Правопорядок как результат реализации требований законности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Законность является фундаментальной категорией всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Главным и существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашаться, но и реально проводиться в жизнь. Актуальнейшей темой является взаимосвязь законности и правопорядка в современной России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Законность: понятие и содержание 5
1.1. Понятие законности 5
1.2. Принципы законности 6
1.3. Гарантии законности 13
Глава 2. Правопорядок: основы и понятие 16
2.1. Понятие правопорядка 16
2.2. Элементы правопорядка 17
Глава 3. Правовое государство и законность в РФ 21
3.1. Характеристика правового государства 21
3.2. Правопорядок как результат реализации требований законности 23
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 64.11 Кб (Скачать)

Воинский правопорядок − это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм.

Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем:

− Воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности вооруженных сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства.

− Воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни.

Составной частью воинского  правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений, между военнослужащими, которая  строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов  и наставлений.

Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми  военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Правовое государство и законность в РФ

3.1. Характеристика правового  государства

Развертывание всего комплекса  институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное  лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение  они несут строгую юридическую  ответственность. Когда мы ведем  речь о верховенстве закона как нормативно-правового  акта, обладающего высшей юридической  силой, то имеем в виду, что все  подзаконные акты должны строго соответствовать  ему, а должностные лица не уклонятся  от его исполнения и тем более  не нарушать его.

Также недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Правовое государство  также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается самой актуальной задачей, так как это, как мы уже выяснили, − центральная категория правового государства. Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы.14 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации − федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Законность и правовое государство − категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона, прежде всего, в деятельности властных структур − государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность, которой не зависит от отношения к ней. Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства15.

С позиций личности законность выступает в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Она обеспечивает охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны других лиц. От состояния законности зависит степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности. Все это определяет особую роль правопорядка и законности для общества в целом: они выступают как основа, ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры16.

3.2. Правопорядок как результат реализации требований законности.

Законность − это в большей степени, как мы уже установили, требование государства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, это господство права в общественных отношениях.

Правопорядок как результат  проявления законности есть состояние  фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно говорить о том, что правопорядок − это законность в действии. Главным и существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашаться, но и реально проводиться в жизнь. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Было бы неверно полагать, что правопорядок можно обеспечить любыми средствами, в том числе  и незаконными. Стремление к этому  противоречит самой сущности правопорядка и на деле ведет к его нарушению, дестабилизации общества. Нельзя изобличить преступника противозаконными методами и средствами не только потому, что  это редко приводит к установлению истины, но и потому, что подрывает авторитет закона, создает мнение, что его можно нарушить и обойти, отрицательно влияет на правосознание, а потому и на правопорядок общества в целом.

Деятельность правоохранительных органов тщательно регламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам  нравственности.

Более привычный для России путь наведения «порядка» − создать  сильный государственный аппарат, который будет осуществлять монопольную  власть и сумеет вернуть «единство» обществу, подавив разнообразие интересов  и общественных сил. Такой «порядок»  может быть, достигнут просто и эффективно. Видимо, многие политики, говоря о наведении порядка в стране, имеют ввиду именно его. Однако на этом пути не могут быть созданы законы и построено правовое государство. Неважно, как будет называться новый режим: развитой демократией, неокоммунизмом, монархией и т.д.; при любых вывесках это будет старая система, в которой отклонения от общепринятых, предписанных норм поведения будут подавляться государственной бюрократической пирамидой.

Таким образом, стремления к  законности и правопорядку, скорее, являются противоречивыми, чем дополняющими друг друга. Путь к законности лежит  через длительный «беспорядок», а  путь к быстрому наведению порядка  лежит через пренебрежение законами. Выбор, с которым столкнулось российское общество, действительно труден: или согласиться на длительный период борьбы и конфликтов в надежде постепенно построить стабильность на надежной правовой основе и уважении законов, или потребовать от власти быстрейшего наведения порядка любой ценой и получить стабильность, основанную на силе государства и его возможности подавлять любые независимые действия своих граждан.17

Правовой порядок является сердцевиной демократии. Уровень  его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности  ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответственности. Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько тесно связаны, что образуют единую внутренне согласованную  социальную систему. Ее нормальное функционирование находится в прямой зависимости  от правовой основы общества.

Выделим основные тенденции развития правопорядка:

− к упрощению, универсализации правовых связей, отношений, правового регулирования в целом (казалось бы, увеличивается объем работ, углубляются социальные процессы, усложняются отношения, однако общество отвергает устаревшие социальные институты, упрощает связи);

− к усилению нормативности, что проявляется в росте требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей;

 

− к борьбе противоположностей. Законы диалектики свидетельствуют о том, что всякое движение есть возникновение, развитие и разрешение противоречий. Так и в правопорядке наблюдается борьба с преступностью, правонарушениями, дезорганизацией законности и т. д.

Необходимы: совершенствование  социально-правовых образцов, эталонов поведения и их восприятия населением, что призвано упростить структуру  правопорядка; четкое оформление правового  состояния каждого участника  правопорядка и программы его  поведения; четкость, конкретность и  определенность правовых связей и отношений; усиление непримиримости, твердости  и жесткости при выполнении закона.

Итак, правопорядок − это тот социальный результат, к которому стремятся государство и весь народ, используя разнообразные рычаги и средства.

В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые  соответствуют интересам общества и государства; другие − развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок.

Также можно выразиться, что правопорядок − это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Подводя итоги, можно установить, что именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.

 

 

 

Заключение

 

Итак, настоящей работой  рассмотрена и изучена тема «Правопорядок как результат реализации требований законности».

Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно  важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие  различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в  конечном счете, обязательно выходят  на эти проблемы, что, естественно; порождает  различные взгляды.

Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Они соответствуют законности, то есть выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность − это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин «законосообразность», пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями − законностью и реализацией права.

Информация о работе Правопорядок как результат реализации требований законности