Правотворчество в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых
решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой
создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных
нормативных актов – постоянная задача законодателя.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 76.50 Кб (Скачать)

  Введение.

     Ведущее место  среди источников современного  российского права занимают

нормативно-правовые акты – акты государственных органов, содержащие юридические

нормы. Они являются результатом  правотворчества.

Начальная стадия в процессе правообразования – возникновение объективно

обусловленной потребности в юридическом  регулировании общественных отношений.

На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение

целенаправленная специальная  деятельность компетентных органов  по выражению

общественной потребности и  соответствующих интересов в общеобязательных

правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование в

формально определенные предписания  общего характера, и является

правотворчеством.

Человеческое общество всегда нуждалось  в точных и совершенных правовых

решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой

создаются нормы права, правила  поведения граждан и организаций.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных

нормативных актов – постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется

теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом

создания норм права. “Потребителями”  законов являются люди, общество, и

нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо

любая ошибка законодателя влечет неоправданные  материальные затраты,

нарушение интересов граждан.

     1.   Понятие правотворчества.

               1.1.        Сущность  правотворчества и его функции.              

Правотворчество – это деятельность по изданию, переработке и отмене

нормативно-правовых актов.

Правотворческая деятельность, так  или иначе, связана с проявлением

государственной воли. Это положение  многократно доказано мировой историей.

Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны

конституировать свою силу в виде государства, они обязаны придать  своей воле,

обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде

государственной воли, в виде закона.[1]

Государственные органы сами принимают, создают нормы права, обязательные для

тех, кому они адресованы. Но иногда право создается по уполномочию  органов

государства общественными организациями (в отечественной системе),

непосредственно в результате прямого  правотворчества народа (на вече в

средневековом Новгороде) или суда (в англосаксонской правовой системе).

В процессе правотворчества реализуются  следующие функции: обновление

законодательства, т.е. издание новых  нормативно правовых актов; устранение

(отмена) устаревших юридических  норм; восполнение пробелов в  праве.

Реализация этих функций позволяет  решить задачу совершенствования российского

законодательства.

Смысл и значение правотворчества  состоят в том, чтобы избрать  такой вариант

регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере

отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу

общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества,

благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения

закона, а также выбор оптимальной  правовой формы государственного решения.

Главная роль в определении времени  принятия, содержания и формы правового

решения должна принадлежать правовой науке, которая обладает для этого

необходимым научно-познавательным инструментарием.

                      1.2.        Принципы  правотворчества.                     

     Правотворческий процесс основывается на определенных принципах –

основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и

эффективность. Основными  принципами правотворчества в нашем  государстве

выступают следующие. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю

избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных

правовых норм, способствует росту правовой культуры населения  и юридических

лиц.

                      ·         Принцип законности.                     

Она выражается в том, что все  действия субъектов правотворчества  по

подготовке, принятию и опубликованию  нормативно-правовых актов должны

основываться на законах и, прежде всего на Конституции. Разработка и  принятие

нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры

и не выходить за пределы компетенции  принимающих их органов.

Законность правотворчества проявляется  также в строгой иерархии принимаемых

нормативно-правовых актов: каждый вновь  принятый акт должен согласовываться  с

ранее принятыми либо вносить в  них прямые изменения; акт нижестоящего

правотворческого органа. В неоправданной  и незаконной деятельности некоторых

субъектов Российской Федерации последнее  требование соблюдается далеко не

всегда.

                ·        Научный характер правотворчества.               

Этот принцип должен учитываться  на всех этапах подготовки юридических  актов

от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом

урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например, через

социологические исследования, наблюдение и анализ) до  определения способа  и

типа правового регулирования  и выбора момента принятия нормативного акта

(ошибки в этом вопросе чрезвычайно  опасны). Только в этом случае  правовые

нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными.

Требование научности к правотворчеству  особенно возрастает в наши дни, когда

перспективы развития рыночных, национальных государственных, социально-

бытовых отношений четко не определены и в правовом урегулировании их

приходится идти на ощупь.

Значительно повысило бы научный характер правотворчества и планирование

законодательной работы. Не может  быть научно обоснованным и продуманным

законодательный акт, решение, о принятии которого созрело скоропалительно,

например, при утверждении повестки работы представительного органа.

             ·        Связь с правоприменительной практикой.            

Именно правоприменительная практика дает возможность судить о качестве и

эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости

их изменения или отмены. Законодатель должен постоянно отслеживать процессы,

ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно

устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается

правоприменительными органами.

                      ·        Принцип демократизма.                     

Он проявляется в демократической  процедуре разработки и принятия акта самим

представительным органом, а так  же в широком привлечении граждан  к

правотворческой деятельности. Парламент  Российской Федерации, в отличие  от

высшего правительственного органа бывшего  Союза, стал постоянно действующим

законодательным органом. Иной стала  так же процедура разработки и  принятия

законопроектов: она стала более  обстоятельной и гласной.

