Правовая культура

Автор: i************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 16:30, реферат

Описание работы

История показывает, что только тогда правотворческая и
правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих
процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное
место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При
изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и
правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой
культуры.

Содержание

Введение
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.
2. Структура и функции правовой культуры.
3. Роль юридической литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права.
4. Соотношение правосознания и правовой культуры.
5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности.
6. Пути повышения правовой культуры в российском обществе.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

правовая культура.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

благ, накопленных  за  тысячелетия  обществом.  Правовая  культура  выступает

именно  той сдерживающей  формой,  в  которой  купируется,  ограничивается  и

вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

   Во-вторых,  правовая   культура   является   средоточием,   «мемориалом»

накопленных  человечеством  юридических  ценностей.  Она  —  их   хранитель,

селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных  отношений.

Правовая  культура  —  живой  организм,  все  элементы  которого  —   нормы,

юридические  акты,  институты,  процессы,   режимы,   статусы   —   обладают

качествами  продуктов человеческого духа, кропотливого  труда,  исторического

отбора, жизненной апробации.

   Поэтому бережное отношение к  правовой культуре есть условие   социального

прогресса, гарантия эффективности усилий по  совершенствованию  человеческой

личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы,  памятники  права,

способы  разрешения  конфликтов,  опыт  юридической  деятельности,  народный

правовой  фольклор — нуждаются в охране и защите не менее,  чем  традиционные

культурные   ценности.   Разрушение   культурного   слоя    права    чревато

невосполнимыми  потерями в  государственно-политическом  самосознании  нации,

способно  породить хаос и произвол в общественных отношениях.

   В-третьих,  правовая  культура  —  практически  единственная  глобальная

форма, через которую воспроизводится  ценность  и  своеобразие  национальных

правовых  феноменов  —  государственности,  правопорядка,  правовой  системы.

Культура  несет в себе «генетический код» отечественных юридических  явлений,

служит  как средством их обогащения в  процессе  всемирного  право-культурного

обмена,  так  и  особым  бастионом  от   чуждого   инокультурного   влияния,

разрушающего  исходные предпосылки национальной правовой идентичности.

   Интернациональный и одновременно  национальный характер правовой  культуры

позволяет сочетать и саморегулировать отечественные  и иностранные  источники

правового прогресса. Названные черты правовой культуры  объясняют  сложность

этого явления  для  познания,  его  неоднозначный  гносеологический  статус,

который в теории становится темой  многочисленных  взглядов,  точек  зрения,

доктрин правовой культуры.

      Эти  концепции,  представления,  позиции,   расходясь   в   конкретных

интерпретациях  понятия,  содержания,  структуры  правовой   культуры,   как

правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся  прежде  всего

к сохранению духовных ценностей в юридической  области,  передаче  правового

опыта  последующим  поколениям,   поддержанию   механизмов   воспроизводства

правового  сознания  народа  и  его  влияния  на   жизненно   важные   сферы

взаимоотношений (государство, политика, экономика,  международные  отношения

и т. д.).

      В зависимости от носителя  правовой культуры различают:

|Правовую    |правовую    |правовую культуру  |

|культуру    |культуру    |профессиональной   |

|общества    |личности    |группы             |

      Правовая культура общества  -  часть  общей  культуры,  представляющая

собой  систему  ценностей,  накопленных  человечеством  в  области  права  и

относящихся к правовой реальности данного  общества:  уровню  правосознания,

режиму  законности и правопорядка,  состояния  законодательства,  юридической

практики  и др.

      Правовая культура в каждый  данный   момент  "присутствует"  в  каждой

данной  точке  правовой  реальности,  не  совпадет  с  ней   полностью,   но

существует  в ней как составная часть,  которая  способна  выступать  в  виде

характеристики  уровня развития этой реальности.

      Культура общества является результатом   социально-правовой  активности

отдельных личностей, коллективов и других  субъектов  права.  Она  выступает

отправным моментом,  базой  для  такого  рода   активности  и  в  целом  для

правовой  культуры личности.

      Правовая культура личности  -  это  обусловленные  правовой  культурой

общества  степень и характер  прогрессивно  -  правового  развития  личности,

обеспечивающие  ее правомерную деятельность.

В широком  смысле слова правовая культура включает все правовые ценности

(высший  уровень развития законодательства, правовоую науку, законность,

правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В

узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание

им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение,

исполнение, применение и нетерпимое отношение  к любым нарушениям

законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не

является  посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет

социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях

укрепления  законности.

Итак, правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой

деятельности  людей в сфере государственно-правовых отношений.

Вопрос  о структуре правовй культуры в отечественной юридической  литературе

является  дискуссионным. Структурными элементами правовой культуры

выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами

поведения: "право, правосознание, правовые отношения, законность и

правопорядок, правомерная деятельность субъектов". Другие авторы включают в

число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения,

обеспечивающие  правовой контроль, регулирование и исполнение права, а

также критерии политической оценки права  и правового поведения, правовую

науку. В качестве элемента правовой культуры выделяют так же уровень

развития  всей системы юридических актов (юридических документов).

 Структура правовой культуры:

1) правосознание, 2) право, 3) правовые отношения, 4) законность

и правопорядок, 5) правомерная деятельность субъектов, 6) государственные

правовые  институты, 7) юридическая наука, 8) юридические акты.

      По  субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и

правовую  культуру общества.

      Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное

выполнение  требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.

      Правовая  культура общества - это вся сфера  материального и духовного

воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретной

исторический  период. Правовая культура общества характеризуется  состоянием

и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой

информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием

законности  в стране.

В многонациональных  государствах правовая культура общества очень сложна,

т.к. включает в себя состояние общегосударственной и национальной правовых

культур. Правовая культура отдельно взятого  государства содержит как общие,

особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица

правовой  культуры нации, общества и т.д., зависящая  от жизненного опыта

личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая

на ее юридически значимое поведение. Как  и правосознание, правовая культура

личности  имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный,

теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в

процессе  правового воспитания, которым должны заниматься государство и все

остальные институты политической системы  общества (религиозные,

профсоюзные, военные и др. организации). Процесс  передачи юридических

знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека,

формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации,

чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет

на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

В данном процессе происходит реализация трансляции юридических знаний,

познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, ценностно -

нормативной, право-социализаторской, коммуникативной  и прогностической

функций правовой культуры.

      Праворегулятивная функция являет собой непрерывный  процесс приведения

реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных

институтов  в соответствие с действующими нормами  права, которые утверждают

справедливость, служат на благо общества и граждан.

      Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение

юридических знаний, норм, законов, процессов, кодексов и т.д. и на

правильное  применение их на практике.

      Правосоциализаторская функция призвана контролировать и  консолидировать

социально неоднородное общество, т.к. пока в определенной степенизаконы

отвечают  всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.

      Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и

Информация о работе Правовая культура