Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:33, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что значимость проблематики правосознания, правового воспитания, правовой культуры во многом зависит от уровня и качества правопорядка в государстве.
Таким образом, целью написания работы является всестороннее изучение вопросов правосознания, проблемы взаимосвязи права и правопорядка, тематики правового воспитания, и понятия, структуры, функций правовой культуры.
Основная задача заключается в раскрытии теоретически важных понятий темы курсовой работы.
Введение 3
Глава 1.Понятие, структура и виды правосознания 4
1.1. Определение понятия «правосознание» 4
1.2. Структура правосознания 12
1.3. Виды правосознания 22
Глава 2. Взаимодействие права и правосознания 28
Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры 31
Глава 4. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 33
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложения 42
Так, те или иные политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии — консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.
Примером
конкретной, весьма сложной, противоречивой
деятельности целого сообщества людей
может служить постепенный
Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фундаментальных выводов уже десятилетнего периода реформ в России является то, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет диктата одной — коммунистической — идеологии породили на этапе «перестройки» нигилистическое отношение к идеологии вообще, создали иллюзию полезности деидеологизации общества, политики, права.
Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты — какая-то, часто далеко не лучшая, система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее, даже в сравнении с последствиями экономческого кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои населения. В нашем «деидеологизированном» сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате и до того слабых иммунитетов от харизматического, националистического популизма.
На
такой зыбкой духовной почве правовое
государство и прочный
Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущности, духу, перспективам развития.
Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.
Для России в переходный период правовая идеология приобретает особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные, созидательные цели.
Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не только специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.
В конечном счете национальная правовая доктрина — показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат своего рода «пропуском» в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее России, ее нравственному и историческому потенциалу место.
Какая же правовая идеология актуальна для современной России? Теория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Надо сказать, что марксистская методология государства и права и сейчас сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и классическая теория, определившая в XX в. многие процессы не только в России, но и в мире. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, духовно-нравственной и геополитической ситуации, которая требует нового осмысления исходных начал нашего правового уклада, в том числе на уровне его идеологического и культурологического обоснования.
Можно
назвать самые примерные общие
параметры будущей целостной
и систематизированной
1.
Отечественная правовая
2.
Правовая идеология должна
3.
Не принцип «суверенизации»
4.
Правовая идеология должна
Таким образом, правовая психология и правовая идеология, как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мнению юридической науки, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на общественные отношения, — познавательная, оценочная, регулятивная.
Познавательная
функция правосознания
Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.
Регулятивная
функция правосознания
Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.
Особую
значимость в реализации регулятивной
функции правосознания имеет
правовая установка16 — готовность,
предрасположенность субъекта к правомерному
или противоправному поведению, складывающаяся
под влиянием ряда социальных и психофизиологических
факторов. Правовая установка сообщает
устойчивый, постоянный, целенаправленный
характер той или иной деятельности, выступая
своего рода стабилизатором в меняющейся
социальной среде. Положительная правовая
установка позволяет упорядочивать процесс
правового воздействия, освобождая субъекта
от необходимости каждый раз заново принимать
решения в стандартных, ранее встречавшихся
ситуациях.
1.3.
Виды правосознания
В теории правоведения различаются следующие виды правосознания.
Обыденное правосознание — массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта17.
Профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.).
Структурирование правосознания общества возможно также путем его дифференциации на профессиональное и непрофессиональное. В широкомсмысле как профессиональное может пониматься правосознание самых различных профессиональных групп, и любая профессиональная деятельность служит существенным фактором, на него влияющим. Как разновидность правосознания социальных групп, в качестве критерия выделения которых выступает принадлежность к определенной профессии, т.е. роду занятий, трудовой деятельности, может быть рассмотрено и правосознание юристов.
Однако
для выяснения сущности и содержания
профессионального