Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:59, контрольная работа

Описание работы

Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

При Министерстве юстиции РФ функционируют Российский, федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия.

В субъектах Российской Федерации действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции  краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов - Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов федерации, организацию работы нотариата, лицензионной работы. Предполагается возложить на них организацию материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.

Структурно министерства юстиции республик в составе  РФ, управлений (отделов) юстиции субъектов  Российской Федерации состоят из отделов, осуществляющих работу в соответствии с определенными функциями органов юстиции.

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции РФ являются:

- участие в правовом  обеспечении нормотворческой деятельности;

- государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней.

Министерство юстиции  РФ по поручению Президента РФ участвует в экспертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Правительства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерство юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, осуществляет их юридическую экспертизу при поступлении в Правительство РФ. Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия Конституции РФ или федеральному закону представляет мотивированное заключение в орган государственной власти, принявший правовой акт. В связи с этим главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерство юстиции РФ копии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФ возложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи с этим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.

Министерство юстиции  осуществляет контроль за соответствием  ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента, постановлениям Правительства РФ. В связи с этим оно осуществляет их регистрацию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой правовых последствий.

Министерство юстиции  РФ производит государственную регистрацию уставов общероссийских, международных и межрегиональных общественных объединений, религиозных объединений. Государственной регистрации подлежат все коммерческие и некоммерческие организации, федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти, государственные и муниципальные учреждения. Данные регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.

На Министерство юстиции  РФ возлагается функция регистрации  прав на недвижимость и сделок с  ней. Эта регистрация осуществляется органами юстиции по месту нахождения недвижимости. Министерство юстиции РФ и его органы осуществляют координацию деятельности органов записи гражданского состояния.

Министерство юстиции  играет активную роль в сфере развития юридических услуг. В основном эта функция проявляется в лицензировании права осуществлять юридические услуги, аттестации юридического персонала, контроле за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих правовое обслуживание населения. Лицензии выдаются Министерством юстиции РФ и органами юстиции субъектов РФ, которые ведут реестр лицензий. При поступлении жалоб на действия лица, получившего лицензию, Министерство юстиции РФ и его органы вправе приостановить или аннулировать лицензию.

Министерство юстиции  участвует в разработке и осуществлении  программ правовой информатизации органов государственной власти. Оно организует внедрение программно-аппаратных средств сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, органов юстиции. Министерство юстиции РФ с помощью различных средств правовой информации осуществляет правовое просвещение граждан с целью воспитания уважения к законам, их неукоснительному соблюдению.

Министерство юстиции  РФ представляет согласованные с  Министерством иностранных дел предложения о заключении международных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным и иным делам, заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международных организаций. Министерство юстиции РФ обязано давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых имеют расхождение с российским законодательством, представлять заключения о соответствии или несоответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при заключении договора. Министерство юстиции РФ организует исполнение договоров о правовой помощи, других международных договоров и конвенций, относящихся к его компетенции.

Министерство юстиции  РФ и его органы контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований закона, устанавливают порядок оказания юридической помощи гражданам и организациям, оказывают помощь президиумам коллегий адвокатов по проведению мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов, издают методические указания и рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры. Если решения общего собрания коллегии адвокатов, постановления президиума коллегии не соответствуют действующему законодательству, Министерство юстиции РФ или администрация краев, областей приостанавливает их действие.

Министерство юстиции РФ открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает органам юстиции поручения на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности. Министерство юстиции РФ и его органы обязаны осуществлять контроль за деятельностью нотариусов. В связи с этим они вправе истребовать от нотариуса сведения о совершенных нотариальных действиях и иные документы, утверждать или не утверждать решения, принятые нотариальными палатами. Министерство юстиции РФ осуществляет назначение на должность как государственных, так и частных нотариусов, направляет в суд ходатайство о лишении нотариуса лицензии. Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции РФ утверждает правила нотариального производства.

 

Вопрос № 36

Органы уголовно-исполнительной системы  министерства юстиции.

