерные черты.

Понятие избирательной системы  складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов  и определения результатов голосования. Понятие «избирательной системы» носит собирательный характер. В Российской Федерации она включает в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

- порядок избрания Президента  Российской Федерации,

- порядок избрания депутатов  Государственной Думы,

- порядок избрания глав  администраций субъектов Российской  Федерации,

- порядок избрания органов  местного самоуправления.

Важной чертой избирательной  системы является то, что в самом  главном порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов  Государственной Думы устанавливается  только Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами, то есть без  регулирования со стороны субъектов  Федерации. Субъектам Федерации  предоставлено только право принимать  правовые акты по вопросам организации  и проведения выборов (составление  списков избирателей, создание избирательных  участков, формирование избирательных комиссий).2

Под принципами избирательной  системы понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых  любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции  и законах Российской Федерации.

Всеобщим признается такое  избирательное право, при котором  все взрослые граждане мужского и  женского пола имеют право принимать  участие в выборах. Специальные  условия, которые ограничивают это  право, называются цензами. Российскому  избирательному праву известны два  вида цензов: возрастной и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

В Российской Федерации активное избирательное право и право  голосовать на референдуме предоставляется  гражданам, достигшим 18 лет, за исключением  тех, которые признаны судом недееспособными  или находятся в местах лишения  свободы по приговору суда. Первые не могут реализовывать это политическое право в силу стойкого психического заболевания, вторые – в силу физической изоляции от общества, которая предполагает отстранение их от участия в делах  государства. Федеральными законами могут  устанавливаться дополнительные условия  приобретения активного избирательного права, связанные с постоянным или  преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и  срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного  или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить  основанием для лишения его права  на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта РФ, местном  референдуме. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный  корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам  активного избирательного права  не означает принуждения их к участию  в выборах (обязательный вотум). Гражданин  свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. В то же время для многих избирательных  кампаний, особенно в субъектах Российской Федерации, характерно массовое неучастие  избирателей в выборах, которое  в конституционном праве обозначают «абсентеизм» (от англ. слова, означающего  отсутствие). Неучастие в выборах  может иметь значение определенного  политического решения, то есть бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того, чтобы не допустить  срыва выборов в результате абсентеизма  избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент  участия зарегистрированных избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными (например, при выборах Президента Российской Федерации – 50 процентов, при выборах депутатов Государственной  Думы по федеральному избирательному округу – 25 процентов. В субъектах  Федерации эта норма обычно не превышает 25 процентов.

Избирательные права граждан  законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям.

Российское избирательное  право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны  демократическим государствам. Установление такого предела в ряде субъектов  РФ неправомерно.

Равное избирательное  право трактуется в Федеральном  законе как участие граждан в  выборах «на равных основаниях». Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в  голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности  как избиратели.

Принцип равенства имеет  значение как для активного, так  и для пассивного избирательного права. Граждане должны находится в  равном положении при их регистрации  как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, определении  результатов голосования и т.д., то есть на всех стадиях избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим. Все голоса должны иметь  «равный вес», то есть одинаково  влиять на результат выборов. Следовательно, процедуры, касающиеся определения  границ избирательных округов, регистрации  избирателей или составления  избирательных списков, направленные на отстранение или ослабление участия  в выборах отдельных лиц, групп  или географических районов или  на уменьшение числа голосов, являются недопустимыми.

Проведение выборов состоит  из нескольких стадий, последовательно  сменяющих одна другую от момента  назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Это  и есть избирательный процесс, представляющий собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и  государственные органы по проведению выборов.

Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством  и другими нормативными правовыми  актами. Это объясняется необходимостью исключить чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты  и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от законности.

  1. Выдвижение кандидатов в депутаты

Выдвижение и регистрация  кандидатов представляют собой начальный  этап реализации пассивного избирательного права граждан.

Выдвижение кандидатов определяется в ст. 2 Федерального закона РФ «Об  основных гарантиях избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации» как инициатива избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган или на выборную должность государственной власти, местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или иные формы поддержки указанной инициативы, предусмотренные федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Стадию выдвижения и регистрации  кандидатов можно подразделить на три  этапа:

1) определение выдвигаемых  кандидатур (инициатива выдвижения);

2) поддержка инициативы  выдвижения, которая может выражаться  в сборе подписей или внесении  избирательного залога;

3) регистрация кандидатов.

Выдвижение кандидатов может  начинаться со дня опубликования  схемы избирательных округов, в  случае если территория, на которой  проводятся выборы, делится на избирательные  округа (выборы депутатов по мажоритарной избирательной системе), либо со дня  опубликования решения о назначении выборов, если вся эта территория является избирательным округом (выборы должностных лиц, выборы депутатов  по пропорциональной избирательной  системе).

Период выдвижения кандидатов, определенный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, должен составлять:

- не менее 45 дней при  выборах в федеральные органы  государственной власти, иные федеральные  государственные органы;

- не менее 30 дней при  выборах в органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации;

- не менее 20 дней при  выборах в органы местного  самоуправления, глав и иных должностных  лиц муниципальных образований.

Условия выдвижения кандидатов. Условия выдвижения кандидатов являются необходимыми предпосылками для  возможности реализации субъектами выдвижения своего права. Выделяются два  условия выдвижения кандидатов (кандидатов в составе списка кандидатов) –  материальное и процессуальное. Материальным условием является наличие у лица, выдвигаемого кандидатом, пассивного избирательного права, т.е. возможности  быть избранным в данный орган  государственной власти, орган местного самоуправления, на выборную должность.

Процессуальным условием в соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации» является представление лицом письменного уведомления о согласии баллотироваться кандидатом. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения).3

Заявление о согласии баллотироваться  кандидатом должно также содержать  обязательство выдвигаемого лица в  случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Несоблюдение этого обязательства  в случае, если кандидат набрал необходимое  количество голосов для избрания, влечет отмену избирательной комиссией  своего решения о признании данного  кандидата избранным.

Вместе с уведомлением в соответствующую избирательную  комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов  кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов).

Информация о работе Правовая регламентация порядка выдвижения кандидатов в депутаты