Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:09, курсовая работа
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции…………..4
§1.1 Понятие и структура правосознания……………………………...4
§1.2 Виды правосознания ………………………………………………7
§1.3 Функции правосознания………………………………………….11
ГЛАВА 2. Правоприменение: понятие, признаки, виды, модели и стадии правоприменения……………………………………………………………...14
§2.1 Понятие, признаки и виды правоприменения…………………..14
§2.2 Модели и стадии правоприменения……………………………..16
ГЛАВА 3. Взаимосвязь правосознания и правоприменения ……………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..23
Список используемых источников…………………………………………..24
§1.3 Функции правосознания.
Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. В литературе можно встретить большое число функций правового сознания: познавательную, воспитательную, идеологическую, гносеологическую, прогностическую, моделирующую, регулирующую, оценочную и другие функции. Такая многозначная оценка роли правосознания не случайна. И.А. Ильин, например, через правосознание рассмотрел вообще все основные сферы политико-правовой жизни общества: положительное и естественное право, уголовную вину, сущность и форму государства, аксиомы правосознания и ряд других вопросов, продемонстрировав, таким образом, гносеологическую и практическую значимость правосознания для государства и права. Однако, по мнению большинства ученых, существует четыре основные функции, а остальные есть производные от них. Это познавательная, оценочная, регулятивная и воспитательная функции правового сознания.
Познавательная функция правосознания выражается в том, что оно служит объективным средством, исключительным инструментом отражения и осознания явлений правовой действительности.11 Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права. Процесс познавательной деятельности позволяет субъектам одновременно формулировать свое оценочное отношение к действующему законодательству и практике его правотворчества и реализации. Отсюда, познавательная функция правосознания тесно связана с оценочной.
Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Это оценка к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению. Для того, чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правосознания.
Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно, тем не менее, способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. 12
Информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание выступает как мотив конкретного вида проведения.
Воспитательная функция правосознания проявляется в том, что оно выступает элементом духовной культуры общества и личности, служит идейно-психологическим средством воспитания сознательного и ответственного отношения людей к жизни. Правосознание в различных его видах аккумулирует в себе идеи, взгляды, теории о политико-правовой действительности, пропагандирует правовые знания, а также может целенаправленно агитировать за определенные юридические ценности и стандарты поведения.13
Все функции правосознания проявляют себя в нерасторжимом единстве. Они представляют собой взаимосвязанные основные способы его формирования и реализации.
ГЛАВА 2. Правоприменение: понятие, признаки, виды, модели и стадии правоприменения.
§2.1 Понятие, признаки и виды правоприменения.
Осуществление государственно-властных функций и полномочий невозможно без активного использования правовой реализации. Следует выделять особую форму правовой реализации, которая может исполняться лишь уполномоченными на то государством органами и должностными лицами. Это применение норм права, которое не допускает бездействия или пассивного поведения, а требует четко регламентированного, обязательного исполнения правовых предписаний.
Относительно понятия «правоприменение», у большинства современных авторов существуют довольно схожие мнения на этот счет. Наиболее полно раскрывает сущность и смысл этого понятия Мартышин О.В..
Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая цель содействовать адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контролировать этот процесс.14
Применение права, как
форма государственной
1) особый субъект - специально
уполномоченный
2) имеет государственно-властный характер;
3) является деятельностью по
вынесению индивидуально-
4) выступает формой
5) осуществляется в определенных
процедурных формах: порядок применения
права регламентирован
6) представляет собой сложный, стадийный процесс;
7) имеет творческий характер;
8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.15
Однако здесь не указывается то, что правоприменение осуществляется в сочетании с иными формами реализации права. Эти формы в своей совокупности составляют содержание отношений в рамках государства и права.
Существует два вида правоприменения. Это позитивное правоприменение и юрисдикционное правовприменение.
Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.16
Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).17
Главное отличие юрисдикционного правоприменения от позитивного состоит в том, что юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы только лишь в случае нарушения её предписаний, а позитивное имеет место всегда, но не для всех предписаний.