 

До недавнего времени  исполнение наказаний, назначаемых  судом за совершение уголовных преступлений, составляла одну из функций Министерства внутренних дел РФ. Для осуществления этой функции была создана система органов, исполняющих наказание. Однако в соответствии с правовой реформой, осуществляемой в России, принято решение о передаче функции исполнения наказаний, назначенных судом, в ведение Министерства юстиции РФ. В 1997 г. Министерству юстиции РФ были переданы органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы. Остальные органы исполнения наказаний предполагается передать в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ не позднее 2000 г.

Основными задачами органов, исполняющих наказание, являются: организация и исполнение наказаний в виде лишения свободы и исключительной меры наказания; размещение и перевод заключенных; организация и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказание, следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, содержащихся в них осужденных, обвиняемых и подозреваемых, а также охраны объектов уголовно-исполнительной системы; организация привлечения к труду осужденных на собственных производствах учреждений, исполняющих наказание, предприятиях любых организационно-правовых форм, а также в виде предпринимательской деятельности; организация общего и профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных; обеспечение надлежащих условий отбывания наказания; содействие другим органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Правовую основу организации  и деятельности органов, исполняющих наказание, составляют Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы” и Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ состоит из:

  • центрального органа уголовно-исполнительной системы;
  • территориальных органов уголовно-исполнительной системы;
  • учреждений (колонии, тюрем, следственных изоляторов) и предприятий;
  • конвойных и специальных подразделений.

Центральный орган уголовно-исполнительной системы - Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) - является самостоятельным структурным подразделением Министерства юстиции РФ, обеспечивающим организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Структура и штаты Главного управления исполнения наказаний утверждаются министром юстиции РФ. Центральный орган уголовно-исполнительной системы является юридическим лицом и владеет, распоряжается и пользуется имуществом уголовно-исполнительной системы. ГУИН создает, ликвидирует, реорганизует предприятия учреждений, исполняющих наказания, а также предназначенные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы предприятия, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду центральный орган уголовно-исполнительной системы имеет право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими. ГУИН осуществляет перевод заключенных из одного учреждения в другое и передачу осужденных для отбывания наказания в другие государства.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют непосредственное руководство колониями, тюрьмами, следственными изоляторами, находящимися на определенной территории (как правило, совпадающей с административно-территориальным делением государства), обеспечивают ведомственный контроль за их деятельностью, распределяют осужденных по учреждениям.

Колонии, тюрьмы являются исправительными учреждениями, непосредственно исполняющими наказание. При них организуются и действую предприятия. Следственные изоляторы обеспечивают содержание подозреваемых и обвиняемых, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии с возложенными на них задачами органы уголовно-исполнительной системы осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных - в тюрьмах и колониях в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденных воспитательную работу в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений; в этих же целях осуществляют их профессиональное обучение.

Немаловажное значение всегда имела производственная деятельность этих органов, но особую актуальность она приобрела в настоящее время, когда места лишения свободы фактически переведены на самофинансирование и от того, насколько хорошо организована производственно-хозяйственная деятельность, во многом зависит обеспечение надлежащих условий отбывания наказания, сохранение здоровья осужденных.

В следственных изоляторах и колониях осуществляется оперативно-розыскная деятельность в соответствии с Законом “Об оперативно-розыскной деятельности”. Она направлена на выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, совершаемых на территории учреждения, а также на раскрытие иных преступлений при взаимодействии с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Органы, исполняющие наказание, осуществляют и уголовно-процессуальную деятельность. Начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов наделены правами органа дознания по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений. В зависимости от преступления дознание осуществляется либо в полном объеме, либо в виде неотложных следственных действий с последующей передачей дела по подследственности.

На сотрудников органов  внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в эти учреждения и органы, распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ. В соответствии с этим за сотрудниками органов внутренних дел, переходящими на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, сохраняются специальные звания, сроки выслуги. Лицам, вновь поступающим на службу, присваиваются специальные звания, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел РФ.

Надзор за деятельностью  органов уголовно-исполнительной системы осуществляют специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Каждая такая прокуратура осуществляет надзор за деятельностью нескольких исправительных учреждений.

Судебный контроль осуществляется в основном при рассмотрении судом представлений администрации учреждений об условно-досрочном освобождении осужденных и переводе их в колонии с другим режимом содержания.

 

Вопрос №37

Служба судебных приставов. Понятие, организация и основные функции.

Информация о работе Правоохранительные органы