Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:23, курсовая работа
Правопонимание и подходы к нему всегда и во все времена вызывали множество споров и разногласий. Так и должно быть, поскольку без споров нет движения вперед, не решаются важные, а иногда и жизненноважные проблемы, не выделяются наилучшие пути выхода из ситуаций. Актуальность проблемы правопонимание объясняется не только теоретической, но и практической важностью, поскольку принятие юристом того или иного типа правопонимания оказывает решающее воздействие их на методологическую,
ВВЕДЕНИЕ3
ПОНЯТИЕ ПРАВА4
МАРКСИЗМ В ПОНИМАНИИ ПРАВА16
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
Список литературы26
В статье «Юридический социализм», в которой встречается понятие «юридическое мировоззрение», Энгельс критично рассматривает взгляды А. Менгера, объявившего себя защитником прав трудящихся и выразителем прав неимущих слоёв населения. Менгер в буржуазно-либеральном духе выражал свои взгляды по поводу несправедливости капитализма, поэтому не нашёл поддержки у Энгельса.
«Юридический социализм» считает буржуазное право одним из основных средств постепенного эволюционного преобразования капитализма в социализм. Юридико-мировозренческие представления, гипертрофирующие социальную роль права, выступают в качестве теоретического обоснования такого подхода, они ведут уже не только к абсолютизации буржуазного права, но и к трактовке его как потенциального источника социалистических преобразований.20
Идея вытеснения права (как буржуазного явления) планом (как социалистическим средством) имела широкое распространение в Советское время и, по сути дела, отражала внутреннюю, принципиальную несовместимость права и социализма, невозможность юридизации социализма и социализации права.
В ранних работах Маркса просматривается его вывод, что уважение буржуа к праву исчезает, лишь только оно становится препятствием неукротимых частных интересов. В случаях, когда буржуа не выгодно право, оно проявляет удивительную гибкость своих убеждений по отношению к праву.
Один
из представителей реалистической школы
права Т. Арнольд справедливо
отметил, что В США формирование
крупных монополистических
Марксизм
не отрицает все проблемы поднятые
естественным правом, не отвергает
все ценности естественного права.
Многие из них рассматриваются
Марксизм критикует буржуазное право не за то, что оно – отражение капиталистического процесса производства (ничем другим оно и не может быть), а за то, что в качестве такового оно не справедливо по отношению к миллионам трудящихся и не даёт простора для реализации идеалов и ценностей.
Буржуазные учёные, выступающие против естественного права, например Кельзен, что поскольку марксизм придаёт важное значение действующего права и придаёт его зависимость от принципов данной социально-политической системы, то и марксистская концепция права, то есть представляет собой не объективный, а идеологический подход к правовой действительности.
Марксизм рассматривает человека, носителя права, как «совокупность общественных отношений». Естественно - правовое понимание абсолютизирует определенную схему прав (за которыми стоит человек - собственник и гражданин предприниматель). Марксизм настаивает на необходимости постоянного развития прав и свобод человека, основой чего является дальнейшее развитие общества и переход от капиталистической формации к формам более высокого типа.
Марксистская теория отрицает не сам ценностный подход, а идеалистическую аксиологию, когда мир ценностей отделяется от мира сущего как область субъективного, подчас иррационального и ценности оказываются не в ряду социальных векторов права, а в ряду его телеологических предпосылок.
Психологическая концепция классового права. Представления о классовом праве, включая и классовое пролетарское право, с взглядов с сторонников психологической теории права развивал М. А. Рейсмер. Еще до революции он начал, а затем продолжал объяснение с точки зрения классовой теории и переработку ряда идей таких представителей психологической школы права, как Л. Кнапп и Л. Петражицкий. Его заслуга в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве он преподал с точки зрения марксизма, в результате чего “получилось не интуитивное право вообще, которое могло там и здесь давать индивидуальные формы, приспособленные к известным общественным условиям, а самое настоящее классовое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемой массы”.
В целом, согласно Рейснеру, “право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента,- а именно, во-первых, волевую сторону или одностороннее “ субъективное право” и, во-вторых, нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двустороннего “ объективного права”. Лишь там возможна правовая борьба, где имеется возможность нахождения такой почвы”.
Отсутствие
в марксизме, то есть в его учении
о государстве и праве
Советской
юридической науке удалось
Современное правопонимание
В современной юридической науке происходит процесс обновления правовой доктрины Российского государства, вызванный сменой взглядов на право в конце XX в. Поиск современных подходов к праву, пересмотр и анализ уже известных теорий права, а также разработка новых моделей правопонимания составляют важнейший этап в формировании современной теории государства и права. Процесс переосмысления основных юридических понятий, в том числе категории «право», предопределяет формулировку и разработку основных теоретических конструкций и моделей правового регулирования.
