Правосознание и правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что значимость проблематики правосознания, правового воспитания, правовой культуры во многом зависит от уровня и качества правопорядка в государстве.

Таким образом, целью написания работы является всестороннее изучение вопросов правосознания, проблемы взаимосвязи права и правопорядка, тематики правового воспитания, и понятия, структуры, функций правовой культуры.

Основная задача заключается в раскрытии теоретически важных понятий темы курсовой работы.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Понятие, структура и виды правосознания 4

1.1. Определение понятия «правосознание» 4

1.2. Структура правосознания 12

1.3. Виды правосознания 22

Глава 2. Взаимодействие права и правосознания 28

Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры 31

Глава 4. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 33

Заключение 39

Список используемой литературы 41

Приложения 42

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая Правосознание и правовая культура.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

    2.  Функция правового моделирования (прогностическая функция). Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Прежде чем получить свое выражение в юридических актах, будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обусловливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юридической культурой.

    Для высокого качества деятельности законодателя важное значение имеют изучение и  учет общественного мнения, использование  предложений по совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда практически создается качественно обновленная правовая система России, существенно возрастают роль юридической науки в правотворческой деятельности, ее ответственность за качество рекомендаций и прогнозов.

    3.  Регулятивная функция. Высокий  уровень правосознания — непременное условие точного и последовательного осуществления норм права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей реализуются их предписания. Чем выше степень сознательного восприятия и уважения юридических установлений, тем точнее они исполняются. Высокий уровень правосознания обеспечивает авторитет законодательства, понимание его разумности и необходимости, воспитывает чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

    Правосознание также служит необходимым элементом  процесса применения права государственными органами. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе рассмотрения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их цели и социальное назначение, внимательно оценить обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. Важно при этом особо подчеркнуть, что правосознание не может быть основанием для отхода под тем или иным предлогом (устарелость, нецелесообразность и др.) от точного смысла закона, решения дела вопреки или независимо от его содержания. В условиях режима законности, становления правового государства противопоставлять в правоприменительной деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных принципов правосознания — это необходимость укреплять законность в государстве, противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым беспределом недобросовестных работников государственного аппарата.

    4.  Идейно-воспитательная функция.  Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов.

    Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей — справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни — как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия, материального и духовного прогресса человечества. 

1.2. Структура правосознания 

    Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

    Правовая  психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп11. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология — своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

    Правовая  идеология — это совокупность идеи, теории, концепций, в которых выражено отношение к праву. Примерами концепций, являющихся ее составными частями, могут служить учение о правовом государстве, учение о социальной ценности права. К числу концептуальных идей, фиксируемых в правовой идеологии, относятся, например, идеи о неразрывной связи прав и обязанностей личности, идеи о недопустимости противопоставления законности и справедливости в деятельности государственных органов и должностных лиц.12

    Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов — все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.

    Не  следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в  структуре правосознания. Отнюдь нет. Правовая психология — наиболее «распространенная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Именно в среде психологических реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности — гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

    Более того, правовая психология — наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного  восприятия и понимания сфера  правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозволений — как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).

    Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе слож-носодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

    Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком. Таким образом, правовая психология — принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук13.

    Важнейшее звено правовой психологии — самооценка личности, т.е. умение критически оценить  свое поведение с точки зрения его соответствия действующим нормам права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или, напротив, отрицательного отношения к ним. В некоторых случаях самооценка выражается в таком эмоциональном явлении, как чувство стыда. Стыд — это внутреннее осознание неприемлемости данного поступка для других людей. Он может регулировать поступки человека. Например, правонарушитель не склонен рассказывать о тех своих действиях, которые вызывают неприкрытое осуждение со стороны слушающего. Стыд подавляет активность, направленную во вред общественным интересам. Поэтому, обращаясь к этому чувству человека, можно в той или иной мере регулировать его поведение в целом.

    Чувство стыда — одно из элементарных проявлений совести человека14. Высшая же форма ее проявления — переживание, которое побуждает человека к справедливому, нравственному поведению. Человек, которому присущи такие переживания, не нуждается во внешнем социальном контроле. Иначе говоря, совесть на ее высшем уровне развития позволяет предупредить любые отклонения поведения от норм морали и соответствующих им юридических норм.

    Следует особо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Это две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства, «властвует над собой». С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией: без человеческих эмоций не совершается ни один сколько-нибудь осознанный поступок, в том числе и в сфере права. Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи.

    Кроме правовой психологии в структуру  правосознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.

    Правовая  идеология — это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном  виде отражают и оценивают правовую реальность. По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

    В сфере идеологии и через идеологию  находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми — учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

    Однако  правовая идеология значительно  превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

    Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии — не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ: классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений.

Информация о работе Правосознание и правовая культура