Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:15, курсовая работа
Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых
решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой
создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных
нормативных актов – постоянная задача законодателя.
Поэтому каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования
рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания. Существует порядок
подготовки проектов указов Президента Российской Федерации, есть порядок
подготовки постановлений и распоряжений Правительства, равно как и общий
регламент его деятельности. В органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
Ввиду общности целей и принципов
правотворчества важно
согласованного участия одних субъектов в правотворчестве других. Известно,
что существуют конституционные рамки участия Президента и Правительства в
подготовке проектов законов, с первого этапа и до рассмотрения, одобрения и
подписания. В России сейчас действует Положение о законопроектной
деятельности Правительства, не допускающее, в частности, прямого внесения
министерствами и другими
Думы и Совета Федерации, минуя Правительство.
3. Разновидностью
принятия правовых актов речь идет, прежде всего, о референдуме как
конституционном способе принятия законов и других решений государственного
значения процедура проведения референдума обычно регулируется помимо норм
конституций в специальных законах таковы, например федеральный закон о
референдуме законы субъектов российской федерации о порядке проведения
референдумов в республиках областях и т.п., а также законы о местном
референдуме.
Прямое правотворчество такого рода характеризуется рядом признаков:
a) оно проводится по инициативе
групп граждан, населения
численности;
b) в референдуме участвуют
единственным правообразующим источником конституции, закона или иного
решения;
c) итоги референдума (народного
голосования) являются
подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой;
d) подготовка и проведение
избирательные комиссии или комиссии референдума, общественные организации,
чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели - обеспечить
полное и свободное народное волеизъявление.
4. В широком смысле слова в правотворчестве участвуют и местное
самоуправление. Но это двойное участие оно касается государственного
правотворчества в тех или иных формах и собственного правотворчества. Ввиду
отдалённости местного самоуправления от государственной власти формируемое
муниципальное право состоит из двух “слоёв”. Нормы законов и иных
нормативных актов, принятых на уровне Российской Федерации и её субъектов по
вопросам местного самоуправления (таковы, например, Федеральный закон “Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации” и аналогичные
Второй уровень - норма саморегуляции. К числу последних относятся уставы
местного самоуправления, решения сельских сходов и иных народных собраний,
итоги опросов населения, местные референдумы. Особое значение имеет
инициатива, позволяющая гражданам населенных пунктов разрабатывать и
участвовать в обсуждении проектов актов в местных органах. Саморегулирование
на местах выражается как в широких рамках локального нормотворчества, так и в
проявлении общественных инициатив как фактора нормообразования. Инициатива,
самостоятельность, нормы-самообязательства, самоответственность – таковы
черты локального нормотворчества.
5. Разновидностью
органов по заключению нормативных договоров. Это – конституционные
внутрифедеральные, управленческие, функциональные договоры и соглашения,
заключаемые между различными государственными органами на добровольной
основе. Проводимые переговоры и достижения договорённостей завершаются
заключением договоров и соглашений. Содержащиеся в них нормы-обязательства
служат основой для принятия других правовых актов и совершения необходимых
юридических действий.
2. Правотворчество в России.
2.1. Характерные черты
Как и всякая сложная деятельность, правотворчество подразделяется на ряд
взаимосвязанных операций, процедур, которые в теории права называются
стадиями. В юридической литературе имеется несколько подходов к пониманию
совокупности стадий, на которые подразделяется единый правотворческий
процесс. Все они имеют право на существование, поскольку авторами применяются
различные критерии выделения правотворческих стадий.
По моему мнению, правотворческий процесс в Российской Федерации состоит из
следующих шести стадий:
1) Принятие решения о внесении
изменения в действующую
2) Подготовка проекта нормативно правого акта либо доработка проекта,
внесенного в порядке правотворческой инициативы.
3) Рассмотрение проекта
4) Обсуждение и согласование
проекта заинтересованными
5) Принятие нормативно правового акта.
6) Опубликование нормативно
Принятие правотворческим
норм права может
распространенными являются следующие три обстоятельства.
[4]
Решение может приниматься по собственной инициативе правотворческого органа,
признавшего, что его нормативно-правовой акт в той или иной части устарел и
не соответствует целям правового регулирования, вызывает обоснованные
нарекания заинтересованных лиц и нуждается в изменении или коренной
переработке.
Вторым обстоятельством, с которым
может связываться решение
нормативно-правового акта, является вступление в силу нормативно-правового
акта вышестоящего органа. Принятые ранее акты правотворческого органа,
противоречащие новому нормативно-правому акту, подлежат приведению в
соответствии с ним. Правотворческий орган должен подготовить новые нормы
права, которые согласуются с вновь принятыми нормами и последовательно их
развивают. Нередки случаи, когда во вновь принятом акте вышестоящего органа
содержатся прямые поручения правотворческому органу подготовить и принять
новые акты или изменить действующие.
