Правотворчество, его принципы и формы

Автор: Лиза Соболева, 03 Июня 2010 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества. Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Вполне объясним поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава. 1 ПРАВОТВОТЧЕСТВО
1.1. Понятие правотворчества
1.2. Принципы правотворчества 9
1.3. Формы правотворчества
1.4. Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации
Глава. 2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
2.1. Проблемы правотворчества в России
2.2. Недостатки законодательной техники в судебной практике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  
Глава. 1 ПРАВОТВОТЧЕСТВО

1.1. Понятие правотворчества

5

5

1.2. Принципы правотворчества 9
1.3. Формы правотворчества

1.4. Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации

          Глава. 2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА                      

12 
 

20

22

2.1. Проблемы правотворчества в России

2.2. Недостатки законодательной техники в судебной практике

22

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
 
 
 
   
 
   
   
   
 
 
   

 

        

      ВВЕДЕНИЕ 

      Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества. Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас  правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Вполне объясним поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.

       Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так как:        

      -  Правотворчество имеет потому огромное значение, что результаты такой деятельности (законодательство) непосредственно регулируют общественные отношения, что влечет за собой необходимость усовершенствования базы нормативно-правовых актов государства;

      -  Правотворческая деятельность –  сложнейший процесс, результатом  которого является формирование законодательной базы государства, поэтому изучение правотворчества важно и актуально на любом этапе развития государства и права;

      - Принципы действия современного  государства требуют демократического  принятия, а в последствии приемлемой и логичной систематизации принятых документов; В отечественной и зарубежной литературе проблемам правотворчества посвящено много книг, диссертаций и статей. В частности Большая Советская Энциклопедия трактует Правотворчество как  деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил -правовых норм. Соглашаясь с данным мнением, мы остановимся и на взглядах профессиональных юристов, более широко рассмотрим сущность и виды правотворческой деятельности. Таким образом, целью этой работы является исследование понятия правотворчества. Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:

      - раскрыть понятие правотворчества;

      - исследовать принципы правотворчества;

      - рассмотреть виды правотворческой деятельности

      - исследовать проблематику правотворческой деятельности;

      - в заключении подвести итоги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава. 1 ПРАВОТВОРЧЕСТВО

    1. Понятие правотворчества
 

      Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

      По  своей социальной сути правотворчество  есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актов, процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

      Субъектами  правотворчества выступают государственные  органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы  и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а так же граждане при принятии законов на референдумах.

      Правотворчество является составной частью более  широкого процесса - правообразования, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а так же разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

      Сущность  правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы  права, т.е. в форму юридических  предписаний, имеющих общеобязательный характер.

      Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений  и дополнений.

      Правотворчество характеризуется тем что:

    • оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
    • основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
    • это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
    • уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

      Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Последнее  включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования  подготовительного процесса обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только, а зачастую и не столько от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.

      Для того чтобы принимаемый акт в  максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов, определить факторы , способствующие или, наоборот, препятствующие подготовке и принятию того или иного нормативно-правового акта. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные (побочные) последствия реализации требований, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.

      Среди факторов, оказывающих решающее воздействие  на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), следует  выделить в первую очередь материальные (экономические), политические , социальные, идеологические и иные. Уровень качества, а вместе с тем и эффективности нормативно-правовых актов в огромной степени зависит от того, насколько точно и всесторонне учитываются при их подготовке и издании все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность.

      Каждый  нормативно-правовой акт, в особенности  фундаментальный, каковым является конституция, должен в максимальной степени учитывать наряду с материальными условиями жизни всего общества, уровнем развития экономики, различных форм собственности и уровнем жизни людей соотношение различных социальных и политических сил, степень политической активности политических партий и движений, состояние отношений между нациями и народностями, взаимоотношений с другими странами и народами, место и роль государства в окружающей его международно-правовой среде.

      Для решения этих и им подобных задач  законодатель каждой страны при подготовке любого сколько-нибудь социально значимого нормативного акта стоит перед необходимостью исследовать различные социальные факторы, обусловливающие потребность в нормативно-правовом регулировании существующих общественных отношений; выявить и тщательно учесть при формировании правовых норм многообразные интересы социальных и национальных образований, классов и общества в целом; провести сравнительный анализ подготавливаемой правовой нормы не только с аналогичными установлениями прошлых лет и ныне действующих систем других государств, но и с иными регуляторами общественных отношений; провести в случае необходимости социальные эксперименты для определения наиболее оптимального варианта регулирования рассматриваемых общественных отношений; определить характер взаимосвязи и взаимодействия проектируемой нормы с другими нормами данной системы права; провести иные подготовительные действия.

      В России, согласно Конституции, правотворческая  деятельность осуществляется высшими (на уровне Федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти; непосредственно самим народом путем проведения референдума как высшего непосредственного выражения власти народа ( ч. 3 ст. 3 ); субъектами Федерации - республиками, краями и областями, городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью и автономными округами - путем заключениями между ними договоров, содержащих общеобязательные веления.

      Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств должна осуществляться на базе ряда общих основополагающих принципов, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Принципы правотворчества 

      Правотворческий процесс основывается на определенных принципах –основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и

эффективность. Соблюдение принципов правотворчества  помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения  и юридических лиц. Основными принципами правотворчества в нашем государстве выступают следующие.

      Демократизм, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности. Он проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а так же в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Парламент Российской Федерации, в отличие от высшего правительственного органа бывшего Союза, стал постоянно действующим законодательным органом. Иной стала так же процедура разработки и принятия законопроектов: она стала более обстоятельной и гласной. Наиболее эффективно выявлять истинные стремления и волю народа позволяет всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993г. была принята Конституция Российской Федерации.

      Законность  и конституционность, означающие строгое и неуклонное следование конституции и законам в процессе правотворческой деятельности. Она выражается в том, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и, прежде всего на Конституции. Разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. Законность правотворчества проявляется также в строгой иерархии принимаемых нормативно-правовых актов: каждый вновь принятый акт должен согласовываться с ранее принятыми либо вносить в них прямые изменения; акт нижестоящего правотворческого органа. В неоправданной и незаконной деятельности некоторых субъектов Российской Федерации последнее требование соблюдается далеко не всегда.

Информация о работе Правотворчество, его принципы и формы