Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:59, контрольная работа

Описание работы

Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Для рассмотрения важнейших  вопросов деятельности федеральных органов безопасности в ФСБ РФ образуется коллегия в составе Директора ФСБ, его заместителей, руководящих работников Федеральной службы безопасности.

Деятельность органов  ФСБ осуществляется по трем направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность направлена на выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Осуществляется эта деятельность с применением как гласных, так и негласных средств и методов. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения. Контрразведывательная деятельность, затрагивающая неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.

Борьба с преступностью  осуществляется путем осуществления  оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других мер, отнесенных законом к компетенции органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя России. Эта деятельность регламентируется Законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, уголовно-процессуальным законодательством.

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ во взаимодействии с органами внешней разведки.

Органы Федеральной  службы безопасности наделены законом следующими основными правами:

- осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие по делами, отнесенным законом к компетенции ФСБ;

- проникать в специальные  службы и организации иностранных  государств, производящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

- осуществлять контроль  за обеспечением режима секретности  при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящихся за ее пределами);

- пользоваться в случаях,  не терпящих отлагательства, транспортными средствами предприятий, учреждений и организаций для преследования преступников, доставления граждан в лечебные учреждения, для проезда к месту происшествия;

- беспрепятственно входить  в жилые и иные принадлежащие  гражданам помещения, на территории  и в помещения предприятий, учреждений и организаций в случае, если имеются достаточные основания полагать, что там совершено или совершается преступление, отнесенное законом к компетенции органов ФСБ, а также в случае преследования лиц, совершивших эти преступления;                                                

- проверять у граждан  и должностных лиц документы,  если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

- использовать в целях  зашифровки личности сотрудников  органов ФСБ, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, организаций;

- оказывать содействие  предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.

Основными обязанностями органов Федеральной службы безопасности являются:

- информирование Президента  РФ, Председателя Правительства РФ, по их поручению - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

- выявление, предупреждение  и пресечение разведывательной  и иной деятельности специальных  служб и организаций иностранных государств, также деятельности отдельных граждан, направленной на нанесение ущерба РФ, преступлений, отнесенных законом к компетенции органов ФСБ;

- добывание разведывательной информации  в интересах обеспечение безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического оборонного потенциала;

- обеспечение безопасности в Вооруженных Силах, пограничных войсках, внутренних войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, иных воинских формированиях, а также в органах внутренних дел, органах налоговой полиции, таможенных органах, органах правительственной связи и информации; объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, других стратегических объектов, в сфер космических исследований и приоритетных научных разработок;

- обеспечение безопасности федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ;

- участие в разработке мер  по защите сведений, составляющих  государственную тайну, осуществление контроля за обеспечением их сохранности.

Сотрудниками Федеральной  службы безопасности являются как военнослужащие проходящие службу в органах ФСБ в установленном законом порядке, так и гражданские лица. На службу в органы ФСБ принимаются лица, способные по своим моральным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. При выполнении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ подчиняется только своим непосредственным и прямым начальникам. Никто не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудников органов ФСБ. При осуществлении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ не может быть подвергнут приводу, задержанию, личному досмотру. Не допускается личный досмотр его вещей, принадлежащего или используемого им транспорта без официального представителя органов ФСБ или решения суда. Сведения о сотрудниках, осуществляющих задание в спецслужбах иностранных государств или преступных группах, составляют государственную тайну.

Сотрудники органов  ФСБ имеют право бесплатного  проезда на общественном транспорте, ряд других материальных льгот. Увольнение на пенсию осуществляется как по достижении предельного возраста, так и по выслуге лет.

Сотрудники Федеральной  службы безопасности не имеют права  вмешиваться в политическую деятельность. В связи с этим в органах ФСБ запрещено создание партий и политических движений. Сотрудники органов ФСБ не имеют права заниматься предпринимательской и другой коммерческой деятельностью, оказывать кому-либо содействие в этом.

Надзор за соблюдением  законов в деятельности органов  Федеральной службы безопасности осуществляет прокуратура. Предметом надзора является и оперативно-розыскная, и уголовно-процессуальная деятельность органов ФСБ. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, поступивших из органов ФСБ, жалоб на незаконное применение задержания и заключения под стражу, на решения органов ФСБ ограничивающих права и свободы граждан.

Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие подразделения органов Федеральной службы безопасности. В составе органов ФСБ действует служба собственной безопасности, осуществляющая выявление сотрудников, совершивших должностные преступления.

Государственный контроль за органами Федеральной службы безопасности возложен на Президента РФ, Правительство РФ и Федеральное Собрание.

Органы внешней разведки

Органами  внешней разведки являются специальные государственные органы, осуществляющие защиту граждан, общества и государства от внешней угрозы. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других органов исполнительной власти органами внешней разведки.

Деятельность органов  внешней разведки, их организация  осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О внешней разведке”. Она заключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах иностранных государств, организаций и лиц, оказании содействия в обеспечении безопасности граждан.

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов законности, разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности РФ, уважения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Задачами  органов внешней разведки являются обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому, научно-техническому прогрессу страны.

Разведывательную деятельность запрещено осуществлять для достижения антигуманных и не предусмотренных законом целей.

Осуществление разведывательной деятельности возложено на:       

- Службу внешней разведки  Российской Федерации;

- органы разведки Министерства  обороны;

- органы разведки Федерального  агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;

- органы разведки Федеральной  пограничной службы РФ;

  • органы разведки Федеральной службы безопасности РФ.

В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки используются как гласные, так и  негласные средства и методы. На территории Российской Федерации применение этих средств и методов в отношении граждан РФ не допускается.

Надзор за соблюдением законов органами внешней разведки осуществляет прокуратура. За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентский контроль, осуществляемый в порядке, предусмотренном законом. Общее руководство органами внешней разведки, включая контроль и координацию деятельности, осуществляет Президент РФ.

Федеральные органы государственной охраны

Государственной охраной называется функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.

Объектами государственной охраны являются: Президент РФ, лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации. Охраняемыми объектами являются здания, сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории.

Государственная охрана осуществляется специальными федеральными органами государственной охраны, которые состоят из Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента РФ.

Федеральная служба охраны РФ осуществляет охрану Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ в период срока их полномочий. При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена другим лицам - депутатам, государственным служащим. В соответствии с международными договорами обеспечивается безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории Российской Федерации. На основании распоряжения Президента РФ Федеральная служба охраны осуществляет охрану иностранных политических и общественных деятелей в период их пребывания на территории РФ.

Служба безопасности Президента РФ осуществляет охрану Президента РФ, членов его семьи, проживающих с ним или его сопровождающих, в течение срока полномочий Президента, а по его истечении государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

Федеральные органы государственной  охраны создаются, реорганизуются и упраздняются Президентом РФ.

Задачами, стоящими перед Федеральными органами государственной охраны, являются выявление угрозы жизненно важным интересам, объектам государственной охраны, осуществление мер по ее предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда, обеспечение организации и функционирования (совместно с ФОПСИИ) президентской связи, участие в борьбе с терроризмом, выявление, предупреждение и пресечение преступлений на охраняемых объектах.

Государственная охрана осуществляется следующими мерами:

- предоставлением объектам  государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания;

- проведением охранных  мероприятий и поддержанием общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;

  • поддержанием порядка и пропускного режима на охраняемых объектах.

 Для осуществления  этих мер Федеральные органы  государственной охраны вправе привлекать силы и средства обеспечения безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска и др.), необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; производить при въезде (выезде) на охраняемые объекты личный досмотр граждан, принадлежащих им вещей, транспортных средств; задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны; вносить в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов; использовать транспортные средства предприятий, а в неотложных случаях - и граждан для предотвращения преступления, преследования и задержания лиц, совершивших преступление или подозреваемых в его совершении; беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на земельные участки при пресечении преступлений, а также при преследовании лиц, подозреваемых в их совершении; обмениваться со специальными службами и организациями иностранных государств служебной информацией и договариваться об условиях и порядке обеспечения личной безопасности объектов государственной охраны при их выезде за пределы РФ.

Информация о работе Правоохранительные органы