Правоприменение как особая форма реализации права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права.

Содержание

Введение стр. 2-3
1.Понятие применения права стр. 4-8
2.Стадии процесса применения права стр. 9-12
3.Признаки, виды и модели правоприменения стр.13-15

Заключение стр. 16-18

Библиографический список стр. 19

Работа содержит 1 файл

Текст работы.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

    В-пятых, применение права как самостоятельная  форма реализации- сложная, поскольку  ее осуществление проявляется в  сочетании с иными формами  реализации и во взаимном проникновении  друг в друга.

    В –шестых, применение права- это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права.

    В-седьмых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового  акта ( акта применения права), исходящего  от субъекта правоприменеия.

    В-восьмых, правоприменительная деятельность государственных органов и должностных  лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными  во всех странах принципами. Среди  них важнейшее значение имеют  принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности, применяемых в порядке правоприменения тех или иных решений. 
 
 
 
 

    2  Основные стадии процесса применения  права

    Применение  права- единый и вместе с тем сложный  процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права11.

    В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения.

    Наиболее  типичными признаются следующие:

    - установление  и исследование фактических обстоятельств  дела:

    - установление  юридической основы дела (выбор  и анализ нормы права с токи  зрения ее подлинности, законности, действие ее во времени, в  пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права)

    - принятие  решения (издание индивидуального  акта)

    - доведение  содержания принятого решения  до сведения заинтересованных  государственных и общественных  органов и должностных лиц.

    Иногда  выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности. А именно: установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела; определение и исследование нормативно- правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения12.

    Разумеется, дело заключается не в количестве выделяемых ступеней, или стадий правоприменительного процесса, а в их сути, в их содержании. Вся правоприменительная деятельность как цельный, единый процесс разбивается на ряд стадий не ради некой самоцели, а  ради более глубокого и разностороннего познания и совершенствования правоприменительного процесса.

    Установление  фактической основы дела.

    Применение  права связано с конкретными  жизненными обстоятельствами, образующим в своей совокупности фактическую основу разрешаемого дела. Поэтому процесс применения права всегда начинается с установления и исследования фактических обстоятельств дела, являющихся его фактической основой, в отношении которой и применяется юридическая норма.

    В ходе этой стадии устанавливаются исследуются  только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права  и являются юридически значимыми- правомерными или неправомерными, поскольку право  не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.

    Установление  и анализ фактических обстоятельств, необходимых в дальнейшем для  разрешения дела, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов (предметов показаний и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке. Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

    Зачастую в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном  порядке могут быть использованы в качестве доказательств по делу(например, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательстве).

    В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная истина. Это руководящее начало, принцип деятельности органов, применяющих правовые нормы, цель исследования обстоятельств дела13. Требования достижения истины по делу означает, что его решение должно основываться на достоверных, проверенных и доказанных фактах, что необходимо полно, всесторонне и исчерпывающе изучить все обстоятельства дела. Истину по делу составляет не только установление достоверности всех фактических обстоятельств дела, но также соответствие выводов правоприменительного органа нормам права, то есть правильная юридическая оценка установленных фактов. Одни достоверные факты без раскрытия их юридического значения не составляют полной истины по делу. Соответствие свойств фактов и признаков, зафиксированных в правовой норме, носит достоверный характер и входит в понятие объективной истины по делу. Если правоприменительный орган установит достоверность фактических обстоятельств, но сделает неверные выводы об их юридическом значении, об истинности такового решения говорить нельзя.

    Установление  юридической основы дела.   

    На  этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, то есть решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт  под ее действие. Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяюмую на данный жизненный случай. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяет необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют , развивают и корректируют друг друга лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела14. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института или отрасли права. Если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование для специального круга отношений( например, в рамках общего порядка купли-продажи ,особое правило купли-продажи домостроений), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел.

    После этого осуществляется проверка выбранной нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности, устанавливают:

  1. действует ли она на момент разрешения конкретного дела
  2. действует ли она на той территории, где решается дело
  3. распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения.

    Здесь же необходимо руководствоваться общим  положением – «закон обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять  норму права, хотя и действующую  в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу15. Наконец, осуществляя поверку выбранной нормы, необходимо установить ее подлинный текст. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных источниках, например в «Собрании законодательства Российской Федерации», « Российской газете», кодексах.

    Работники правоприменительных органов часто  пользуются различного рода сборниками законодательства, справочниками, составленными издательствами, фирмами, информационными изданиями ведомств и другими неофициальными материалами. Обычно пользование такими текстами не вызывает каких-либо недоразумений. Однако на неофициальные издания не распространяется презумпция (предложение) их полного соответствия оригиналу акта, следовательно, в каждом конкретном случае их использования следует сличать эти издания с официальными источниками. Во избежание нарушений законности недопустимо основываться при применении права на изданиях, лишь перелагающих содержание нормативных актов.

    Принятие  решения по делу.

    Это завершающая и вместе с тем  основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном  смысле слова, в то время как все  предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права с фактом, подлежащем разрешению. Решению по делу сопровождается одновременно совершением полномочных органом (письменно или в иной форме) индивидуально- правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения.

    Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций. Осуществляется или сразу после вынесения  решения (например, оглашение приговора  или решения суда), ил позже. В  каких бы формах доведение решения  до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их16. 

    3 Признаки, виды и модели правоприменения

    Применение  права- это особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования17.

    Признаки  правоприменения18:

  1. особый субъект- специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства);
  2. имеет государственно- властный характер;
  3. является деятельность по вынесению индивидуально- конкретных предписаний;
  4. выступает формой управленческой деятельности государства;
  5. осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли – гражданское процессуальное право и уголовно- процессуальное право;
  6. представляет собой сложный, стадийный процесс;
  7. имеет творческий характер;
  8. результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом- актом применения права.

      С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить , как властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие реализации юридических норм путем вынесения индивидуально- конкретных решений.

    Правоприменение бывает двух видов:

  1. позитивное
  2. юрисдикционное

    Позитивное  правоприменение- это, то которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как  обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке  позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По- другому можно сказать, что позитивное применение- это применение диспозиции правовых норм19.

    Юрисдикционное  правоприменение- это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм)20.Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

    Выделяют  две модели правоприменения:

  1. процессуальная модель
  2. информационная модель

    Процессуальная  модель. На основе процессуальных норм может быть построена процессуальная модель правоприменения, которая в  схематичном виде отражает последовательность и порядок совершения процессуальных действий. Например, в уголовном процессе выделяют такие стадии как:

    - возбуждение  уголовного дела;

    -предварительное  расследование или дознание;

    - стадия  окончание расследования и направления  дела в суд;

    -принятие  судом дела на рассмотрение;

    - стадия  судебного следствия и стадия  вынесения приговора;

    -стадия  обжалования и опротестования  приговора21.

    Информационная  модель. Стадии процесса могут быть рассмотрены и в другом, информационном аспекте, и тогда мы получим другую модель и другие стадии22.

    Стадия  установления  фактических обстоятельств  рассматриваемого дела (стадия доказывания). На этой стадии субъект правоприменения  устанавливает, имели ли место те обстоятельства, которые установлены  в гипотезах юридических норм.

Информация о работе Правоприменение как особая форма реализации права