Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:33, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что значимость проблематики правосознания, правового воспитания, правовой культуры во многом зависит от уровня и качества правопорядка в государстве.
Таким образом, целью написания работы является всестороннее изучение вопросов правосознания, проблемы взаимосвязи права и правопорядка, тематики правового воспитания, и понятия, структуры, функций правовой культуры.
Основная задача заключается в раскрытии теоретически важных понятий темы курсовой работы.
Введение 3
Глава 1.Понятие, структура и виды правосознания 4
1.1. Определение понятия «правосознание» 4
1.2. Структура правосознания 12
1.3. Виды правосознания 22
Глава 2. Взаимодействие права и правосознания 28
Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры 31
Глава 4. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 33
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложения 42
Содержание
Введение 3
Глава 1.Понятие, структура и виды правосознания 4
1.1. Определение понятия «правосознание» 4
1.2. Структура правосознания 12
1.3. Виды правосознания 22
Глава 2. Взаимодействие права и правосознания 28
Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры 31
Глава 4. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 33
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложения 42
Введение
Темой данной курсовой работы является центральная тема такой правовой отрасли как «Теория государства и права», как правосознание и правовое воспитание, правовая культура.
При освещении основных вопросов данной темы я буду стремиться к максимальной научной обоснованности и объективности, получить истинные и всесторонние знания о роли, назначении, социальных и инструментальных возможностях государственно-правовых институтов. При этом классовый подход как таковой полностью не отвергается, а лишь дополняется и сочетается с другими методами, такими, как историзм; соотношение общего, особенного и единичного, абстрактного и конкретного, диалектической и формальной логики; связь с практикой, идеями гуманизма, общесоциальных ценностей, свободы и ответственности личности, прав человека. Используются иные достижения и принципы современной методологии.
Актуальность темы определяется тем, что значимость проблематики правосознания, правового воспитания, правовой культуры во многом зависит от уровня и качества правопорядка в государстве.
Таким образом, целью написания работы является всестороннее изучение вопросов правосознания, проблемы взаимосвязи права и правопорядка, тематики правового воспитания, и понятия, структуры, функций правовой культуры.
Основная задача заключается в раскрытии теоретически важных понятий темы курсовой работы.
Данная проблематика не нова для теоретиков теории государства и права. В разное время объекту курсовой работу были посвящены работы: И.А.Ильина, Е.А. Лукашевой, Г.С. Остроумова и многие другие.
Глава
1.Понятие, структура
и виды правосознания.
1.1.
Определение понятия
«правосознание»
Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания1.
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву2. Правосознание — одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, — правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.
Правосознание представляет собой совокупность чувств, настроений, идей, представлений, взглядов и т.д., в которых выражено отношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым юридическим нормам.3
В советской идеологии
Поэтому правосознание — весьма независимое, целостное явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.
Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д5.
Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.
Определяясь уровнем развития общества и в первую очередь экономическими отношениями, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.)6.
Значение права как явления духовной правоты покоится на безусловной ценности духа, его содержании и состоянии7.
Будучи одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, моралью, искусством, наукой и т.д.), правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом. В то же время оно характеризуется и относительной самостоятельностью внутри общественного сознания8.
1. Правосознание может отражать не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Опережающее отражение общественных отношений зависит от степени познания объективных закономерностей. Но поскольку общественные отношения отличаются динамизмом, развиваются противоречиво, то их опережающее отражение в правосознании никогда не может быть адекватным. Особенно это характерно для эпохи революций, которые связаны с ломкой сложившихся в обществе представлений о праве.
2. Правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, испытывать их воздействие. Каждая из форм общественного сознания по-своему оценивает одно и то же явление. Например, охрана собственности рассматривается политическим сознанием с позиции государства или тех или иных социальных групп, нравственным сознанием — с точки зрения добра и справедливости. Между тем правовое сознание рассматривает эти же вопросы преимущественно с позиции законности. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания совместно определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости, пронизывая содержание правовых взглядов, во многих случаях лежат в основе их формирования. Падение уровня нравственности крайне отрицательно сказывается на правосознании: формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают работать в качестве средства предупреждения правонарушений.
3.
Правосознание характеризуется
преемственностью. Из поколения
в поколение могут
4.
Правосознание оказывает
Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на проблему сущности правосознания. Согласно одной из них (марксистско-ленинская теория права), правовые воззрения людей определяются прежде всего их классовым положением9. Однако это учение, по существу, игнорирует вопрос, почему могут изменяться правовые воззрения людей, которые сохраняют при этом свою социально-классовую или социально-групповую идентичность. Согласно другой точке зрения (большинство немарксистских учений о праве), правосознание определяется прежде всего индивидуальными предпочтениями субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами и т.д. Однако при этом фактически без объяснений остается вопрос, почему люди с разным уровнем культуры объединяются для защиты одних и тех же правовых принципов. Видимо, недостаточно при определении сущности правосознания рассматривать только объективные или только субъективные факторы, воздействующие на правосознание. Следует исходить из того, что на деле имеет место взаимодействие этих факторов, совместно влияющих на формирование, динамику и трансформацию правосознания.
Факты свидетельствуют, что каким бы ни было действующее право, в любом случае оно соответствует интересам правящей элиты. Это означает, что в стране всегда существует только одна система права, но при этом может быть несколько систем правосознания. Наличие нескольких систем правосознания связано с существованием различных социальных групп, имеющих собственные представления о праве.
Содержание правосознания всегда носит оценочный характер. Оно определяет прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами конкретной социальной группы или личности. В этом процессе оценки участвуют и нравственные установки, моральные ценности, присущие данной социальной группе или личности. Правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, т.е. отвечают ли они тем ли иным требованиям. И наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своего отношения к праву выступает в дальнейшем как мотив его поведения.
Демократическое
правосознание воплощает
Выделяют
следующие функции
1.
Познавательно-оценочная (
Познавательная функция — это также оценка собственного поведения личности, поступков других людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, качества деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценка всех других социальных институтов (государство, партии, культура, церковь и др.) с точки зрения их взаимоотношения с правом. Творчески-критический характер правосознания в этой функции виден наиболее отчетливо.