Возможны также ситуации, когда начальная стадия процесса связывается с
поступлением в адрес
акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы.
Правотворческая инициатива является важным демократическим правом
компетентных органов и
вопрос о необходимости
законодательстве специально определяется круг органов, которые могут вносить
проекты нормативно-правовых актов
в соответствующий
Так, согласно ст. 104 Конституции РФ
право законодательной
принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам
Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным)
органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и
Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Правотворческая инициатива означает не просто право внесения проекта в
Правотворческий орган. Правом обратиться в Правотворческий орган с проектом
нового нормативно-правового
граждане и иные лица. Специфика законодательной инициативы состоит в том, что
проект нормативно-правового
инициативы, должен быть непосредственно рассмотрен тем правотворческим
органом, куда произошло обращение, а не каким либо его структурным
подразделением. Правотворческий орган не может игнорировать правотворческую
инициативу, а обязан рассмотреть ее и принять соответствующее решение –
отклонить предлагаемый проект либо принять его за основу и провести
необходимую доработку. Теоретически возможен и третий вариант, когда проект
нормативно-правового акта, внесенный в порядке правотворческой инициативы,
будет одобрен правотворческим органом и принят в качестве нормативно-
правового акта. Таким образом, может сложиться исключительная ситуация, когда
начало правотворческого процесса и его завершение будут осуществлены одним
актом правотворческого органа.
Однако чаще всего первая стадия правотворческого процесса завершается
принятием решения готовить проект нормативно-правового акта, либо провести
тщательный анализ проекта нормативно-правового акта, внесенного в порядке
правотворческой инициативы. В этих
целях может создаваться
рабочая группа, либо исполнение решения возлагается на какое-либо структурное
подразделение правотворческого органа или иной орган. Например, в
Государственной Думе подготовка и рассмотрение законопроектов поручается
одному из ее комитетов. Проекты
постановлений Правительства
либо аппаратом Правительства РФ, либо соответствующими федеральными
министерствами и центральными органами исполнительной власти.
На второй стадии подготовки проекта нормативно-правового акта или доработки
проекта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, решаются две
задачи: разработка так называемой концепции проекта и подготовка его текста.
К решению обеих задач
представители науки.
Концепция нормативно-правового акта представляет собой письменный документ, в
котором дается научное обоснование основных положений будущего проекта
нормативно правового акта. В частности, в концепции излагаются недостатки
действующих норм права, объективные причины, вызывающие потребность в
совершенствование этих норм права, цели проекта нормативно правового акта,
основные способы и пути достижения этих целей, результаты, которые могут быть
получены при условии приятия предлагаемых вариантов правового регулирования
общественных отношений.
После того, как разработчики проекта выработают согласованное понимание
основных положений (концепций) проекта, начинается процесс непосредственной
подготовки теста нормативно-
поведения. На этой стадии закладываются основы будущего нормативно-правового
акта, хотя первый вариант проекта неизбежно будет подвергаться существенным
корректировкам и дополнениям. Однако для того, чтобы считать успешно
завершившейся работу на этом этапе, достаточно согласованного решения
разработчиков проекта, их уверенности в том, что предлагаемые ими нормы права
способны обеспечить надлежащее регулирование общественных отношений.
Согласованный и одобренный разработчиками проект вносится на рассмотрение
правотворческого органа. Разработчики должны также дать квалифицированную
оценку альтернативным проектам, подготовленным другими творческими
коллективами, если такие проекты будут представлены в правотворческий орган.
Третья стадия – стадия рассмотрения
проекта правотворческим
предполагает выявление
его рассмотрение проектов или одного проекта. Основное внимание уделяется
уяснению концепции проекта и предлагаемых норм права. В этих целях обычно
предусматривается заслушивание докладов инициаторов проектов, органа,
осуществлявшего их доработку или подготовку оригинального проекта, мнений
членов правотворческого органа, заключений авторитетных специалистов.
Обсуждение в итоге может привести к решению продолжить доработку проекта. В
этом случае проект возвращается на предыдущую стадию. Однако может
приниматься и иное решение – в том случае, если правотворческий проект был
одобрен правотворческим органом, наступает следующая стадия. Данная работа
поручается обычно, органу, который осуществлял разработку или доработку
проекта.
Стадия обсуждения и согласования
проекта нормативно-правового
предполагает выявление мнений заинтересованных лиц о проекте и получение от
них предложений по совершенствованию, доработке проекта. На этой стадии
проект нормативно-правового
заинтересованными лицами, которые оценивают проект с позиции своих интересов
и способности предлагаемых новых норм права отвечать этим интересам. Чем
больше лиц, вовлекается в процесс обсуждения, тем больше гарантий того, что
будут выявлены все его недостатки и недоработки.