§2.2 Модели и стадии правоприменения.
Правоприменение — процесс достаточно сложный во многих отношениях. Он протекает во времени, осуществляется разными органами, по определенной процедуре. Этот процесс обычно регламентируется процессуальными нормами (нормами уголовно-процессуального кодекса, гражданско-процессуального кодекса, кодекса об административных правонарушениях и др.), которые предусматривают определенную последовательность действий лиц, участвующих в процессе применения норм права, определяют стадии процесса.18
На основе процессуальных норм может быть построена процессуальная модель правоприменения, которая в схематичном виде отражает последовательность и порядок совершения процессуальных действий. Например, в уголовном процессе выделяются такие стадии, как возбуждение уголовного дела, предварительное расследование или дознание, стадия окончания расследования и направления дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия и стадия вынесения приговора, стадия обжалования и опротестования приговора и т. д.19
Информационная модель. Так же стадии правоприменения можно рассмотреть в информационном аспекте, из чего мы получим другую модель и, следовательно, другие стадии.
Правоприменение – это не простой однозначный процесс. Этот процесс достаточно сложный и многоэтапный. Эти этапы в теории права понимаются как стадии правоприменения. Большинсто авторов останавливаются на трех стадиях, в частности И.А. Ильин в своей работе «О сущности правосознания». Однако Н.И. Матузов и А.В. Малько выделяют пять таких стадий, путем разбивки основных стадий на составляющие. Наиболее четко они прослеживаются при применении норм уголовного права, когда речь идет о преступлениях.20
1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания).
2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.
3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.
4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия).
5. Контрольно-исполнительная
стадия (реальное исполнение
Первые три стадии являются подготовительными, и в современной жизни протекают практически параллельно, в связи с тем, что правоприменитель обращается то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя весь материал.
Стадия установления и анализа фактических обстоятельств дела является очень важной и требует установления абсолютной объективной истины по делу. Это достигается путем исполнения целого ряда процессуальных действий, в частности, осмотра места происшествия, изучения улик, выяснения мотивов и т.д. Причем недобросовестное и посредственное проведение этих мероприятий влечет к самым пагубным последствиям, вплоть до применения карательных санкций относительно невиновного лица.
Вторая стадия – выбор юридической нормы – не менее важна при правовой реализации. На основе установленных фактических обстоятельств по делу подбирается правовая норма, предусматривающая данный жизненный случай. Происходит правовая квалификация, суть которой состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права ни данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. Этот процесс требует высокой подготовленности и профессионализма правоприменителя.
Третья стадия - анализ выбранной юридической нормы - включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
б) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика) и устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений;
в) уяснение содержания нормы права (путем всестороннего толкования с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.)).
По результатам проведенных всех вышеуказанных операций выносится акт применения права - официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу и др.). Основное отличие правоприменительного акта от нормативно-правового состоит в том, что содержанием правоприменительных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания, в то время как нормативно-правовые акты содержат предписания общего характера.
Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.21
В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу.22
ГЛАВА 3. Взаимосвязь
правосознания и
Экономические, политические и социальные
изменения в современном
В обществе созрело понимание того, что укрепление правовой основы одинаково зависит как от разработки проблем правотворчества, так и от правореализации и правоприменения. Отмечая необходимость формирования уважения к порядку в стране и эффективного правоприменения, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев среди основных направлений внутренней политики государства называет радикальное изменение ситуации в правоприменении: улучшение работы судебной системы, обеспечение ее подлинной независимости от исполнительной и законодательной власти, обеспечение справедливой и равной доступности правосудия для всех. Важным, как отмечает Д.А. Медведев, являются также искоренение практики решений «по звонку» или «за деньги», разработка системы мер, направленных на возмещение гражданам и организациям потерь от «неправосудных» решений, дальнейшая гуманизация правосудия, развитие процедур досудебного и внесудебного порядка разрешения споров.23