Правовая культура: понятие и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение правовой культуры общества, рассмотрение видов и способы её формирования.
Конкретизируя, можно указать на целый спектр разноплановых задач, прямо относящихся к теме работы. Выделим их:
Задачи:
Рассмотреть понятие правовой культуры в общефилософском аспекте и аспекте теории государства и права.
Выделить содержание понятия правовая культура на современном этапе исторического развития государства и общества. Определить структурные компоненты правой культуры.
Определить основные виды правовой культуры.
Раскрыть содержание понятия правовое воспитание, выделить особенности правового воспитания в контексте применения к современным условиям жизни и деятельности. Выделить пути и способы преодоления проблем правового воспитания.
Выделить специфические особенности правовой культуры государственных служащих.

Содержание

Введение.................................................................................................... 3
1. Понятие и содержание правовой культуры....................................... 6
2. Виды правовой культуры..................................................................... 12
3. Правовое воспитание как условие формирования высокого уровня правовой культуры......................................................................

15
4. Правовая культура государственных служащих 24
Заключение................................................................................................ 28
Библиографический список..................................................................... 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работатгп.doc

— 164.50 Кб (Скачать)
 

       Исключительное значение  имеет  проблема  преодоления  правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности,  низкого  профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях,  дать  им  правильную юридическую   оценку,   в   результате   чего   появляются   незаконные    и необоснованные  решения.  Необходимо  отказаться  от   подготовки   юристов - середнячков,   от   выпуска   дипломированных   специалистов,   не   имеющих надлежащего уровня в своей профессии. Будущим  профессионалам  целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма  мысли  ученых,  юридических школ, уделять внимание  развитию  творческого  понимания  правовых  проблем, возникающих  в  обществе,  давать  им   необходимые   практические   навыки: выступать публично,  общаться  с людьми,  грамотно  составлять  юридические документы и др.

       Разумеется,  что  культура  юриста-профессионала  должна  быть   более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      В заключении, подводя итог под вышеизложенным, можно сказать, что формирование правовой культуры — это сложный  и длительный процесс, затрагивающий  все стороны общественной жизни. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

      Правовая  культура — необходимое условие  сознательного осуществления гражданином  своего долга перед обществом, что  способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола  и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

      В настоящее время существует масса  проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.  Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

      Обладая высокой правовой культурой, гражданин  в состоянии свободно себя ориентировать, исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения. В наше время это особенно важно, поскольку, с одной стороны, еще существуют многие морально устаревшие, не отвечающие интересам правового государства и гражданского общества юридические правила, а с другой – появилась угроза нарушения закона под прикрытием демагогических рассуждений о демократии26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список:

1. Нормативные акты  и материалы судебной  практики.

1.1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 25 декабря – 1993 г.

1.2.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г.) Гарант – Энциклопедия Российского Законодательства. Выпуск 14, весна 2007 года.

1.3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.

2. Специальная литература.

2.1.Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания. – Электронная версия на: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2005/kon1.11/sek2/2/

2.2. Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 1998

2.3.Диаконов В.В.Учебное пособие по теории государства и права. - Allpravo.ru. - 2004

2.4. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону - 1999 г.

2.5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / М.:2000

2.6. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. – взято с сайта http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2005/kon22.03/sek1/13.htm

2.7. Общая теория права. Курс лекций / Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева - Нижний Новгород – 1993 г. 

2.8.Правовые установки граждан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Волгоград – 2002.

2.9.Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. : канд. юрид. наук. М., - 2001 г

2.10. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999

2.11. Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. – М., 1997.

2.12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И. и А.В. Малько, М.:2007

2.13. Теория  государства и права / под ред. Н.М. Марченко М.: 2004

2.14. Юридический словарь. Том 2. – Государственное издание юридической литературы. – М. – 1956 г. – взято из Википедии — свободной энциклопедии (ru.wikipedia.org)

2.15. Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2008

3. Периодические издания.

3.1. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, - № 3 - 2004 г.

Информация о работе Правовая культура: понятие и структура