Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:28, контрольная работа
Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права.
Введение стр. 2-3
1.Понятие применения права стр. 4-8
2.Стадии процесса применения права стр. 9-12
3.Признаки, виды и модели правоприменения стр.13-15
Заключение стр. 16-18
Библиографический список стр. 19
Содержание:
Введение
Заключение
Библиографический
список
Введение
Большинство
правовых норм рассчитано на непосредственную
их реализацию в различных формах
в правомерном поведении
Правоприменение
или предшествует возникновению
правоотношений, или обеспечивает их
реализацию. Без предписаний индивидуально-
Таким образом, потребность в применении норм права для реализации содержащихся в них предписаний возникает в следующих случаях 1:
Актуальность темы определяется тем, что, применяя норму права, уполномоченные на это органы государства, включаются в механизм правового регулирования, как бы добавляют властную энергию, обеспечивают реализацию правовых норм до конца, до наступления необходимого результата.
Применяя право, орган государства выполняет две основные функции: 1) организации выполнения предписаний правовых норм, позитивного
регулирования с помощью индивидуальных актов (оперативно - исполнительная деятельность);
2)охраны права от нарушений (правоохранительная деятельность).
В целом правоприменительная деятельность направлена на то, чтобы решить конкретный вопрос на основе юридического предписания, имеющего общий (абстрактный) характер.
Объектом контрольной работы является правоприменение как особой формы реализации права, которая рассматривается в виде сложного комплексного социально - правового явления.
Предметом
является действующее законодательство,
учебная и монографическая
Цель
работы заключается в том, чтобы
изучить природу
Указанная цель работы реализуется посредством поэтапного решения ряда взаимосвязанных задач. К числу таковых относятся:
Применение права - одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение - это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации2.
« Правоприменение есть операция не над нормой, а над фактом, с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя3».
Правоприменение - организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица ил органа направлена на то, чтобы развитие отношений между людьми и их объединениями лило в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от имени государства.
Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:
На этом основание в литературе выделяют две формы применения права:
Оперативно - исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве, политике социальных сил, господствующих в обществе.
Для современного цивилизованного государства эта форма применения права является основной, посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и так далее.
Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных органов по охране норм права от таких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны - контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения - принятия соответствующих мер для восстановления нарушаемого правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекция), для органов контроля и арбитража4. В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций, также занимаются этой деятельностью (вынесение приговора руководителем предприятия, наложение начета на работника и так далее)5.
Правоприменительная деятельность в правоохранительной форме касается таких отношений, в которых осуществляющие е компетентные органы сами не участвуют и к которым не имеют собственного интереса. Правоприменительный орган является не участником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.
В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющий возможность ошибок и неправильных решений. Правоприменение всегда носит подзаконный (а точнее поднормативный) характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или подзаконным актом полномочий компетентного органа6.
Применение
права как особая форма реализации
отличается от соблюдения, исполнения
и использования рядом
Во-первых, по своей сущности применения права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких границ начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, полиция и так далее); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы), которым с целью активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической сфере передаются некоторые государственно - властные функции по применению права. В данном случае государство делегируют часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органом, потребительской кооперации), причем это полномочие, видоизменяемость в определенной степени не теряют своих властных предписаний авторитарных качеств.
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не означает, что граждане не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права7 (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии).
Применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другим формами реализации права.
Во- вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту , обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. Субъект правоприменения- это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права8.
В-третьих, в форме применения права реализуются не все виды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормы- дефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социально- политические предпосылки, цели и основы правового регулирования. Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания от запрещенных поступков. О применении права здесь не может быть и речи. Управомочивающие нормы и нормы с позитивной обязанностью подлежат применению в тех случаях, когда их реализация может быть осуществлена путем властного волеизъявления компетентного органа.
В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова9.
У судебных органов, рассматривающих гражданские ил уголовные дела, или у прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядок деятельности этих органов регламентируется нормами соответствующих гражданско - процессульной и уголовно-процессуальной отраслей права.
Степень
регламентации
Информация о работе Правоприменение как особая форма реализации права