Автор: i************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 16:30, реферат
История показывает, что только тогда правотворческая и
правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих
процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное
место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При
изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и
правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой
культуры.
Введение
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.
2. Структура и функции правовой культуры.
3. Роль юридической литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права.
4. Соотношение правосознания и правовой культуры.
5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности.
6. Пути повышения правовой культуры в российском обществе.
Заключение
Список литературы
благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает
именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и
вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.
Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом»
накопленных человечеством юридических ценностей. Она — их хранитель,
селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений.
Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы,
юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают
качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического
отбора, жизненной апробации.
Поэтому бережное отношение к
правовой культуре есть
прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой
личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники права,
способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный
правовой фольклор — нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные
культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато
невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации,
способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.
В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная
форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных
правовых феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы.
Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений,
служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного
обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния,
разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.
Интернациональный и
позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники
правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность
этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус,
который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения,
доктрин правовой культуры.
Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных
интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как
правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего
к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового
опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства
правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы
взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения
и т. д.).
В зависимости от носителя правовой культуры различают:
|Правовую |правовую |правовую культуру |
|культуру |культуру |профессиональной |
|общества |личности |группы |
Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая
собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и
относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания,
режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической
практики и др.
Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой
данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но
существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде
характеристики уровня развития этой реальности.
Культура общества является
отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает
отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для
правовой культуры личности.
Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой
общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности,
обеспечивающие ее правомерную деятельность.
В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности
(высший
уровень развития
правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В
узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание
им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение,
исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям
законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не
является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет
социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях
укрепления законности.
Итак, правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой
деятельности
людей в сфере государственно-
Вопрос о структуре правовй культуры в отечественной юридической литературе
является дискуссионным. Структурными элементами правовой культуры
выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами
поведения: "право, правосознание, правовые отношения, законность и
правопорядок, правомерная деятельность субъектов". Другие авторы включают в
число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения,
обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а
также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую
науку. В качестве элемента правовой культуры выделяют так же уровень
развития всей системы юридических актов (юридических документов).
Структура правовой культуры:
1) правосознание, 2) право, 3) правовые отношения, 4) законность
и правопорядок, 5) правомерная деятельность субъектов, 6) государственные
правовые институты, 7) юридическая наука, 8) юридические акты.
По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и
правовую культуру общества.
Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное
выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.
Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного
воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретной
исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием
и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой
информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием
законности в стране.
В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна,
т.к. включает в себя состояние общегосударственной и национальной правовых
культур. Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие,
особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица
правовой культуры нации, общества и т.д., зависящая от жизненного опыта
личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая
на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура
личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный,
теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в
процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все
остальные институты политической системы общества (религиозные,
профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических
знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека,
формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации,
чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет
на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.
В данном процессе происходит реализация трансляции юридических знаний,
познавательно-
нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической
функций правовой культуры.
Праворегулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения
реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных
институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают
справедливость, служат на благо общества и граждан.
Познавательно-
юридических знаний, норм, законов, процессов, кодексов и т.д. и на
правильное применение их на практике.
Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать
социально неоднородное общество, т.к. пока в определенной степенизаконы
отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.
Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и