Правовая культура

Автор: i************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 16:30, реферат

Описание работы

История показывает, что только тогда правотворческая и
правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих
процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное
место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При
изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и
правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой
культуры.

Содержание

Введение
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.
2. Структура и функции правовой культуры.
3. Роль юридической литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права.
4. Соотношение правосознания и правовой культуры.
5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности.
6. Пути повышения правовой культуры в российском обществе.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

правовая культура.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

т.д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать  ту

или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств,

каждое  из которых может побуждать нас  к применению различных норм. Выбрать

из множества норм одну единственно правильную можно только хорошо владея

предметом, четко зная законы, имея высокий  уровень нравственной и правовой

культуры, что и является мехпнизмом, способным  помочь найти правильный и

точный  ориентир, принять верное решение.

                    3. Соотношение правосознания и правовой культуры.

      Правовая культура – многозначная  характеристика  одной  из  важнейших

сторон  жизни общества. Это более высокая  и емкая форма правосознания.

      Правовая  культура  характеризует  уровень   правосознания,   включает

степень  сознания  права,  на  которую  опираются   исполнительная   власть,

должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в  ценности

права. Правовая культура также  имеет  свою  структуру:  профессиональный  и

традиционно-бытовой  пласты. Высокий уровень  правовой  культуры  –  один  из

признаков правового государства.

      Если правосознание охватывает  только духовную жизнь общества, является

только  частью общественного сознания, то правовая культура включает  в  себя

как  духовные  характеристики,  так  и  «материальные  придатки»   права   –

юридические учреждения, их  организацию,  отношения;  как  роль  в  обществе

права, судебной, нотариальной, арбитражной  и  иных  систем,  так  и  стиль,

культуру их работы,  отношения  с  гражданами,  защиту  законных  интересов,

знание  и соблюдение законных интересов  в обществе; как соотношение  правовой

культуры  с  другими  системами  общей  культуры  –  политической,  научной,

художественной,   так   формы   рассмотрения   споров   в    суде,    работу

законодательных органов и тому подобное.

      Правовая  культура  складывается  синергетически,  отражая,   впрочем,

уровень, условия  существования  различных  обществ,  этапы  цивилизованного

развития  человечества.

      Поскольку культура  –  выражение   специфически  человеческого   способа

деятельности, поскольку она  по  своей  природе  нормативна;  следовательно,

культурные  и правовые нормы могут совпадать  по своему  содержанию,  то  есть

они могут  заключать в себе одни и те же правила поведения.

      Культурная  норма  всегда  социальна,   ибо   социальна   человеческая

деятельность,   ею   нормируемая.   Нормативность   культуры    обеспечивает

координацию и организацию действий индивидов, входящих в  социальное  целое.

Нормативность как организационное и координационное  средство  проявляется  в

форме  институционализации  отношений  и  поведения.   Ее   сутью   является

появление  объективных,  от  индивидов,  не  зависящих  правил  поведения  и

обеспечение   их   выполнения.   Процесс    институционализации    отношений

предполагает  их формализацию и стандартизацию.  Иначе  субъект  общественной

жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных  с  ним,  и

обеспечить  взаимодействие –  самую глубинную основу  любого  коллективного

целого, в том  числе  и  общества.  Именно  сформировавшаяся  институционная

система, регулирующая поведение  людей,  -  одно  из  специфических  отличий

человеческого общества.

      Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех

прочих  правил поведения.  Непосредственно  выражая  качество  человека,  они

образуют  наиболее глубинную нормативную  систему. То,  что  культурные  нормы

исторически первичны,  несомненно.  Они  составляют  основу  всех  остальных

нормативных систем:  нравственности,  религии,  эстетики,  права.  Оставаясь

нормами культуры, они только приобретают  новые дополнительные качества.

      Обращаясь к праву, можно утверждать, что все  юридические  нормы   суть

нормы  культуры,  но  не  все  нормы  культуры   суть   юридические   нормы.

Осуществляемый  обществом отбор культурных норм, после чего  они  оказываются

включенными в право, производится по принципу их значимости  для  сохранения

и функционирования социального целого. Если правило  поведения,  входящее  в

культуру, имеет значение для общества  или,  во  всяком  случае,  связано  с

осуществлением  общих дел, оно должно стать общеобязательным, то  есть  сталь

правом.

