Правопорядок как результат реализации требований законности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Законность является фундаментальной категорией всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Главным и существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашаться, но и реально проводиться в жизнь. Актуальнейшей темой является взаимосвязь законности и правопорядка в современной России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Законность: понятие и содержание 5
1.1. Понятие законности 5
1.2. Принципы законности 6
1.3. Гарантии законности 13
Глава 2. Правопорядок: основы и понятие 16
2.1. Понятие правопорядка 16
2.2. Элементы правопорядка 17
Глава 3. Правовое государство и законность в РФ 21
3.1. Характеристика правового государства 21
3.2. Правопорядок как результат реализации требований законности 23
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 64.11 Кб (Скачать)

Законность требует, чтобы  при всеобщности регламентации  общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных  актов всегда соответствовало идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «правовое» решение (это требование законности определяют также термином «правозаконность»). Только при наличии законодательства, адекватного объективной природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и справедливости, и обеспечивается режим законности.

Можно уверенно предположить, что развитие политико-государственной  жизни под эгидой Российского  Возрождения последовательно шло, опережая другие страны, к правовому  обществу – к передовой модернизированной  социальной системе, где господствует (правит) право, правозаконность.

Правозаконность означает, что в обществе, в котором утверждается современная либеральная цивилизация, воцаряется неуклонное и жесткое господство закона и в то же время сам-то закон – уже не продукт власти, ее произвола и своеволия, а выражение великих либеральных ценностей, возрожденного естественного права, прежде всего, неотъемлемых прав человека, основанных на высоком достоинстве каждой личности. 9

  1. Принцип равенства всех перед законом.

Этот  принцип  предполагает то, что в процессе реализации законов необходимо в равной степени нести ответственность перед законом в случае его нарушения. Никакое должностное, социальное имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к той или иной национальности, партии и т.д. не освобождают от соблюдения законов и от ответственности за их нарушение. Однако данный принцип имеет ряд недостатков в практике реализации. Неравенство в некоторых случаях существует законодательно, т.е. нормы права по существу закрепляют неравенство субъектов права в их субъективных правах. Так, установление в ряде санкций статей Особенной части УК РФ альтернативно таких видов законодательства, как штраф и лишение свободы представляется равнозначным допустимости их взаимной замены, что ставит граждан в неравное положение в зависимости от имущественного положения.

  1. Принцип неотвратимости юридической ответственности.

Данный принцип важнейший  и необходимый для укрепления законности, поскольку эффективность  его применения определяется не жесткостью, а неотвратимостью. Понятие юридической  ответственности шире понятия наказания, т.к. действующие законодательство не ставит перед собой цели во всех случаях применить к субъекту санкцию. Об этом свидетельствует институт освобождения от ответственности в  уголовном, административном, гражданском  праве. Неотвратимость юридической  ответственности не может быть сведена  к поимке и наказанию правонарушителя. Она возможна при соблюдении ряда условий. К ним относятся следующие:  юридическая ответственность должна охватывать все сферы общественных отношений, где совершаются или  могут быть совершены правонарушения; юридическая ответственность наступает  либо за нарушения прав и законных интересов, либо за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанностей; практика применения мер юридической  ответственности  должна быть последовательной и непротиворечивой; санкции должны соответствовать тяжести, характеру  совершенного правонарушения, характеру  и функции того или иного вида юридической ответственности; недопустимость изъятия, исключения из правил об обязательности юридической ответственности в  отношении отдельны категорий субъектов  права или отдельных лиц; недопустима  обратная сила закона, отягчающего  ответственность.

Таким образом, главное требование законности с точки зрения данного  принципа  заключается в том, чтобы  ответственность имела место  лишь за деяние, предусмотренное законом, и только в пределах закона.

Подводя итоги, следует сказать, что режим законности в правовом государстве предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:

− совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;

− полной  и безусловной реализации  предписаний законов    и подзаконных   правовых  актов государственными         органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Итак, законность − это  такой политико-правовой режим, такая  правовая атмосфера, которые ограждают  личность от произвола власти, массу  людей − от анархии, общество в  целом − от насилия, хаоса, беспорядка.

    1. Гарантии законности

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия  и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических  мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности. Гарантировать законность − значит сделать ее незыблемой.

Гарантии законности − это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности10.

Среди данных гарантий нужно  четко различать общие условия  и специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие условия, то есть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых  осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени  и специальные средства по укреплению законности.

Общие условия подразделяются на:

1. Экономические условия.  Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы,  как степень организованности  в экономической сфере, ритмичная  работа всего хозяйственного  организма, постоянный рост производительности  труда и объема производства, устойчивая денежная система  и так далее.

2. Политические условия.  Основным политическим условием  стабильной законности является  сильная государственная власть, то есть устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества  власть, способная обеспечить реализацию  принимаемых правовых предписаний.

3. Идеологические условия.  Законность предполагает такой  уровень правовой культуры, когда  уважение к праву, закону является  личным убеждением человека, причем  не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

4. Социальные условия.  Прочная законность возможна  только в условиях социальной  стабильности, уверенности граждан  в незыблемости своих социальных  прав и свобод.

5. Правовые условия. Состояние  законности как политико-правового  явления обусловлено состоянием  самого права, системы законодательства11.

Специальные средства законности − это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить  юридические и организационные средства (гарантии).

Юридические гарантии − совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве юридической формы, не сливаясь, однако, с ними.

Выделяются следующие  юридические гарантии (средства):

− средства выявления правонарушений;

− средства предупреждения правонарушений;

− средства пресечения правонарушений;

− меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений;

− юридическая ответственность;

− правосудие.

Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия  организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся  кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних спецподразделений (для борьбы с оргпреступностью, коррупцией и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правопорядок: основы и понятие

Итак, установлено, что законность − это процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается  правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

Теперь следует определить, что такое правопорядок. Правопорядок − это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права12.

Правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень  правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В формировании правового  порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования  общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни  общества, которая и приводит, в  конечном счете, к установлению правового  порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка:

А) Нормы права − это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее так называемый «идеальный» правопорядок.

Б) Правоотношения − элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

В) Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений  реально  воплощаются в их поведении, достигают  своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

2.2. Элементы правопорядка.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение  субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами  права и достигло целей правового  регулирования.

Структура правопорядка − это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная  система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами  соответствующих отраслей права. В  структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы  права. В структурном отношении  правопорядок отражает реализованные  элементы системы права. В этой связи  в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка как  специфической системы общественных отношений выражается в том, что  складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком  охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается  в правовой регламентации. Она находится  в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций  и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок  представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая  складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

В правовом государстве все  элементы общественного порядка  взаимодействуют между собой  и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми  мерами. Другие элементы общественного  порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

Воинский правопорядок − составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.

Поскольку вооруженные силы − это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.

Информация о работе Правопорядок как результат реализации требований законности