Плюрализм подходов к праву, который вводит наше государство и который стал впервые иметь место в России, ведет к отсутствию продуманной и взвешенной правовой политики. Различие исследовательских позиций и объяснений, касающихся природы права, уравновешивает единство мнений представителей государственной власти, придерживающихся либерального стандарта в оценке социальных явлений, в том числе права. Между тем либеральное правовое мышление и правопонимание не всегда восприимчивы к особенностям правовой культуры российского общества, цивилизационной специфики страны.
Современной правовое развитие России отличается переходным характером. Основные особенности переходного типа государства и права, которые особенно отчетливо проявились на первых этапах переходного периода:
– первая особенность состоит в том, что переход сопровождается системными изменениями общественных структур и отношений: экономических, политических, социальных, правовых, нравственных и др.;
– второй особенностью является специфика изменений, происходящих в переходный период. Она состоит в радикальных методах изменения, тенденции отрицания прежнего исторического опыта, традиции, идеалов, при которой прежний опыт, по существу, не востребован;
– третья особенность – это возможность формирования реальных альтернативных вариантов построения общественных институтов государства и права. Именно в этот период возрастает значение субъективного фактора, в том числе роль политических лидеров в выборе ими прогрессивного или регрессивного вектора общественного развития, изменения правовой системы;
–
четвертая особенность
Всё это результат, в том числе и правовой политики нашего государства, сторонники современных подходов к праву пытаются изменить наше общество и вывести его на новый уровень (как они утверждают) развития.
Современные теории естественного права продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии. Они признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми: законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву.22
Современный нормативизм не отрицает, что процесс правообразования и правотворчества основывается на реальном осмыслении реально-существующих общественных ситуаций. Нормы права не являются чем-то изначально заданным, на их формирование влияют множество факторов, при этом существует связь между правовыми нормами и правоотношениями, складывающимися в практической жизни. Поддерживается идея о правотворчестве не только государственных органов, но и общественных организаций. Защищается концепция правового государства, подчеркивается необходимость последовательного связывания государственной власти, ее произвола с помощью правовых средств, защищается идея приоритета прав человека во всех сферах общественной жизни.
По мнению М.И. Байтина, государственная воля определяется «не только экономическим строем общества, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой, религией, а также достигнутым уровнем цивилизации».23 Он утверждает, влияние правосознания на государственную волю, в частности, проявляется в том, что в современном демократическом государстве идейной предпосылкой «юридического права» является естественные и неотчуждаемые права и свободы человека. М.И. Байтин видит основную функцию норм права не только в их предоставительно-обязывающем характере, но и в том, что она выступает равной мерой свободы для всех субъектов права. Кроме того, он обращает внимание на то, что государство не гарантирует действие права (обычно правовые нормы применяются добровольно), а лишь обеспечивают его возможностью принуждения.
В развернувшейся в отечественном правоведении дискуссии о типах правопонимания предлагается несколько позиций, значимых для социологии права. Во-первых, это социологическое направление правопонимания, нацеленное на «право в жизни» или «право в действии» в его различении с «правом в книгах». Конституция РФ закрепила естественно - правовой подход к пониманию права, в рамках которого можно выделить три основных концепции - социологическую, конвенциональную и философскую. Социологическая концепция связывает свое понимание права с исторически складывающимися в обществе «массовыми представлениями о справедливом и должном» (В.Д. Зорькин). Отличительным признаком современной российской социологии права является заметное расширение ее междисциплинарных связей с новыми научными дисциплинами: юридической конфликтологией, юридической политологией, юридической антропологией, юридической этнографией и т.п., процесс выделения которых в качестве самостоятельных сфер знания находится в русле общей тенденции развития науки.
Правопонимание в России сейчас стремится
к преодолению рамок отдельных классических
её типов. Тем не менее, преемственность
с советским периодом и его идеологизированным
нормативизмом проявляется в большинстве
современных правовых теорий, поэтому
критерием их систематизации может быть
степень связываемости ими феномена права
с государством. Таким образом, спектр
современного правопонимания проявляется
в переходе от модифицированного этатизма,
нормативизма до социологических и интегративных
теорий и концепций различения права и
закона, соединяющих в себе в той или иной
мере различные подходы к праву. Но неизвестно
к чему приведёт Россию отход от национального
пути развития права и движение по западному
курсу.
Заключение
В юриспруденции выделилось несколько подходов к пониманию права. Каждый из типов правопонимания особо рассматривает отдельные аспекты права, может даже выражать интересы отдельных социальных групп или политических сил.
Подводя итог всего, в общем можно сказать, что нормативистская школа разрабатывает особенности права в области государственных велений, естественно-правовая школа – в области довольно абстрактных, исторически изменчивых общечеловеческих ценностей, таких как справедливость и разум, не учитывая и отвергая истину, как нечто единое и неизменное. Социологическая школа пытается сконцентрировать внимание не на формально установленной в законе норме, а на тех нормах, которые используются в реальной жизни.