      При первобытнообщинном  строе,  когда  на  месте  целостного  общества

существовал конгломерат  кровнородственных  коллективов,  культурные  нормы,

разумеется,  всеобщего  значения  приобрести  не  могли,  а   следовательно,

общеобязательными,  то  есть  правовыми,   не   становились.   Здесь   могли

институонализироваться  лишь  личностные  (не  общественные!)  связи.  Только

после формирования обмена как  универсального  способа  кооперации  людей  в

общество  безотносительно к каким бы то ни было  их  личностным  особенностям

норма  культуры  включалась  в   опосредствование   социального   организма,

становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения,  не

ставшее нормой культуры, в право  не  включается.  Право,  следовательно,  -

часть культуры, ее сторона, «момент». 

5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения

                                 законности. 

Профессиональная  культура сотрудника ОВД включает:

. знание  законодательства и возможностей  юридической науки.

. Тот,  кто не знает закона, не может  быть его блюстителем, охранять права и

   свободы граждан;

.  убежденность  в  необходимости  и  социальной   полезности   законов   и

   подзаконных актов, в ценности  права как меры свободы и  справедливости.

. Общество  и государство не может и   не  должно  терпеть  невежд,  зазнаек,

   дилетантов  на  должностях,  которые   связаны  с   вопросами   укрепления

   правопорядка, законности, охраной  и защитой прав и свобод  граждан;

.  умение  пользоваться  правовым  инструментарием  -  законами  и  другими

   правовыми  актами  в  повседневной  деятельности,  юридической  техникой,

   достижениями юридической науки  и практики.

. Профессионализм  и справедливость торжествуют  в юридической практике  лишь

   тогда, когда юрист как служитель  закона честно, исполняет свой  морально-

   правовой долг,  постоянно   повышает  мастерство  и  находится   на  уровне

   последних достижений теоретической  и практической юриспруденции.

      Исключительно важное значение  имеет  проблема  преодоления   правового

нигилизма юриста-практика, его некомпетентности,  низкого  профессионализма,

неумения  разобраться в конкретных жизненных  ситуациях,  дать  им  правильную

юридическую   оценку,   в   результате   чего   появляются   незаконные    и

необоснованные  решения.  Необходимо  отказаться  от   подготовки   юристов-

середнячков,   от   выпуска   дипломированных   специалистов,   не   имеющих

надлежащего уровня в своей профессии. Будущим  профессионалам  целесообразно

излагать  юридические науки на основе плюрализма  мысли  ученых,  юридических

школ, уделять  внимание  развитию  творческого  понимания  правовых  проблем,

возникающих  в  обществе,  давать  им   необходимые   практические   навыки:

выступать публично,  общаться  с  людьми,  грамотно  составлять  юридические

документы и др.

      Разумеется,  что  культура  юриста-профессионала  должна  быть   более

высокой по сравнению с правовой культурой  иных граждан.

Совокупность  правовых государственных органов  принято называть

правоохранительными. Правоохранительные органы призваны способствовать

укреплению  законности и правопорядка, предупреждению и искоренению

преступности, охране интересов общества, прав, свобод граждан, воспитанию

граждан в духе неуклонного соблюдения конституции  и иных законов, уважения

правил  общежития.

Правовая  культура работников правоохранительных органов имеет свои

особенности и отличается от правовой культуры других граждан не сколько

элементами  структуры, сколько содержанием. Для  нее характерны более полные

правовые  знания, умения применить их на практике.

Судебная  форма защиты прав граждан имеет свои преимущества перед другими

формами. Это обусловлено высоким положением суда РФ как органа,

подчиненного  только закону, независимостью судей, т.к. вместое с тем для

того, чтобы  все указанные факторы способствовали реализации прав граждан,

необходимо  высокое качество правосудия, которое  определяется уровнем общей

и правовой культуры.

Об уровне правовой культуры юриста свидетельствуют  его юридические знания,

навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1)

в правильном понимании своих функций, 2) в умении применять на практике и

правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний

закона, 4) в обеспечении прав и законных интересов граждан.

Информация о работе Правовая культура