Правовая культура: понятие и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение правовой культуры общества, рассмотрение видов и способы её формирования.
Конкретизируя, можно указать на целый спектр разноплановых задач, прямо относящихся к теме работы. Выделим их:
Задачи:
Рассмотреть понятие правовой культуры в общефилософском аспекте и аспекте теории государства и права.
Выделить содержание понятия правовая культура на современном этапе исторического развития государства и общества. Определить структурные компоненты правой культуры.
Определить основные виды правовой культуры.
Раскрыть содержание понятия правовое воспитание, выделить особенности правового воспитания в контексте применения к современным условиям жизни и деятельности. Выделить пути и способы преодоления проблем правового воспитания.
Выделить специфические особенности правовой культуры государственных служащих.

Содержание

Введение.................................................................................................... 3
1. Понятие и содержание правовой культуры....................................... 6
2. Виды правовой культуры..................................................................... 12
3. Правовое воспитание как условие формирования высокого уровня правовой культуры......................................................................

15
4. Правовая культура государственных служащих 24
Заключение................................................................................................ 28
Библиографический список..................................................................... 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работатгп.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      «Важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка».16 К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

       К ним относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры.  Главная его цель — «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России»,17 овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства»18. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

      Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных  правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные  и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе.  Задача правового обучения — ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества.19

      Немаловажную  роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как  газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника (сексуальный маньяк и прочее), утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления».21 О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности»22.

      Правовая  культура предполагает  умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка  юридических актов, толкование и  разъяснение содержания законов  являются составной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому разрушению личности, культурной деградации личности».23

      Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание»  как особой разновидности юридической  практики, связанной со становлением в России правовой государственности18. В современную действительность входят такие понятия как «правовоспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности.

      Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».15

      Правовое  воспитание неразрывно связано и  реализуется через правовое образование  – непосредственное получение знаний. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания»19. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения20. Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан (школьному обучению), оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознания (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина»21.

      Итак, определив понятия «правовоспитание»  и «правообучение», мы переходим  к результатам реализации данных процессов. Правосознание, как понятие более обширное, часто фигурирующее наряду с понятием «правовая культура», более употребимо в научной литературе. Даже в обиходе обыватели употребляют его для обозначения отношения человека к правовой действительности, закону в общем смысле – чаще в негативной форме: «отсутствие правосознания, сознание права на нуле, не осознает как нужно поступать по закону» и пр. Ключевым здесь является сознание, осознание – т.е. процессы внутренние, саморегуляция, своеобразные социальные стереотипы поведения личности. Сознание формируется через деятельность человека22 (принцип единства сознания и деятельности), определяет предварительную мысленную модель действий. По отношению к праву сознание выражается в активной вовлеченности человека в правовую действительность: реализация им гражданских прав, исполнение обязанностей.

      Определение, данное термину «правосознание»  в советские годы остается актуальным и по сей день: «Правосознание –  это специфическая форма общественного сознания – совокупность взглядов, выражающих отношение людей к праву, их правовые требования, правовые идеалы»23.

      Правосознание является социальным продуктом. Общество является носителем того правового  опыта, который ему исторически  сопутствует. Правовой опыт предыдущих поколений переосознается, трансформируется в сознании следующих поколений, и превращается в субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.

      Получение правового воспитания и обучения – это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в  определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания. Поясним: Если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных – их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса. После 30 лет все заметно сложнее – укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. А между тем, как известно, право пронизывает всю нашу жизнь. От рождения и до самой смерти. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей

п р  а в а . Их незнание может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может предупреждать совершение «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами.

      Важно свести к минимуму такие ошибки. Важно приучать население быть воспитанным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Правовая культура  государственных  служащих.

Государственная служба Российской Федерации24 – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.
 

      Культура  государственного служащего  как  специалиста  неотделима  от  правовой  культуры общества.  Уровень  правовой  культуры  общества  существенно   зависит   от профессиональной культуры  государственных служащих. С  другой  стороны, от  профессионального уровня служащего зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.

       Уровень  правовой  культуры   профессиональной   группы   определяется степенью развитости культуры каждого из его  членов,  т.е.  степенью  общего образования, уровнем его квалификации25. Служащий на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой  престиж и престиж профессионального сообщества в целом.

      В рамках правовой культуры государственного служащего можно выделить два больших уровня – практический и теоретический. К практическому уровню относится вся совокупность профессионально значимых качеств, навыков, операций, а также ряд личностных качеств, способствующих целенаправленному и продуктивному осуществления практической деятельности. В качестве примера можно выделить способности к оперированию большими объемами информации для служащего отдела статистики, отличное знание законодательства для юриста или организаторские способности для руководителя высшего уровня. Теоретический уровень правовой  культуры  представляет  собой  научные знания о сущности,  характере  и  взаимодействии  явлений, являющихся предметами деятельности различных категорий государственных служащих, механизма правового регулирования, правового поля государства, а также многих других направлений деятельности. Рассмотрим подробнее правовую культуру юриста как частный вариант правовой культуры государственного служащего. 

       В первую очередь, юрист - личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы  общества. Правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные.  Нередко работа  над раскрытием  и расследованием преступлений - схватка между личностями, характерами. Человек формируется  в личность в процессе социальной практики. Юридическое  образование  -  первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права.  Юридическое образование  должно  обеспечить  знание  и  понимание  речи  и   мастерства, необходимых  для  практикующего  юриста,  включая   понимание   правовых   и этических  обязанностей,  прав  и  основных  свобод   человека,   признанных законодательством страны и международным правом.

      Правовая  культура  юриста   должна содержаться   в   критическом   творческом осмыслении правовых норм,  законов,  правовых  явлений  с  точки  зрения  их гуманистического, демократического и морального содержания.

      Профессиональная  культура юриста включает:

  • Чувство профессионализма.  Общество, государство, сообщество юристов-профессионалов не может и не  должно  терпеть невежд,  зазнаек, дилетантов  на  должностях,  которые  связаны  с  вопросами   укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан.
  • Профессиональная деятельность должна строиться на принципах гуманизма и справедливости. Первые две особенности является общими для всех категорий государственных служащих. Специфичным для профессии юриста можно отметить то, что профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике  лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой  морально-правовой долг,  постоянно  повышает  мастерство  и  находится  на  уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.
  • Знание законодательства и возможностей юридической науки. Логично сказать что тот, кто не обладает достаточным знанием закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;
  • Умение  пользоваться  правовым  инструментарием  -  законами  и  другими правовыми  актами  в  повседневной  деятельности,  юридической  техникой, достижениями юридической науки и практики.
  • Убежденность  в  необходимости  и  социальной   полезности   законов   и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.

Информация о работе Правовая культура: понятие и структура