Наиболее эффективно выявлять истинные стремления и волю народа позволяет

всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативно-

правовому акту высшей юридической  силы. Именно в ходе референдума 12 декабря

1993г. была принята Конституция  Российской Федерации.

              ·        Принцип использования правового опыта             

Всякий вновь разрабатываемый  нормативный акт должен опираться  на уже известный

положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.

[2]

В последнее время отечественный  законодатель широко использует мировой

правотворческий опыт. Здесь достаточно указать на новый Гражданский  кодекс

Российской Федерации. В новом  ГК появились институты права, заимствованные в

своей сути из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт

доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт

морального ущерба и пр.).

В отдельные периоды развития того или другого государства имели  место

отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость

поиска утверждения соответствующих  начал законодательной деятельности.

                           1.3. Виды правотворчества.                          

Правотворчество как универсальный  процесс формирования и развития правовых

актов может быть разделен на несколько видов. Причем, речь идет не об

искусственной их классификации, поскольку  в реальной жизни устойчиво

существуют именно виды правотворческой  деятельности. Критерием выделения

видов правотворчества служат:

a)       субъект правотворчества,  т.е. орган или сообщество, которое  вправе

принять тот или иной акт. Их правомочность  обусловлена конституционным или

законодательным статусом. Именно данный субъект может выступить с  инициативой

подготовки и принятия правового  акта либо реагировать на правотворческую

деятельность других субъектов. Рассмотрение предложений последних является

либо обязательным, согласно конституционным  и иным правилам взаимоотношений

других органов, либо рекомендательным. Если круг субъектов правотворчества

строго определен, то круг субъектов  инициативы более широкий и, как  правило,

регулируется лишь частично. Тем  самым стимулируется участие  в правотворчестве

граждан и их общественных отношений, локальных органов и др.;

b)      регламенты правотворчества  различных государственных органов

регулируют процессы подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу

правовых актов. В них точно  фиксируются этапы, стадии движения проекта акта,

виды совершаемых с ним действий, субъекты – участники каждой стадии и их

права, обязанности и взаимоотношения. Процедуры могут быть в виде регламентов

палат Парламента, порядка или правил подготовки и принятия актов в  органах

исполнительной власти. Нередко  они содержатся внутри статусных  законов или

положений, определяющих статус, задачи, функции и полномочия соответствующих

органов;

c)       правотворческие  процессы ориентированы на строго  определенные виды

правовых актов как цели их деятельности, как легальные рамки правоформирующих

действий, как границы, отделяющие создаваемый акт от актов других органов.

Для этих целей служат положения  конституций, устанавливающие систему, виды,

признаки правовых актов и их соотношение между собой;

d)      принципиальное  значение имеет правильное определение  темы будущего

правового акта, его возможного объема и содержания. Это позволяет избегать

ненужного смешения на практике видов  актов и решать с помощью законов

вопросы, отнесенные к ведению Правительства, или с помощью указов вопросы

компетенции Парламента и Правительства. Точное определение предмета правового

регулирования позволяет, далее,  верно  избрать форму акта среди ему

однородных (например, кодекса среди  законов).

С учетом названных критериев можно  выделить пять основных видов правотворчества:

законотворчество, подзаконное правотворчество, локальное нормотворчество

местного самоуправления (как известно, признается муниципальное право), прямое,

непосредственное правотворчество, договорное нормотворчество.

[3]

1.       Законотворчество  есть законодательный процесс,  посвященный стадиям и

действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов. Закон – акт  высшей

юридической силы, призванный регулировать важнейшие общественные отношения,

принимаемый законодательным и представительным органом в особом порядке и

обладающий стабильностью.

Законом регулируются вопросы, имеющие  важнейшее государственное значение. В

обобщенном виде можно сказать, что только законом могут быть урегулированы:

·вопросы конституционного характера;

·принципы организации, порядок формирования и деятельности высших и местных

органов государственной власти и  управления;

·основные права, свободы и обязанности  граждан, способы их охраны и обеспечения;

·основные условия создания и деятельности общественных организаций;

·решение вопросов принятия и изменения  бюджета; - установление всех видов

налогов;

·установление основных положений  регулирования экономики;

·основные вопросы обороны и  международных отношений;

·правовой статус средств массовой информации.

В юридических актах-положениях конституций, регламентах палат парламентов

законов об организации парламентов  – подробно регламентируется порядок

подготовки и принятия законов.

2.   Подзаконное правотворчество  Президента, Правительства и иных  органов

исполнительной власти отличается рядом особенностей. Оно сообразуется с

положениями законов. Подзаконное  правотворчество является более  оперативным

по целям подготовки и принятия актов ввиду своей очевидной  динамичности.

Информация о работе Правотворчество в РФ