Правоприменение как особая форма реализации права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права.

Содержание

Введение стр. 2-3
1.Понятие применения права стр. 4-8
2.Стадии процесса применения права стр. 9-12
3.Признаки, виды и модели правоприменения стр.13-15

Заключение стр. 16-18

Библиографический список стр. 19

Работа содержит 1 файл

Текст работы.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Содержание:

      Введение                                                                                          стр. 2-3

  1. Понятие применения права                                                       стр. 4-8
  2. Стадии процесса применения права                                        стр. 9-12                         
  3. Признаки, виды и модели правоприменения                          стр.13-15

    Заключение                                                                                      стр. 16-18

    Библиографический список                                                           стр. 19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

    Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов  права. Но имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные им права по своему характеру обязанности  по своему характеру не  могут возникнуть  у конкретных лиц только  благодаря их собственному желанию  и воле, только благодаря их собственным действиям. Для возникновения таких прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом  государства (судом, административным органом) властного индивидуального акта, предписания индивидуального характера, касающегося конкретного лица (приговор, решение суда, акт регистрации брака). Такая деятельность органов государства называется правоприменением.

    Правоприменение или предшествует возникновению  правоотношений, или обеспечивает их реализацию. Без предписаний индивидуально-конкретного  характера, исходящих от компетентных органов государства, нельзя иногда устранить возможные препятствия при осуществлении права, а также применить меры государственного принуждения (санкции) к нарушителям предписаний правовых норм.

    Таким образом, потребность в применении норм права для реализации содержащихся в них предписаний возникает в следующих случаях 1:

  1. когда предусмотренные нормой субъективные права и обязанности по своему характеру таковы, что не могут возникнуть у конкретных лиц из их односторонних действий, а требуют для своего возникновения соответствующего индивидуального властного акта органа государства;
  2. когда налицо факт правонарушения и необходимо устранить его последствия или применить санкцию.

    Актуальность  темы определяется тем, что, применяя норму  права, уполномоченные на это органы государства, включаются в механизм правового регулирования, как бы добавляют властную энергию, обеспечивают реализацию правовых норм до конца, до наступления необходимого результата.

    Применяя  право, орган государства выполняет  две основные функции:     1) организации выполнения предписаний правовых норм, позитивного        

регулирования с помощью индивидуальных актов    (оперативно - исполнительная деятельность);

2)охраны права от нарушений (правоохранительная деятельность).

    В целом правоприменительная деятельность направлена на то, чтобы решить конкретный вопрос на основе юридического предписания, имеющего общий (абстрактный) характер.

    Объектом  контрольной работы является правоприменение  как особой формы реализации права, которая рассматривается в виде сложного комплексного социально - правового явления.

    Предметом является действующее законодательство, учебная и монографическая литература, судебная практика.

    Цель  работы заключается в том, чтобы  изучить природу правоприменения  как особой формы реализации права.

    Указанная цель работы реализуется посредством  поэтапного решения ряда взаимосвязанных  задач. К числу таковых относятся:

  1. понятие применения права
  2. рассмотрение стадий правоприменения
  3. исследование признаков, видов и моделей правоприменения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие применения права

    Применение  права - одна из форм государственной  деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение - это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации2.

    « Правоприменение есть операция не над  нормой, а над фактом, с использованием нормы. Правоприменительный акт  лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей  законодателя3».

    Правоприменение - организующая деятельность. Действия  правоприменяющего лица ил органа направлена на то, чтобы развитие отношений между людьми и их объединениями лило в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от  имени государства.

    Путем применения права государство в  своей деятельности осуществляет две  основные функции:

  1. охрану и защиту права от нарушения
  2. организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное  регулирование посредством индивидуальных актов.

    На  этом основание в литературе выделяют две формы применения права:

  1. оперативно - исполнительную
  2. правоохранительную

    Оперативно - исполнительная форма применения права - это властная  оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации  брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное  содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве, политике социальных сил, господствующих в обществе.

    Для современного цивилизованного государства  эта форма применения права является основной,  посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и так далее.

    Правоохранительная  деятельность - это деятельность компетентных органов по охране норм права от таких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны - контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее  правомерностью, а в случае  обнаружения правонарушения - принятия соответствующих мер для восстановления нарушаемого правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекция), для органов контроля и арбитража4. В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций, также занимаются этой деятельностью (вынесение приговора руководителем предприятия, наложение начета на работника и так далее)5.

    Правоприменительная деятельность в правоохранительной форме касается таких отношений, в которых осуществляющие е компетентные органы сами не участвуют и к которым  не имеют собственного интереса. Правоприменительный орган является не участником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.

    В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к  правовой ответственности, устраняющий возможность ошибок и неправильных решений. Правоприменение всегда носит подзаконный (а точнее поднормативный) характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или подзаконным актом полномочий компетентного органа6.

    Применение  права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных  черт.

    Во-первых, по своей сущности применения права  выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких границ начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.

    Эта деятельность связана с особыми  приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и  навыков. Учитывая это, государство  определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, полиция и так далее); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы), которым с целью активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической сфере передаются некоторые государственно - властные функции по применению права. В данном случае государство делегируют часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органом, потребительской кооперации), причем это полномочие, видоизменяемость в определенной степени не теряют своих властных предписаний авторитарных качеств.

    Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило  их на эту деятельность. Однако это не означает, что граждане не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права7 (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии).

    Применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство  предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

    Цель  применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей  интересов всего  общества. Поэтому правоприменительная  деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другим формами реализации права.

    Во- вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной  литературе название правоприменительных  отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту , обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. Субъект правоприменения- это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права8.

    В-третьих, в форме применения права реализуются  не все виды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормы- дефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социально- политические предпосылки, цели и основы правового регулирования. Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания от запрещенных поступков. О применении права здесь не может быть и речи. Управомочивающие нормы и нормы с позитивной обязанностью подлежат применению в тех случаях, когда их реализация может быть осуществлена путем властного волеизъявления компетентного органа.

    В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

    Существует  определенная процедура правоприменительной  деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова9.

    У судебных органов, рассматривающих  гражданские ил уголовные дела, или у прокурорских органов, занимающихся следственной  деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядок деятельности этих органов регламентируется нормами соответствующих гражданско - процессульной и уголовно-процессуальной отраслей права.

    Степень регламентации правоприменительной  деятельности других государственных  органов, например, административных органов, и должностных лиц, всегда намного  меньше, чем у судебных и следственных органов10. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации, предприятий и учреждений в России, занимающихся вопросами приема и увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице и другим вопросами правоприменительной деятельности.

Информация о работе Правоприменение как особая форма реализации права